Психика. Определение и функции

Что изучает психология.

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых - психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

НаI этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи.

Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее времяпсихология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Каждый из нас, ежедневно встречаясь с людьми, разговаривает с ними, реагирует на слова взволнованно или спокойно, одни люди нам приятны, другие — не очень.
Узнав о том или ином факте, событии, явлении, мы размышляем, обдумываем, переживаем или же остаемся равнодушными; т. е. одно нас интересует, другое нам безразлично.
Мы возмущаемся и негодуем, видя недостойное поведение человека, критикуем его; самоотверженный поступок, проявленная чуткость радуют нас.
Трудясь, мы настойчиво, с большим воодушевлением добиваемся осуществления намеченных планов, но иногда мы работаем вяло, без подъема.
Видя разнообразные предметы, мы рассматриваем их, они нам или нравятся или нет; одно мы запоминаем, другое — забываем, бываем внимательны к одному и не замечаем другого.
Каждому из нас доставляет удовольствие хорошая книга, красивая мелодия, прекрасное произведение живописи.
Все это и многое, многое другое — различные проявления нашей психической жизни, т. е. нашего духовного мира. Психология - и есть наука о нас самих, о нашем внутреннем, духовном мире.
Психология изучает психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, волю, воображение, чувства и такие свойства личности, как темперамент, характер, способности, потребности, интересы; изучает психологическая наука также особенности деятельности человека (навыки, привычки, трудовую и творческую деятельность и т. д.).
Слово «психология» происходит от двух греческих слов; «психе» - душа, или психика, и «логос» — наука, учение. Другими словами, психология изучает личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.
Психическая жизнь человека сложна и многогранна: она зависит не только от влияний внешней среды, но и подчиняется сложным нервно-физиологическим закономерностям высшей нервной деятельности, работы мозга.
Психические процессы и свойства личности тесно связаны между собой, всегда проявляются в различных взаимосвязях и взаимозависимостях. Никогда не бывает так, чтобы в данный момент протекал только один психический процесс или проявлялось только одно свойство личности. Так, процесс восприятия очень тесно связан и с процессом ощущения, и с процессом воображения, и мышлением, и памятью. Если мы, например, воспринимаем (рассматриваем) неразборчивый почерк, разобраться в нем окончательно помогает нам и воображение, и мышление, и память.
Одной из важнейших задач психологии является изучение и объяснение всех психических явлений, т. е. раскрытие объективных закономерностей, которые лежат в основе их возникновения, развития и формирования.
На протяжении всей истории развития психологии происходила и происходит острая и непримиримая борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием и объяснением психических явлений.
Основной вопрос, решение которого определяют материалистические или идеалистические позиции в психологии, — это вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой нечто особое, бесплотное, не зависящее от материи.
Идеалистическая психология отрицает зависимость психической жизни от организма, нервной системы человека, от условий его жизни и воспитания. Мысли, чувства, желания и стремления, поступки, поведение человека, по мнению идеалистов, определяются сознанием (душой).
Исходя из первичности духовного, нематериального и вторичности материального, идеалистическая психология сближается с положениями религии о сотворенности мира богом. Идеалистическая психология всех видов на протяжении своей истории являлась верной служанкой религии и стремилась обосновать необходимость веры в существование бога, веры в бессмертие души, в загробный мир. Еще и сейчас на Западе (в Европе и Америке) в некоторых университетах специально разрабатывается идеалистическая психология, которая служит нуждам религии. В капиталистических странах идеалистическая психология взята на вооружение в борьбе с неверующими, в борьбе с коммунистическими идеями.
В настоящее время наиболее реакционные психологи-идеалисты активно служат империалистическому капиталу. Например, такие психологи работают на фабриках, заводах и в армии США. Задачей этих психологов является отвлечение рабочих и солдат от классовой борьбы, борьбы за лучшее будущее. Капиталистам всех мастей выгодно поддерживать веру трудящихся в лучшее будущее не на земле, в настоящем, а в будущем «загробном мире», после смерти. Религии всех видов ревностно служат капиталу, внушают верующим беспрекословное подчинение эксплуататорам, а за это обещают рай трудящимся на небе.
Близость идеалистической психологии и религии показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая отражает мировоззрение и политические взгляды капиталистов-эксплуататоров.
Идеалистическая психология политически нам враждебна, с научной точки зрения необоснована. Нельзя доказать научно существование этой особой, нематериальной души, нельзя доказать независимость психических процессов от деятельности мозга, нервной системы, организма человека в целом.
Идеалистическая психология нами полностью отвергается. Многие зарубежные исследователи-психологи в настоящее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и приближаются к материалистическому пониманию психической жизни человека.
В признании первичности материи и вторичности психики, сознания заключается коренное отличие материализма от идеализма. Материализм, в противоположность идеализму, утверждает, что психика является продуктом длительного развития материи. Лишь на определенной стадии развития материи появилась психическая жизнь как особое свойство этой материи.
В истории развития мира было время, когда психики, сознания не было. Неорганическая природа и растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствуют способность ощущения, мышления и чувствования.
Психика возникла на самой высокой стадии развития материального мира — на стадии появления живых существ: животных и человека. В ходе эволюции животных формировался специальный орган психики — нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. У высших животных и человека развитие психики органически, неразрывно связано с развитием коры больших полушарий головного мозга.
Итак, психика, сознание — это свойство материи, возникающее на высокой ступени ее развития. Это — высший продукт особым образом организованной материи — мозга.
Подлинно научное понимание сущности психики, сознания стало возможным на основе диалектического материализма. Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным, физиологическим процессам. «Что и мысль и материя,— указывает В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом».
Замечательный народный демократ А. И. Герцен правильно писал, что взаимоотношение мозга и мышления можно сравнить с взаимоотношением машины и ее работы. Работа машины есть свойство машины, но, с другой стороны, работа не является самой машиной. Так и мысль есть свойство высокоорганизованной материи — коры головного мозга, но не является самой этой материей. Психика как свойство мозга обладает способностью отражения внешнего мира. Согласно ленинской теории отражения окружающий нас мир, объективная действительность, существует вне человека, независимо от него, независимо от сознания человека. «Существование независимого от отражающих отражаемого (независимость от сознания внешнего мира) есть основная посылка материализма».
Внешний мир, предметы и явления окружающей среды влияют на человека, неизбежно воздействуют на него. Действуя на органы чувств, нервную систему человека, предметы и явления объективной действительности отражаются в его мозгу. Психические процессы — наши ощущения, восприятия, память, представления, воображение, мышление — разные формы этого отражения.
Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и является познанием этой действительности. Через отражение в мозгу предметов и явлений внешней среды человек узнает их свойства: цвет, форму, величину и т. д. В результате процесса отражения действительности возникают и формируются чувства человека, его стремления и действия, качества его личности, потребность, интересы, способности и характер, складывается его жизненный опыт.
Все психические процессы, т. е. все формы отражения, возникают путем активного взаимодействия человека с внешним миром. Отражение происходит в процессе активной деятельности человека в обществе.
Психика человека определяется условиями общественной жизни. На практике (т. е. в труде, деятельности, технике, эксперименте), в своем опыте человек проверяет правильность отражения внешнего мира и таким образом достигает познания объективной истины.
Отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Объективный характер отражения выражается в двух моментах. Во-первых, отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно является результатом воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Во-вторых, отражение объективно потому, что оно представляет собой нервно-физиологический процесс и выражается в различных формах человеческой деятельности.
Но одновременно отражение носит и субъективный характер. Субъективно оно потому, что отражает конкретный человек, личность, со всеми ее особенностями и своеобразием. Отражение через призму личного опыта человека обуславливается целями и задачами, которые он перед собой ставит.
Субъективно отражение и потому, что человек, познавая окружающую действительность, не остается бесстрастным и безразличным наблюдателем того, что отражается в его сознании: он выражает к предметам и явлениям действительности определенное отношение. Поэтому отражение нашим мозгом предметов объективного мира всегда является субъективным образом объективного мира.
Таким образом, мы можем определить психологию как науку о психике, которая является функцией высокоорганизованной материи — мозга, функцией, заключающейся в отражении объективной действительности.

