Внутренняя мотивация учебной деятельности и ее значение для обучения. Поддержка базовых психологических потребностей как важный источник внутренней мотивации.

Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана

Внутренняя мотивация стоит на трёх базовых потребностях (в автономии, компетентности, связности с другими людьми). Если их не фрустрировать, то внутренняя мотивация будет развиваться сама.

Было показано, что внутренняя мотивация может быть фрустрирована в следующих случаях:

· кто-то смотрит, как человек выполняет деятельность

· за результат деятельности назначена награда

· деятельность оценивается

· навязываются цели деятельности

· вводится ситуация соревнования

· установлены временные рамки

Потребность в автономии отчасти блокируется тем, что ребёнок обязан ходить в школу.

Ощущение субъектом возможности выбора воспринимается как реализации потребности в автономии.

Потребность в компетентности означает стремление чувствовать себя компетентным в своей деятельности.

Источники: позитивная обратная связь; решение задач средне-высокого уровня сложности (задач, бросающих вызов).

Удовлетворение потребности в принятии и связности с другими людьми

Впервые это было рассмотрено в исследования привязанности (Боулби, Эйнсворт).

Исследование на 1270 студентах двух американских и двух немецких вузов. Проверка универсальности теории (в отношении студентов немецких вузов). Исследование удовлетворения потребности в автономии и потребности в компетентности и связь этого удовлетворения с внутренней мотивацией.

В немецких вузах разрешается пропускать занятия, тесты и промежуточные экзамены могут не проводиться, а на итоговом экзамене требуется показать своё понимание возможности применения знаний.

В американских вузах часто проводятся тесты проверки знаний.

Данные подтвердили, что студенты немецких вузов в большей степени, чувствуют, что у них удовлетворена потребность в автономии. А студенты американских вузов в большей степени чувствуют, что у них удовлетворена потребность в компетентности.

Для студентов на успешность обучения влияют следующие компоненты мотивации:

· мотивация достижения (r = 0,31)

· самоэффективность (r ≈ 0,4)

Содержание, методы, формы обучения и типы обратной связи, поддерживающие внутреннюю учебную мотивацию.

Внутренней мотивации способствуют:

· удовлетворение базовых потребностей

· проблемное обучение

· интересный и осмысленный учебный материал

· безотметочное обучение

· учителя как модели внутренней мотивации

Далее есть смысл сказать о том, что активные методы обучения в большей степени поддерживают внутреннюю мотивацию. И привести примеры форм обучения из предыдущих вопросов.

Исследования восприятия стиля преподавания (контролирующий – поддерживающий автономию) (Петровский В.А., 2011). Если в классе присутствует творческий (поддерживающий автономию) учитель, то семиклассники лучше выполняют тест на ассоциации.

Путь интернализации внешне мотивированной учебной деятельности

Интернализация понимается как «активный, естественный процесс, в ходе которого индивиды пытаются трансформировать социально одобряемые правила или требования в укоренные в личности ценности и формы саморегуляции» (Деси, Райан, 2000, p. 235-236).

Типы внешней учебной мотивации и их значение для эффективного учебного процесса. Механизмы построения учебной мотивации в теории поэтапного формирования умственных действий, в развивающем обучении, при традиционном обучении.

Развитие внешней мотивации:

· ты должен

· я должен

· мне надо

· мне важно

Уровни экстринсивной (внешней) мотивации:

· уровень экстринсивной регуляции – поведение регулируется обещанными наградами и угрозой наказания

· уровень интроецированной регуляции – поведение субъекта регулируется частично присвоенными правилами или требованиями, которые побуждают его действовать так, а не иначе

· уровень идентифицированной регуляции – субъект испытывает ощущение собственного выбора данной деятельности и принятие ранее внешних целей и ценностей регулирующих ее осуществление

· интегративный уровень

Экстернальная регуляция (экстринсивная ?) негативно связана с внутренней мотивацией, академическими достижениями и успеваемостью.

Интроецированная регуляция негативно связана с психологическим благополучием (высокая тревожность, низкая самооценка, неадаптивные копинг-стратегии).

Идентифицированная регуляция позитивно связана с успеваемостью и не обнаруживает связей с психологическим благополучием.

Интернализация понимается как «активный, естественный процесс, в ходе которого индивиды пытаются трансформировать социально одобряемые правила или требования в укоренные в личности ценности и формы саморегуляции» (Деси, Райан, 2000, p. 235-236).

В соответствии с теорией формирования умственных действий (Гальперин) третий тип учения характеризуется в первую очередь внутренней познавательной мотивацией при исключении всех остальных форм мотиваций.

При развивающем обучении важно развитие теоретического мышления и творчества как основы личности, поэтому здесь важна внутренняя мотивация.

Наши рекомендации