Тема 1. «Коррекционная педагогика (КП) в системе наук о человеке» – 2 ч.

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

Владимир

ББК 74.5

И 37

Измайлова А.Б. Основы специальной психологии и педагогики: программа, методические рекомендации и материалы к курсу. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 48 с.

Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. В ней раскрывается методика работы по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики», представлено ее тематическое планирование и планы семинарских занятий, что позволит эффективно организовать изучение данного курса. В программе предлагается обширная библиография по актуальным проблемам коррекционной педагогики, а также многочисленные приложения, что будет способствовать более глубокой самостоятельной работе студентов в ходе освоения курса.

Данные методические рекомендации будут полезны студентам и преподавателям педагогических учебных заведений, а также работникам институтов повышения квалификации учителей и всем, кто интересуется проблемами коррекционной педагогики.

Рецензенты:

Дорошенко Ю.И., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики преподавания технологии ВГПУ

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГПУ

© Владимирский государственный педагогический университет, 2006

© Измайлова А.Б.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Недавнее введение в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования в учебные планы педагогических учебных заведений курса «Основы специальной психологии и педагогики» обусловлено возникновением серьезной проблемы в области современного образования. Эта проблема связана с появлением в общеобразовательных школах значительного числа детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Если ранее таких детей были единицы и они помещались в специальные образовательные учреждения, то теперь, по данным специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, нуждающихся в особенных образовательных траекториях, достигает «около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения»[1].

Причины значительного увеличения детей с нарушениями в развитии и поведении достаточно многообразны, но следует подчеркнуть, что на первое место (как и с проблемой состояния здоровья вообще) выходит образ жизни современной российской семьи. Именно образ жизни определяет состояние здоровья родителей и их детей, а уже только после этого – состояние окружающей среды, наследственность и уровень медицинской помощи (на эти факторы влиять обычному гражданину затруднительно). Однако именно образ жизни (то есть то, что доступнее всего обеспечить каждому гражданину) в условиях современной России оказывается наиболее нездоровым, причем не только в физическом смысле, но и в нравственном[2]. К сожалению, современные родители мало заботятся о здоровье будущих детей[3], что и приводит к многочисленным отклонениям в развитии и поведении детей и подростков.

Большинство детей с нарушениями в развитии и поведении обучается в коррекционных классах общеобразовательных школ, где образовательный процесс имеет свои особенности, поскольку познавательные возможности учащихся этих классов существенно отличаются от познавательных возможностей обычных учащихся. Эти особенности затрудняют учебно-воспитательную деятельность учителей коррекционных классов, в то время как учителя не вполне готовы к работе с такими учащимися.

Следовательно, студенты педагогических учебных заведений должны в процессе обучения получать специальные знания и умения работы с контингентом учащихся, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. В этой связи данный курс должен познакомить студентов с особенностями организации образовательного процесса в коррекционных классах, с трудностями, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефектологических факультетов педагогических вузов. Данный предмет изучается на старших курсах педагогического университета, когда студенты уже освоили базовый комплекс психолого-педагогических дисциплин, дающих представление об особенностях обучения и воспитания детей, чье физическое, умственное и нравственное развитие приближается к понятию «нормы». На основе знаний, полученных в данном курсе, студенты могут сформировать умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса с учащимися коррекционных классов общеобразовательной школы.

В этом плане мы считаем полезным прохождение студентами всех факультетов педагогической практики в коррекционных классах общеобразовательной школы. Однако такой выбор делается студентами добровольно и по рекомендации администрации конкретной школы. Опыт руководства педагогической практикой показывает, что результаты работы студентов в коррекционных классах школы, как правило, положительные.

В современной педагогической науке курс «Основы специальной психологии и педагогики» воспринимается как некое собирательное обозначение, подразумевающее коррекционную педагогику, что наиболее полно отражает сущность рассматриваемой учебной дисциплины.

Цель курса «Основы специальной психологии и педагогики» – сформировать представления о способах выявления и преодоления недостатков в развитии личности ребенка и помощи ему в успешной социализации.

К основным задачам курса можно отнести следующие:

– помочь будущим учителям осмыслить целостный педагогический процесс в коррекционных классах общеобразовательной школы;

– обозначить причины и условия появления основных недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков;

– сформировать у студентов знания и умения в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков;

– ознакомить будущих учителей с технологиями, методами и средствами коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии и поведении.

