Я.А. Каменский – основоположник научной дидактики.

Я.А.Каменский (1592-1670) чешский педагог. «Великая дидактика»- его главный педагогический труд призывает обучать детей на родном, а не на латинском языке. Образование имеет ценность только тогда, когда оно воспитывает нравственность в учащихся. Он сформулировал систему дидактических принципов, во главе которой стоит принцип соответствия образования и воспитания природе вообще и ребенка в частности. Создал классно-урочную систему обучения, которая полностью изменила организацию школьной учебной работы и является ведущей системой и в современной педагогике. Он впервые указал признаки классно-урочной системы:

-Определенное ежегодное начало учебного курса;

-Деление на классы

-Распределение времени.

Принципы дидактики:

1. основой обучения должен быть порядок, взятый из природы:

2. обучение, как и природа, должно находиться в постоянном движении вперед, прдолжать, совершенствовать прежде начатое.

3. содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой:

- образование должно начинаться своевременно;

- один ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя

- учить необходимо без разнобоя в методах.

4. обучение должно быть всесторонним;

5. все должно преподаваться путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы.

6. ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума.

Активные методы обучения.

Метод обучения - способ совместной деятельности обучаемого и преподавателя в ходе учебного процесса. Эта деятельность происходит с разной степенью активности участников. Методы обучения в профессиональной школе имеют свою специфику, обусловленную прежде всего видами профессиональной деятельности, которую она формирует. Исходя из этого, приоритетными можно считать так называемые методы активного обучения.

Методы активного обучения – это методы, организующие непосредственное вовлечение обучаемых в активную самостоятельную деятельность по решению познавательных задач.

При использовании активных методов студент большую часть времени производит самостоятельные действия (умственные, мануальные или сенсорные). При этом основная функция преподавателя – организовывать, направлять, и контролировать эту деятельность. Таким образом, основной принцип выбора метода обучения дисциплине можно сформулировать как принцип соответствия методов обучения системе целей изучения дисциплины.

Классификация по уровню освоения дисциплины:

- ознакомление с учебной информацией (прослушивание лекций, изучение материальных объектов, источников информации и др.) - условно относится к активным.

- выполнение умственных действий - решение познавательных, логических, ситуационных клинических и других задач, вместе с выполнением мануальных действий является основным видом учебной деятельности студента. Используя ООД, можно повысить эффективность обучения решению задач.

- выполнение мануальных действий на моделях и/или пациенте – важное место. Физикальное обследование пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), некоторые диагностические и лечебные манипуляции входят в список практических умений – раздела конечных целей обучения выпускника.2 обязательных условия способствуют формированию мануальных действий: использование ООД (2 типа) и индивидуальное многократное выполнение каждым обучаемым каждого действия. Возможно использование КТ

- учебные игры – метод активизации учебного процесса (деловая игра), это игровая имитация конкретной проблемы управления с целью выработки наилучшего варианта решения. Существует 2 группы игр: ролевые (разыгрывание ролей в имитации решения проблемы) и соревновательные (на выигрыш – типа что? где? когда?). использование игр может преследовать 2 цели: отработки какого-либо элемента действия и интеграции наработанных действий в вид деятельности. Игра резко активизирует процесс усвояемости действия, т. к. человек раскрепощается. Подготовка к проведению довольно сложна, поэтому в медучилищах используется редко, можно ввести игровой элемент в практическое занятие;

- учебно-исследовательская работа (реферирование источников информации, рецензирование, планирование и проведение исследования) - может быть отнесена к методам формирования критичности мышления и творческой деятельности. К этому виды активных методов обучения можно отнести: лабораторный практикум с постановкой экспериментов; рецензирование (заданий, выполненных другими студентами, источников информации); реферирование. Лабораторный практикум используется при изучении общепрофессиональных дисциплин. Рецензирование как метод может быть использован на практическом занятии при изучении практически любой дисциплины. Так же для рецензирования можно использовать видеофильмы (искать ошибки). Реферирование используется очень широко. Но важно: подбирать темы, раскрытие которых требует аналитической деятельности. При построении технологии обучения дисциплине эффективные методы обучения выбираются следующим образом. Опираясь на исторический опыт преподавания дисциплины и педагогические принципы (43), необходимо отобрать (или создать новые) методы, которые предполагают активную учебную деятельность обучаемых и адекватны системе целей изучения дисциплины.




Наши рекомендации