Особенности самооценки младших школьников.

Самооценка – это ….

Ребенок занимается различными видами деятельности: игровой, трудовой, учебной. В ходе этих видов деятельности осуществляется его самопознание. Деятельность ребенка оценивается окружающими и это влияет на систему представлений ребенка о самом себе. В последующем на самооценку. Выделяются следующие группы детей по степени, сформированности у них представлений о самом себе:

1.представления о себе адекватные и устойчивые. В содержание представлений входят сложные и обобщенные качества личности. Эти дети характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять мотив, думать о себе, в деят-ти эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, быстро приобретают навыки самоконтроля.

2.представления о себе неадекватные и неустойчивые, нет достаточного умения выделять существенные качества у себя , анализировать свои поступки. Осознают мало личностных качеств у себя. Только в некоторых случаях могут оценить себя адекватно. Требуется особое руководство по формированию навыка самоконтроля.

3.представления о себе содержит характеристики данные им другими, особенно взрослыми. Нет стремления заглядывать в свой внутренний мир. Представления о себе неустойчивые. Уровень притязаний низкий. В деятельности не умеют ориентироваться на свои возможности и силы.

Представления о себе у ребенка формируются в процессе оценочной деятельности взрослых, общения с другими, а так же в процессе оценочной деятельности самих школьников.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники различают в себе больше качеств, их психологический словарь богаче, оценка и самооценка точнее. У них начинает проявляться способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

В само описаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах. Стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, назвать свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.

На развитие самопознания большую роль оказывае оценка успеваемости.

Изучение мотивов получения у учащихся 1-4 классов показало, что эти мотивы могут быть внешними, т е «хочу 5, что бы отпустили гулять», но бывают и внутренними «хочу знать потому что мне интересно». Важно, что бы в процессе учения был переход от внешних мотивов к внутренним. Если переход наблюдается, то это свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя. Такую внутреннюю мотивацию следует поддерживать со стороны учителя. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:Адекватно-устойчивые, Завышенное-устойчивое, Неустойчивое в сторону неадекватного завышения или занижения

От класса к классу возрастают правильно оценивать себя и снижаются тенденции переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. В целом же самооценка младшего школьника динамична, имеет тенденцию к устойчивости. В дальнейшем переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Дети, имеющие адекватную самооценку активные, бодрые, находчивые, общительные, обладают чувством юмора, обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, которые соответствуют возможностям, после успеха выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную, прогнозы на будущее обоснованные и менее категоричные.

Эти дети отмечаются активностью, стремятся к достижению успеха, самостоятельны и оптимистичны.

Дети, с неадекватной заниженной самооценкой.

Работу при поиске ошибок перечитывают молча, но ничего в ней е меняют. Могут отказаться проверять себя объясняя, что все равно не найдут ошибок.

Если учитель их поощряет они постепенно включаются в работу. Но задания выбирают только легкие. Деятельность других детей переоценивают, неуверенны, неуверенность проявляется даже в планах на будущее.

Эти дети склонны уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Отличаются так же повышенной самокритичностью. Ранимы, повышены, тревожны, застенчивые, робкие.

Из за этих особенностей испытывают трудности в общении с другими детьми, но очень чувствительны к одобрению и ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

В работе с такими детьми педагогу рекомендуется:-переключать их внимание с самого себя на дело, работу.-хвалить их за успехи.-создавать ситуации гарантированного успеха в деле.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой переоценивают свои возможности. Они выбирают задачи, которые или явно не под силу. После неуспеха продолжают настаивать на своем, или тут же переключаются на очень легкую задачу. Часто ими движет мотив престижна. Они не обязательно себя расхваливают, но зато охотно бракуют все, что делают и говорят другие. Некритичны к себе.