В наше время развелось большое количество так называемых психологов. У каждого есть грамота и каждый набивается вам в консультанты. Чтобы не попасться на удочку шарлатанам, вам стоит понять: что такое психология и что она изучает? У каждого из нас есть чувства, мысли и свое уникальное восприятие жизни. Кроме того, мы способны по-разному реагировать на природные и общественные явления. Именно эти процессы ученые называют психологическими.

Психология это наука, которая исследует формирование и закономерности развития у человека таких процессов как внутренние ощущение, логичность мышления, способность к запоминанию и обучению, уровень воображения. Также психологи уделяют огромное внимание закономерностям возникновения различных психических процессов, то есть реакциям на окружающую среду и способам проявления чувств.

Раньше роль психологов исполняли священники. В наше время даже при церквях есть консультирующие сестры милосердия или молодые священнослужители с ученой степенью по этой науке. Но не каждый человек готов пойти к психологу. Некоторые утверждают, что лучше спросят совета у мамы или у друга. Такое, прежде всего, случается из-за недоверия. И это не удивительно, ведь известны случаи, когда неумелый психолог смог «разложить», но не сумел «сложить» сознания пациента, что приводило людей к самоубийствам или серьезным психическим расстройствам. Поэтому, прежде чем доверить свое сознание специалисту, убедитесь в добросовестности доктора, наведите справки о его пациентах и опыте работы в данной сфере.

