Характеристика форм организации обучения. пути совершенствования занятий.
Форма обучения – совместная деятельность обучающегося и обучаемых, осуществляемая в определенном порядке и установленном режиме.
Выделяют 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная
Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в д/цели, в степени самостоятельности детей, в соответствии комплексной и индивидуальной работы, в особенностях пед. руководства.
Индивидуальная форма организации обучения.
Положительные факторы: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соотносительно уровню развития ребенка, с учетом типа усвоения им материала, особенностей психических процессов.
Групповая форма (с подгруппой). Основанием для комплектования могут быть симпатии детей, общность их интересов, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. «Сильные» дети будут подбадривать неуверенных, помогать советом, показом, участием. Занятия можно проводить с каждой подгруппой поочередно, а можно сразу со всеми подгруппами (тогда продумать размещение).
Фронтальные занятия.
а) Для них отведено программное содержание, постоянное время в режиме дня, установлена продолжительность. Количество занятий и их продолжительность в разных возрастных группах определяются «П» с учетом возрастных особенностей детей. С учетом периодов наиболее высокой работоспособности детей составляется сетка занятий (расписание) на неделю.
б) Организация занятий.
соблюдение определенных гигиенических норм (проветрено, мебель соответствует росту детей, нормальная освещенность, свет слева, правильная поза ребенка, … деятельность, физ минутки.
в) 3анятия имеют определенную структуру:
1. начало занятий – предполагает непосредственную организацию детей; нужно переключить их внимание на представление деятельности, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
2. Ход (процесс) занятий – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключается в усвоении знаний и умений, … учебной задачей. Воспитатель смотрит, как взаимодействуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, напоминании, дополнительном показе, поддержке. Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий чему он научился.
3. Окончание занятий посвящено подведению итогов и оценке результатов уч. деятельности.
В мл. гр. воспитатель одобряет детей, хвалит за усердие, желание выполнять задание, т.е. активизирует положительные эмоции, связанные с содержанием обучения.
Ср. гр. – дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей.
Ст. в-те – к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети.
А) подготовка воспитателя к занятию:
а) планирование занятий. Нужно планировать … занятий по данному разделу, отбирать программное содержание, наметить методы и приемы.
Некоторые занятия требуют предварительной работы, которые также указываются в плане. Затем воспитатель продумывает ход и составляет конспект (при необходимости).
- программное содержание
- оборудование
- предварительная работа
- словарная работа
- индивидуальная работа
- ход
- методические приемы
б) подготовка оборудования – зависит от содержания и методов приемов, запланированных воспитателем
в) подготовка детей - заключается в создании у детей готовности заниматься, интереса к предстоящей работе. Дежурные готовят все для занятий, если занятия физкультурные – надевают спортивную форму.
Традиционно выделяют 3 группы занятий:
1. усвоение новых знаний
2. закрепление ранее приобретенных знаний.
3. творческое применение знаний и умений.
В настоящее время преобладают комплексные занятия, на закрепление одновременно несколько д/задач (система знаний, умений и развития творческих способностей).
По содержанию знания могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей. Интеграция знаний должна осуществляться так чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении д/задач.
На практике в ДОУ чаще всего используются групповая форма организации, так как при такой форме организации хорошо успевающие дети помогают отстающим, подбадривают неуверенных. Есть возможность использовать технологию сотрудничества, достаточная экономичность во времени (в отличие от индивидуальной формы), в то же время у педагога больше возможностей для осуществления индивидуального подхода (в отличие от фронтальной формы организации обучения).
Фронтальная форма организации используется при проведении физкультурных занятий, занятий по ИЗО деятельности.
Также воспитатель организует и индивидуальную работу с детьми, например, для подготовки к предстоящему занятию, с детьми, которые не усвоили материал на занятии, с детьми, часто болеющими.
Обучению детей вне занятий служат д/и, подготовка к праздникам, чтение художественной литературы. Особо выделяют 2 формы – дидактические игры и экскурсии.
