К.Д.Ушинский – педагог-новатор.
К.Д.Ушинский (1824-1871) – русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1860 году был редактором «журнала министерства народного просвящения». Деятельность его протекала в период кризиса крепостнического строя, подъема общественно-демократического движения и формирования в нем революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической теории стали требования демократизации системы образования и обучения. КДУ понимал тесную связь между педагогикой и философией. В педагогической теории КДУ основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала опорой в борьбе за реформы народного образования, против рабского подражания иноземному, недооценки жизни простого народа, родного языка, природы. КДУ выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке. Воспитание рассматривал как общественное явление. Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. Педагогика использует достижения наук о человеке.
КДУ разработал целую дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, КДУ раскрыл особенности умственного развития ребенка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения. Дидактика КДУ является теорией организации учителем познавательной деятельности детей. В ней первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Одним из главных условий для умственного и физического развития ребенка считал правильное чередование умственного и физического труда.
Основные работы: детский мир и хрестоматия, родное слово, человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии.ческую систему. школы. обоего пола на родном языке.. ое обучение детей обоего пола на родном языке.. ражания иноземномуия в нем
Билет 25
Контекстное обучение [лат. contextus — тесная связь, сцепление, сплетение] — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста (А.А. Вербицкий). Основное противоречие профессионального обучения состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в К. о., представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности с помощью, соответственно, семиотической, имитационной и социальной обучающих моделей. В формах собственно учебной деятельности реализуются главным образом процедуры передачи и усвоения студентами знаковой информации (семиотическая обучающая модель); в квазипрофессиональной деятельности в аудиторных условиях и на языке наук воссоздается предметное и социальное содержание усваиваемой деятельности (имитационная обучающая модель). В учебно-профессиональной деятельности студенты, оставаясь в позиции обучающихся, выполняют профессиональные действия и поступки; формы организации такой деятельности практически воспроизводят формы реальной профессиональной деятельности (социальная обучающая модель).
Основной единицей задания содержания образования в К. о. выступает проблемная ситуация во всей своей предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Система таких ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике путем задания сюжетной канвы моделируемой профессиональной деятельности, создает возможности интеграции знаний всех других научных дисциплин, необходимых для разрешения этих ситуаций. Основной единицей деятельности студента является поступок, посредством которого будущий специалист не только выполняет предметные действия в соответствии с требованиями и нормами профессии, но и получает нравственный опыт, поскольку действует в соответствии с нормами отношений, принятых в данном обществе и в данном профессиональном сообществе. Тем самым решается проблема единства обучения и воспитания в рамках целостного образовательного процесса.
Билет 26