Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики.
Для успешного прохождения педагогической практики магистрант должен:
знать:
-специфику деятельности преподавателя высшего учебного заведения;
- технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях;
- основные методики проведения лекционных, лабораторных и практических занятий;
- виды учебно-методической документации, необходимой для проведения учебного процесса;
- методы и средства контроля учебных достижений студентов;
уметь:
- использовать методики проведения лекционных, лабораторных и практических занятий;
- применять современные методы и средства контроля учебных достижений студентов;
- разрабатывать учебно-методическую документацию по отдельным видам занятий;
владеть:
- методами поиска необходимой для учебного процесса информации в сети Интернет;
- методами подготовки мультимедийных материалов для учебного процесса;
- навыками формирования учебно-методического комплекса по дисциплине;
- навыками проведения практических занятий.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции:
способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);
способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).
7. Структура и содержание практики
Общая трудоемкость практики составляет 4,5 зачетных единицы, 3 недели.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Трудо-ем-кость (в часах) | Формы текущего контроля |
Подготовительный | - Изучение нормативных документов по регламентации деятельности учебного процесса - Знакомство со структурой деятельности профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении и видами ООП института и кафедры - Анализ направлений учебной деятельности и научных исследований профессорско-преподавательского состава, участвующего в руководстве магистерскими диссертациями - Знакомство с перечнем учебных дисциплин на кафедре | Самостоятель-ная работа | ||
Содержательный | - Обновление списка источников основной и дополнительной литературы по дисциплине - Анализ наличия литературы по дисциплине в библиотечном фонде - Подготовка Программы учебной дисциплины или обновление вариантов УМК (методических рекомендаций по дисциплине, материалов по проведению семинарских занятий) - Разработка форм контроля по дисциплине - Разработка вариантов инновационных методик преподавания дисциплины (для одной-двух тем лекционных и /или семинарских занятий, варианта кейса или деловой игры схемы проведения дискуссии и т.п.) - Подготовка, проведение и анализ семинарского занятия | Самостоятель-ная работа | ||
Заключительный | Подготовка и защита отчета о педагогической практике | Экзамен |
Содержание практики
Педагогическая практика проходит без отрыва от основных учебных занятий, в форме индивидуальной самостоятельной работы под контролем руководителя практики. Она представляет собой изучение основных форм и методов педагогической деятельности и разработку первичных материалов УМК, соответствующих профилю образовательных программ на кафедре.
Педагогическая практика включает в себя проведение следующих работ:
- ознакомление со структурой образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем методической и отчетной документации;
- ознакомление с программой и содержанием читаемых курсов;
- ознакомление с организацией и проведением форм учебных занятий;
- самостоятельную подготовку вариантов обновления учебно-методического комплекса по одной из учебных дисциплин (список дисциплин устанавливается на заседании кафедры; конкретная программа выбирается магистрантом и согласуется с преподавателем дисциплины и руководителем практики);
- подбор и анализ основной и дополнительной литературы учебной дисциплины в соответствии с тематикой и целями занятий; анализ ее обеспеченности в библиотечном фонде университета;
- разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;
- научно-методический анализ проведения различных видов учебных занятий (лекций, практических занятий).
Для каждого магистранта разрабатывается индивидуальный план педагогической работы, с указанием ее этапов, сроков проведения и вида отчетных документов, основным из которых является Отчет о педагогической практике.
В содержание отчета должны входить:
1. Индивидуальный план научно-педагогической практики.
2. Введение, в котором указываются: актуальность исследования, цель, задачи, место, сроки прохождения практики; перечень выполненных работ и заданий.
3. Содержательная часть.
4. Заключение, включающее индивидуальные выводы о практической значимости проведенного научно-педагогического исследования и отражающее его основные результаты.
5. Список использованных источников.
6. Приложения.
Объем отчета должен составлять не менее 30 страниц (без списка использованной литературы и приложений), в компьютерном исполнении, через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см.
В отчет обязательно должно быть включено методическое обеспечение проведенных занятий Оно может включать подробный конспект занятий, перечень контрольных вопросов, задачи, тесты, список литературы, материалы, обеспечивающие применение инновационных методов обучения (деловые игры, case-study, проектные методы, тренинги и т.д.) с использованием современного программного обеспечения и методические рекомендации по их использованию на практических (семинарских) занятиях.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В процессе организации педагогической практики используются репродуктивные (моделирование педагогических ситуаций) и интерактивные (дискуссии с преподавателями, творческие задания) технологии.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Подготовительный и содержательный этап педагогической практики предполагает самостоятельную работу. Самостоятельная работа – это подбор материалов и первичное формирование основных элементов УМК дисциплин, входящих в основные образовательные программы кафедры:
- учебной программы дисциплины;
- методических рекомендаций по дисциплине;
- материалов по проведению семинарских занятий;
- форм контроля по дисциплине;
- вариантов инновационных методик преподавания дисциплины (для одной-двух тем лекционных и /или семинарских занятий, варианта кейса или деловой игры схемы проведения дискуссии и т.п.).