Дидактическая игра как форма организации обучения. Игровая форма облегчает детям усвоение материала. Дидактические игры позволяют в живой, непосредственной форме знакомить детей с разнообразными явлениями, предметами и их свойствами.
Экскурсиикак форма обучения дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Во II мл. гр. экскурсии проводятся внутри ДУ, участка, со ср. гр. – за пределами детского сада.
Содержание знаний определено программой и непосредственно окружением ДУ (наличие культурных объектов, достопримечательностей).
Требования, которые нужно учитывать при планировании детской экскурсии:
1. Экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности , познания интересов.
2. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводятся повторные экскурсии. Целесообразно проводить повторные экскурсии в тот период. Когда в наблюдаемом объекте происходят заметные качественные сдвиги.
3. Постепенное усилие программного материала которых проходит в 2-х направлениях: за счет последнего углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях.
4. На каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать знания и умения, какие переживания будут активизированы.
Структурные части экскурсии:
1. Подготовительный этап.
2. Ход экскурсии.
3. Последующая последовательная работа.
Ход экскурсии . Ведущие методы – наблюдение, вопросы разных типов:
- нацеливающие внимание.
- активизирующие мышление (требования сравнения, сопоставления, обобщение, различение).
- стимулирование деятельности вообще, побуждение к творческому мышлению, выводам, рассуждениям.
На некоторых экскурсиях основным методом может быть беседа (например, с продавцом).
В конце экскурсии – подвести итог (что интересно, что познавательно)
3. Послеэкскурсионная работа – направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний.
Приемы:
- оформление материалов, принесенных с экскурсии (шишки….)
- обращение к художественным примерам, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению.
- работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город»), в уголке природы (изучение макетов, коллекций, гербариев).
- организация игр (дидактические игры, сюжетно – ролевые, режиссерские).
- Обобщающие беседы, которые проводятся по завершению блока образовательной работы по определенной тематике.
Для совершенствования занятия в ДОУ можно порекомендовать 2 пути: оптимизацию и гуманизацию. Оптимизация занятий предполагает использование нетрадиционных форм проведения (КВН, викторины, конкурсы), проведение комплексных и интегрированных занятий. Гуманизация предполагает построение занятия в рамках личностно-ориентированной модели.
Таким образом, в дошкольном возрасте используются разнообразные формы организации обучения, ведущей из которых является занятие.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ. ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ, ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
Преемственность в системе образования –это установление взаимосвязи м/у смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность д/с и школы - –содержательная, двусторонняя связь, предполагающая с одной стороны: направленность воспитательно-образовательной работы в д/с на требования, которые будут предъявлены к детям в школе, а с другой: опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.
Благодаря преемственности обучение в школе осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
По результатам практики можно выделить следующее содержание преемственности:
1. Целевая преемственность– согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития. В д\с – цель: общее развитие ребенка, в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства. В начальном образовании: продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении , письме, математике и становлением учебной деятельности.
2. Содержательная преемственность –Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые по содержанию (в школе – усложнение содержания).
3. Технологическая преемственность(преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения).
Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания. В то же время в детском саду используются некоторые формы, средства, методы обучения, распространенные в школе (например, в старшем дошкольном возрасте большая доля словесных методов обучения.
4. Психологическая преемственность (преемственность психолого-педагогических требований и условий воспитания)- учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, обеспечение их достаточной двигательной активностью; общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие; использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.; личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
Основаниями для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются: состояние здоровья и физическое развитие детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; умственные и нравственные способности учащихся; сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития; развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.
Пути сотрудничества ДОУ, школы и родителей при подготовке детей к школе:взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.; ознакомление детей со школой (экскурсии, беседы с детьми); Организация встречи детей в детском саду с начинающими школьниками; Изучение воспитателями программы обучения 1 класса; участие учеников в праздниках детского сада, в оформлении участков; оформление атрибутов для организации с/р игры «Школа» и т.д.
Программы реализующие ориентиры непрерывного образования: «Золотой ключик», «Из детства в отрочество», «Преемственность», «Сообщество», «Школа-2100».