Цель средней школы - вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Много внимания уделял закреплению материала.
Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления
Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.
В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на разви-тие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мы-шления должна вести к сознательной деятельности в
Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы, оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.
Билет 10
Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)
Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.
Педагогу нужно:
овладение педагогической теорией.Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды
. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков
цели воспитания
цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека
Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым.
воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость,
. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, о добродетельном поведении и выработать нравственный характер.
Первичные этические идеи по Гербарту:
идея внутренней свободы(согласованности между разумом и волей личности)
идея совершенства( вырабатывается на основе организованной воли из-за многосторонних интересов индивида)
идея благожелательности
идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав
идея справедливости поощрение или наказание.
должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся
Важна Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.
Первичные этические идеи :человек включен в разнообразные социальные связи.
проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом общества.
2 группы целей воспитания: возможные и необходимые.
Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности.
Необходимые цели касались выработки личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной, разнообразной восприимчивости, Необходимые цели осуществляются, по Гербарту, через развитие твердой воли, нравственного характера.
Он полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил нравственное воспитание
Дети не способны младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями
три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.
Управлениепорядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания
уничтожает природную, первобытную необузданность, Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет
угроза должна быть дополнена надзором, который,
Система различных наказаний была детально разработана Гербартом
Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления.
Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.
Теория обучения
. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.
Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.
Билет 11
Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки
Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установкилишали учащихся самостоятельности.
Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратилась в одну из важнейших педагогических проблем.
понятие «реформаторская педагогика» или «новое воспитание». Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников, «гражданского воспитания», «прагматической педагогики», «трудовой школы ««экспериментальной педагогики», педагогики «действия» и др.
Заметное место в ряду педагогов-реформаторов конца XIX – начала XX веков занимали Г. Кершенштейнер, А.Лай, Дж. Дьюи, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик.
идея развивающего обучения – школа должна заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы; развивать навыки самообразования;
, Признание необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, развивать познавательный интерес, способности и самостоятельность учащихся
Выступление против телесных наказаний в традиционной школе.
Важный вопрос о целях воспитания подрастающего поколения.
Идеалы, к которым стремились почти все реформаторские
индустриально-образованный пролетариат; «хозяин» жизни,
беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом;
«средний» человек, примиряется с окружающими его условиями жизни.
вопрос о соединении умственного и физического труда, одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.
В 20-30-е годы XX века в западноевропейских странах возникает течение так называемых «новых школ» («новое воспитание»). В Женеве было создано «Международное объединение новых школ»,
«Новые школы» – учебные заведения интернатского типа – организовывались частными лицами или общественными педагогическими организациями. Плата за обучение в таких школах была высокой, и они были доступны, в основном, привилегированным сословиям.
В этих школах применялись так называемые «свободные» и активные методы обучения, создавалась среда, которая обеспечивала всестороннее развитие учащихся, физическое.. Большое внимание уделялось ручному труду, эстетическому воспитанию, культуре поведения учащихся.
Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)
В 90-е годы XIX века в США зародилась так называемая «философия прагматизма» (основатели Ч.Пирс, У.Джеймс). Направление прагматизма - истинно то, что полезно»
. Вкачестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувствами « внутреннего удовлетворения»,
Экспериментальнаяпедагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)
Создатели экспериментальной педагогики полагали, что прогресс в деятельности школы, может быть достигнут на основе использования положительных и достоверных фактов из педагогической практики.
Были созданы научно-экспериментальные лаборатории и введен в научный обиход термин «педагогический эксперимент».
эксперименталисты выдвинули принцип саморазвития личности.
практического улучшения школы необходимо действительное слияние … теории и практики».
Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори).
Главными представителями теории « свободного воспитания» можно считать шведскую писательницу и педагога Э. Кей, немецкого педагога Л. Гурлитта. К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести идеи и деятельность итальянского врача-психолога и педагога М. Монтессори. Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.
Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв.
Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине 20 в. был направлен на обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания, на формирование творческого отношения детей к учебе. Сосредоточением такого поиска стали экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, которые получили название « новые школы».
На рубеже 19-20 вв. их насчитывалось около 25.
Билет 12
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.