Современная психология имеет свою разветвленную структуру.

Наиболее важные из них: общая психологияизучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности.(направленные на познавание человеком окружающего мира). Психические свойства личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности).

возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста(эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией); педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов , взаимоотношения людей в них; зоопсихология изучающая психику животных.; психология спорта исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы воспитания и обучения спортсменов; военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельностью военнослужащих, поведения человека в боя, военной обстановки; патопсихология, исследующая болезненные расстройства психики.

Трудовая – рассматривает психологические особенности различных видов деятельности

По развитию выделяется специальная психология, она изучает отклонения в развитии психики (тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология)

Связь психологии с другими науками:- Педагогика (возрастные особенности) , - философия (металогическая основа психологии) , - литература (переживания) , - медицина (строение мозга),- анатомия, физиология (физиология каждого процесса),- социология,- генетика,-социология,-математика

Большой вклад в развитие современной отечественной психологии внесли ряд психологов: Сеченов, Бехтерев, Павлов, Ухтомский, Лазурский, Басов, Выгодский, Леонтьев, Гальперин, Лурия, Эльконин, Запорожец, Бажович, Давыдов, Теплов, Небылицын, Мерлин, Мясищев, Ананьев. Современные психологи: Мухина, Шадриков, Богоявленская.

Билет №3

Педагогика. Характеристика системы непрерывного образования в РФ на основе Закона об образовании.

План.1.Понятие-образования;2.Образовательные цензы;3.Система образования. (образовательные программы,образовательные учреждения, Гос. стандарт.) 4.Принципы государственной политики в области образования.5.Непрерывное образование.

1.Образование-это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней(образовательных цензов).

2.В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы).

Основное общее образование;(9 классов) 2.Среднее(полное) общее образование;(11классов)3.Начальное профессиональное образование;(училище, ПТУ)4.Среднее профессиональное образование;(колледж) 5.Высшее профессиональное образование;(институт, аспирантура и т. д)6.После вузовское профессиональное образование;(повышение классификации).

3.Система образования.(образовательные программы,образовательные учреждения) (ст.8, главаII).

Система образования в Р.Ф. Представляет собой совокупность взаимодейсвующих:

-преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровняи направленности;-сети реализующих и образовательны учреждений не зависимо от их -организационно-правовых форм, типов и видов;-органов управления образованием и подведомственных им учереждений и организаций.(Государственные, частные, муниципальные)

Гос. Стандарт (ст.7)-это документ в котором определяются :

1.обязательный минимум содержания основных образовательных программ(обязательный объём меньше которого нельзя давать);2.максимальный объём учебной нагрузки обучающихся(нагрузка в неделю определённая);3.требования к уровню подготовки выпускников(ЗУН по всем предметам)

В стандарте предусматривается два основных компонента:(федеральный, национально-региональный, который выполняется в обязательном порядке)

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.(БАЗИСНЫЙ)Это все учебные предметы , которые обязательно изучаются во всех школах России, это не изменяемая часть стандарта.(Русский яз, литература, математика,биология и т.д)2.НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.Также обязателен для выполнения, но с учётом конкретного региона.(Москва- Москвоведение). Региональный компонент включает в себя базисный+региональный.3.ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.Он не является обязательным к выполнению, а может быть определён по выбору. Школьный компонент включает в себя базисный+региональный+школьный компонент ( в зависимости от того с каким уклоном школа).

На основе Гос.стандарта составляются учебные программы и учебные планы.

Учебная программа (ст.9)-это госуд. документ, в котором определено содержание учебных предметов по темам и количеству часов на изучение каждой темы.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1.Общеобразовательные(основные и дополнительные)2.Профессиональные(основные и дополнительные)

К общеобразовательным относятся программы:

1.Дошкольного образования;2.Начального общего образования;3.Основного общего образова ния;4.Среднего(полного)общего образования;

К профессиональным относятся программы:

1.Начального профессионального образования;2.Среднего профессионального образования;3.Высшего профессионального образования;4.Послевузовского профессионального образования;

Кроме того в школе существуют типовые, вариативные и авторские программы.

1.Типовые программы характерны для большенства школ Р.Ф.2.Вариативные другие варианты(Например: Программы развивающего обучения Давыдова, Эльконина, Занкова).3.Авторские- отдельные учёные создали свою программу, и она может использоваться только в этой школе.

Еще одним положением системы образования явл. образовательные учреждения.

Образовательные учреждения-государственные, муниципальные, негосударственные(частные)

К государственным относятся учреждения следующих типов:

1.дошкольные;2.общеобразовательные (начального общего, основн6го общего, среднего (полного) общего образования); (гимназии, лицеи с разными уклонами; с углубленным изучением какого-либо предмета). 3.учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;4.учреждения дополнительного образования взрослых; 5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6.учреждения -дополнительного образования; 7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8.учреждения дополнительного образования детей;

9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

4.Принципы государственной политики в области образования (ст.2).

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1.Гуманистический характер образования (уважение личности ученика и учителя), приоритет общечеловеческих ценностей (главное прежде всего это человек, семья, жизнь, труд, знания, любовь, отечество), жизни и здоровья человека, свободного развития личности. 2.Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 3.Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; (наше государство явл многонациональным и нужно учитывать особенности каждого государства и его народа, учитывать их ценности)4.Общедоступность образования, адаптивность (приспособленность) системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;5.Светский характер образования в государственных и муниципальных (местные) образовательных учреждениях; ( школа отделена от церкови; воскресные школы) 6.Свобода и плюрализм в образовании; (свобода выбора)7.Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений (не приемлем командный стиль работы, а свобода гласности, уважение к личности).

5. Непрерывное образование.

В основе непрерывного образовния лежит приемственность всехпрограмм и стандартов.

Непрерывное образование продолжается в течении всей жизни. В течении жизни наш кругозор увеличивается, мы узнаём много нового для себя Мы преодолевем различные трудности. Стремимся узнавать что -то новое для себя.(В школе мы переходим из класса в класс.Из колледжа поступаем в институт(В основе лежит программа)). Люди учатся по единой программе.

(ВСЕ СТУПЕНИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ НА ОСНОВАНИИ РАЗРБОТАННЫХ УЧЕБНБНЫХ ПРОГРАММ)

(ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

1 министерство образования2 при министерстве академии пед.наук 3 министерства автономных округов4 департамент образования5 областной ,окружной отдел образования6 городской отдел образования7 районный отдел образования8 администрация уч.зав.)

Психология.

Наши рекомендации