Основной акцент в планах на будущее они делают на внешний стороне деятельности. Часто высокомерны, бестактны, слишком самоуверенны. Имеют завышенный уровень притязаний. Из-за этого часто испытывают острые аффективные переживания. Так же часто бывают упрямыми, агрессивными и т.п. При работе с этими детьми было обнаружено, что они сопротивляются перестройке своей самооценки. Когда отвечают другие дети, они могут воспринимать в их адрес оскорбления и т.д.

Факторы формирования самооценки.

Самооценка формируется в процессе учебной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

1 фактор: главная роль в формировании самооценки отводится учебной деятельности, так как в процессе деятельности формируются предпосылки отвлеченного теоретического мышления, которая способствует возникновению рефлексии, то есть самосознания.

До овладения научными понятиями дети сознательно обобщают только наглядные данные, признаки предмета, но не умеют сопоставлять и обобщать свои суждения.

Развитие понятийных форм мышления обуславливает возникновение к концу младшего школьного возраста способности к самонаблюдению, анализу. Дети считают, что они могут лучше учиться, чем учатся, но им просто не удается реализовать свои возможности.

К 3-4 классу дети осознают, что существуют еще и внутренние, связанные с особенностями их личности причины, препятствующие успеху. Этот факт подчеркивает, что развитие понятийного мышления способствует развитию самосознания.

В ходе учебной деятельности происходит оценивание ЗУН детей. Но оценивание ЗУН учитель одновременно оценивает личность, возможности ученика и место среди других. Именно так воспринимают оценки учителя дети. Ориентируясь на оценки учителя они делят себя на: сильных, слабых, старательных, отличников и т. д. По данным исследователей уже во втором классе у отлично успевающих учеников формируется завышенная самооценка. При этом у них возникает пренебрежительное отношение ко всем, кто не отличник. Дети, которые слабо успевают чаще имеют заниженную самооценку. Именно у них развивается неуверенность в себе, тревожность, робость, настороженность по отношению ко взрослым. Но самооценка поддается коррекции. Проведены успешные эксперименты, в которых показано, если ученика сравнить с самим собой то это открывает перед ним перспективы роста. Ученик начинает ощущать свои возможности.

Владимир Владимир Давыдов уделял в своих экспериментах внимание формированию самооценки. Было установлено, что обучение при котором овладение учебной деятельностью и всеми ее элементами становится предметом специального усвоения, создаются благоприятные условия для формирования самооценки.

Развитие самосознания в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у школьников возрастает критичность, требование к себе, так же в этом возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценка своих действий и поступков) к более обобщенным, которые проявляется в 3-4 классах. Возрастает самостоятельность самооценки, являясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности мл.шк.

2 фактор. Общение со сверстниками.

Самооценка формируется и корректируется в общении со сверстниками. Она обеспечивает принятие или неприятие ребенка в группу. Сверстник не желает общаться с детьми и отрицательно относится к детям с завышенной самооценкой. Дети так же без особого желания вступают в контакт с детьми с заниженной самооценкой так как те дети не поддерживают контакта. Если в группе сверстников есть ребенок, которого не принимают социометрические звезды то остальные дети в классе так же могут негативно к ним относиться и это сказывается на формировании их самооценки. Так же общение ребенка со взрослыми влияет на его самооценку. Упреки со стороны взрослых, негативные оценки ученика способствуют занижению самооценки . Развитие самосознания имеют некоторые особенности у мальчиков и девочек. Но проявляются они преимущественно в подростковом возрасте. У младших школьников самооценки девочек незначительно выше самооценки мальчиков. Возможно, это связано с тем что девочки соблюдают школьные требования точнее.

Диагностика самооценки.-проба Де Греефе- лесенка- изучение самооценки в разных видах деятельности - комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций у детей 6-9 лет- нарисуй себя

Развитие самооценки- Чемодан- Я ласковым прикинусь- Я самая красивая- Ситуации "гарантированного успеха"- Грамоты, похвальные письма, медали- комплименты-ладошка

Билет №19

Педагогика.

Наши рекомендации