Характеристика методов и приемов обучения.

По результатам практики, я увидела, что педагог использует разнообразные методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, в зависимости от цели и содержания предстоящего занятия, оснащенности педагогического процесса, от личности педагога.

Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых детей, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Прием обучения— составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
1. НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости от характера познавательных задач: • распознающего характера • за изменением и преобразование объектов • репродуктивного характера По времени: • кратковременные • длительные 2. ДЕМОНСТРАЦИЯ Демонстрация картин и репродукций: Виды картин: • специально созданные дидактические картины (сюжетные и предметные) • репродукции известных художников • книжная графика (иллюстрации) Демонстрация с использованием ТСО: • слайды • диафильмы • видеофильмы • компьютерные программы НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ: • показ способов действий, • показ образца (полный или частичный) • приближение наблюдаемого объекта, • фиксация результатов наблюдения 1. УПРАЖНЕНИЕ В зависимости от способов выполнения: • подражательные • конструктивные • творческие В зависимости от дидактического материала: • речевые • предметные • игровые 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ Виды моделей:
  • предметные
  • предметно-схематические
  • графические
3. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ 4. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ. · дидактическая игра · воображаемая ситуация · роль ПРАКТИЧЕСКИЕ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ: • обследование, • подражание движениям, • обрисовка жестом, • подражание голосом, • внезапное появление объектов, игрушек (сюрпризный момент), • выполнение воспитателем различных игровых действий, • инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации, • загадывание и отгадывание загадок, • введение элементов соревнования, • создание игровой проблемной ситуации.
1. БЕСЕДА Виды бесед: по содержанию • познавательные • этические по дидактическим целям • вводные • обобщающие (итоговые) 2. РАССКАЗ 3. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ:
  • вопросы,
  • указания,
  • пояснения,
  • разъяснения,
  • объяснения,
  • уточнение,
  • педагогическая оценка,
  • обсуждение,
  • придумывание
  • сравнение по различию,
  • сравнение по сходству,
  • использование потешек, пословиц, поговорок (худ. слово),
  • анализ предметов, объектов,
  • решение логических задач,
  • совместный поиск выхода из ситуации

Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

Демонстрация наглядных пособий - метод обучения, дающий ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, а также позволяющий увидеть

предметы и явления в динамике.

Упражнение -многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Моделирование -наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком (предметные; предметно-схематические; графические)

Опыты и экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка, направленная на познание признаков и свойств предметов и явлений, непосредственно воспринимаемых при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытых, не поддающихся такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).

Беседа -диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Можно порекомендовать педагогу, с учетом возраста детей в младшей группе приоритет отдавать наглядным и практическим методам обучения, в старшем – большая доля в учебном процессе должна принадлежать словесным методам (так как уже формируется словесно-логическое мышление).

Таким образом, в дошкольном возрасте обучение должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наши рекомендации