Сейчас такие люди востребованы во всех сферах жизни: на предприятиях, в учебных заведениях и школах. Хороший специалист поможет легко определить ваш темперамент и способности. Пройдя несколько элементарных психологических тестов, вы сможете проверить, занимаетесь ли вы своим делом или вам стоит сменить роль деятельности. Иногда, без такого человека просто не обойтись. Например, если ваш малыш начал заикаться и ему не может помочь ни логопед, ни ваша любовь, последней надеждой может стать только психолог. Полезны они и в тюремных заведениях. Эффективная работа с арестантами способствует изменению их мышления и часто, именно благодаря сотрудничеству с опытным психологом, преступники выходят из тюрьмы совершенно новыми личностями.

Сегодня научная психология работает над изобретением новых эффективных методов, которые способны помочь человеку быстро преодолевать трудности. Психологам интересна душа человека и состояние его личности, поэтому они пытаются найти новые пути к её пониманию.

Основные функции психики

Согласно методологии психологической науки, психика (психичес­кое) выполняет определенные функции: отражения воздействий ок­ружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности.Пси­хическое отражение действительности имеет свои особенности:

• это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, по­стоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

• при психическом отражении объективной действительности, в хо­де которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объек­тивной действительности) всегда преломляется через ранее сло­жившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же че­ловеком в разное время и при разных условиях); • психическое отражение — это правильное, верное отражение дей­ствительности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для челове­ка активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрица­ют объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздей­ствия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, фор­мируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с кото­рой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и инте­ресами.

2. Регуляция поведения и деятельности.Психика, сознание чело­века, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адапти­руются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внут­реннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осоз­нает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятель­ности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления пси­хики.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адапта­цию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эф­фективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним от­ношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивиду­альными и социально-психологическими особенностями, как предста­вителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных ха­рактеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, дости­гать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка, со всеми присущими ему особенностями.

3. Человек как личность рассматривается в контексте его места в обществе, выполнения конкретной общественно-полезной деятель­ности.При этом он отличается от других индивидов только ему при­сущими индивидуально- и социально-психологическими характерис­тиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня отечественная психология трактует личность как соци­ально-психологическое образование, которое формируется благода­ря общественной жизни и деятельности человека. Человек как обще­ственное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

4. Человек как субъект деятельности.Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преоб­разования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъек­тивна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружаю­щему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельнос­ти, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятель­ность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношения с ними.

Структура педагогики.

Структура педагогики – это строение педагогики как отрасли.

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах[1]; «собирание правил воспитательной деятельности»[2].

Методика обучения предмету включает в себя[3]:

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (Советский энциклопедический словарь).

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Философский энциклопедический словарь).

Если обобщить эти определения и придать бóльшую строгость, то можно дать следующее:

Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.

В этом случае методологию можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).

Основная идея - сбалансировать ответственность всех участников образовательного процесса с их интересами.
Кратко - идея в том, что школа (как обобщенное название ОУ) должна быть самостоятельной единицей, решающей задачи своего уровня (для большинства - местного).
Вертикаль управления должна
- определять общие нормативы, правила (законодательные акты)
- контролировать результаты (отметка - вне школы)
- информировать общество (статистика, анализ, свободный доступ к информации)

Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru Психика. Определение и функции - student2.ru

Теория развития личности в учебно-воспитательном процессе
Педагогические технологии (методики)
Теория обучения (дидактика)
Теория воспитания
Система управления образованием (школоведение)
Психика. Определение и функции - student2.ru
Методологические основы педагогики (Общие основы педагогики)
Общая педагогика

Отрасли педагогики.

Педагогика сотрудничества

Отношения с учениками

Присмотримся к тем переменам, которые произошли в школе. На первый взгляд все то же: учитель входит в класс, спрашивает учеников и объясняет им новый материал, пусть даже и другой материал, более сложный или простой, пусть с применением технических средств обучения; в хорошо оборудованных кабинетах — суть остается прежней. Глубокие перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший или не способный учиться, оставался на второй или даже на третий год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы — лучше выучишься, больше будешь зарабатывать; прежде у многих родителей не было возможности долго учить детей, давать им среднее образование, и многие, в первую очередь малоспособные ученики, уходили из школы. Был контингент учеников, достигавший примерно 30 процентов, который сам собой отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах — мы чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева. Приемы и навыки такого учения мы в наследство не получили, мы должны вырабатывать их сами. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало простой житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы — те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности—то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества.

В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели; одни идут с предметом к детям, а другие идут с детьми к предмету. Вот это и есть сотрудничество с детьми. Воспитывая сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве, если вдуматься, глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание?

Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными.

Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться. Мы долгие годы вырабатывали такую педагогику, которая неотвратимо ведет к сотрудничеству с учениками. Она родилась в общении с детьми, и главное, что нас объединяет,— перемена в отношениях с учениками. Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из первых мест.

Внимание учителя к ученикам, его отношения с детьми — вопросы, которые остро обсуждаются сейчас во всем мире, на международных педагогических встречах и конгрессах. Мы должны найти и свое решение этих проблем.

Учение без принуждения

Центральная точка такой педагогики — исключение из наших методов принуждения к учению. Мы должны обойтись без принуждения по соображениям гуманности. И мы вынуждены исключить средства принуждения, потому что их просто-напросто не осталось в нашем распоряжении, разве что у тех педагогов, которые могут взять ребенка криком, на испуг.

Какой бы слабый класс нам ни достался, мы десятилетиями не ставили детям плохих отметок, не жаловались родителям на учеников, не делали замечаний на уроках — оказывается, так учить можно, более того, так учить во много раз легче. Попытки принуждать детей без силы и возможности принуждать изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, в разумность происходящего в школе. Педагогика сотрудничества делает работу учителя хоть и напряженной, но радостно напряженной. Совесть учителя освобождается от тяжелой необходимости постоянно завышать отметки, ставить тройки там, где знаний вовсе нет.

Пока не принята новая методика, нам придется все сокращать и сокращать программы, чуть ли не до нуля — и они все равно будут сложны для учеников, не умеющих учиться, все равно будут перегрузкой.

«...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился,— писал В.А.Сухомлинский,— надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

Вот некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства,— два условия, необходимые для сотрудничества.

Идея трудной цели

Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В.Ф.Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель— цель сама по себе может быть и не такой уж интересной,— а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.

Идея опоры

Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями, поскольку мы отвергаем деление детей по способностям, дифференциацию детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), поскольку мы в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькими детьми, словом, поскольку мы против всего, что может вызвать у ребенка подозрение, не считают ли его второсортным, — то мы все порознь экспериментируя, пришли к одной и той же идее опоры: опорный сигнал у В.Ф.Шаталова, схемы у С.Н.Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П.Иванова, опорная деталь у Е.Н.Ильина, певческий алгоритм в методике Д.>Е.Огородного. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки.

Оценка работ

Конспекты В.Ф.Шаталова привлекли общее внимание, ими пользуются преподаватели любых предметов в техникумах и вузах — от сопромата и самолетовождения до теории государства и права. Причина успеха еще и в том, что опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде — одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика на каждом уроке. Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов — от младших до старших,— что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной — приводит к тому, что, хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить.

Ш.Амонашвили вообще не ставит маленьким детям отметок, С.Н.Лысенкова не ставит двоек, потому что у нее все дети успевают, В.Ф.Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомости ежедневного учета знаний. Формы разные, а суть одна — учение без принуждения.

Особенно это относится к младшим классам. Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей,— такой учитель крайне опасен для школы, он может навсегда отбить охоту ребенка учиться. Учению без принуждения должны учить в педагогических училищах. Как? Учением без принуждения.

В наших методиках нет коллективной работы над ошибками. Если дети допускают ошибку, значит, в чем-то ошибся учитель — он должен найти соответствующий прием. Учителю мало знать свой предмет, он должен знать детское незнание и уважать его — понимать его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовым приемам. Ленивых детей гораздо меньше, чем нам кажется, дети становятся ленивыми, когда перед ними возникают задачи, с которыми они не могут справиться; детская лень в большинстве случаев — защита от педагогической агрессии учителя. Мы имеем дело с детьм и и подростками, у которых еще не окрепла воля и не развито чувство долга. Но и воля, и чувство долга укрепляются не призывами и усовещиваниями, а тем, что ученик реально, ежедневно исполняет свой долг учения и испытывает от этого удовлетворение и радость. Мы не говорим: «Надо, чтобы дети полюбили труд», мы не говорим: «Учитель должен приучать детей к труду», нет, ход мысли обратный: если пользоваться педагогикой сотрудничества, то дети будут привыкать к труду и полюбят его, у них разовьется чувство долга.

Идея свободного выбора

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш.Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей — какую задачу решать. В.Ф.Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н.Лысенковой дети сами вы

Наши рекомендации