Курс «Основы специальной психологии и педагогики» в соответствии с решениями Советов факультетов имеет одинаковый общий объем часов аудиторных занятий – 30 часов, однако деление на лекционные и семинарские занятия различно на разных факультетах (18 часов лекций и 12 часов семинарских занятий на факультете физической культуры; 16 часов лекций и 14 часов семинарских занятий на художественно-графическом факультете; 20 часов лекций и 10 часов семинарских занятий на филологическом факультете). Опыт преподавания показывает, что оптимальным вариантом является тот, когда число лекционных занятий – наибольшее, так как круг проблем рассматриваемого курса настолько велик, что целесообразно хотя бы вкратце рассмотреть их на лекционных занятиях.

Из-за небольшого объема отведенных на данную дисциплину часов мы постарались избежать прямого совпадения тематики лекционных и семинарских занятий. Наряду с планами семинарских занятий предлагаются творческие задания для самостоятельной работы. Завершение курса предусматривает сдачу студентами зачета, состоящего из двух частей: письменного практического задания и устного ответа по тематике лекций.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА[4]

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ[5]

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

1. Объект, предмет и задачи курса КП.

2. Основные категории КП.

3. Взаимосвязь КП с другими отраслями знаний.

4. История развития дефектологической науки в Древнем мире и в Средневековье.

5. История развития дефектологической науки в эпоху Возрождения.

6. Развитие КП в XIX–XX вв. в Западной Европе.

7. Истоки отечественной дефектологической науки (Х–XIX вв.). Причины отличий в отношении к инвалидам в России по сравнению с зарубежными подходами.

8. Развитие отечественной КП в ХХ в.

9. Проблема «норма – аномалия» как междисциплинарная проблема.

10. Психологический аспект проблемы «норма – аномалия».

11. Кризисы развития детей дошкольного возраста.

12. Кризисы развития детей школьного возраста.

13. Психическое здоровье (по А. Маслоу).

14. Факторы риска в дошкольном возрасте.

15. Факторы риска в младшем школьном возрасте.

16. Факторы риска в подростковом возрасте.

17. Психологические особенности детей с проблемами в развитии.

18. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте. Упрямство.

19. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков. Замкнутость. Лживость.

20. Природа детской агрессивности.

21. Источники и механизмы развития личности ребенка.

22. Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.

23. Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка.

24. Психологический климат школы как фактор развития личности ребенка.

25. Теоретическая классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков – психический онтогенез (по В.В. Лебединскому).

26. Практическая классификация отклонений в развитии детей и подростков (по Б.П. Пузанову и В.А. Лапшину).

27. Причины нарушений развития детей и подростков (экзогенные и эндогенные).

28. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.

29. Отличия детей с ЗПР от умственно отсталых детей.

30. Особенности детей с ЗПР.

31. Классификация ЗПР (по К.С. Лебединской).

32. Типичные признаки детей с ЗПР.

33. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

34. Виды отклоняющегося поведения.

35. Классификация отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой).

36. Психолого-педагогическая характеристика отклонений поведения у подростков.

37. Кризис подросткового возраста как фон для отклоняющегося поведения.

38. Стремление к взрослости и процесс самоутверждения как психологические новообразования подросткового возраста.

39. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков.

40. Роль неформального общения в развитии личности подростка.

41. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

42. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.

43. Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.

44. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ)

Объясните прямой и переносный смысл приведенных русских народных пословиц и поговорок. Объясните, каким образом эти афоризмы характеризуют отношение русской народной педагогики к людям с недостатками в развитии и поведении, а также способствуют коррекции этих недостатков. Объясните предложенные афоризмы в терминах курса «Основы специальной психологии и педагогики».

1. Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие будут.

2. Детки маленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут.

3. Детки подросли – батьку растрясли.

4. Малые дети не дают спать, большие не дают дышать.

5. Дай, Бог, деток, да дай и путных![7]

6. Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки две прорвали – от матки прячучи.

7. Свое дитя и горбато, да мило.

8. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

9. Свой дурак дороже чужого умника.

10. Дитя худенько, а отцу, матери миленько[8].

11. Дети крадут, отец прячет.

12. Дети воруют, мать горюет.

13. Нарожать нарожала, а научить не научила.

14. Сам шатун, а дети пошаточки.

15. На старости две радости: один сын – вор, другой – пьяница[9].

16. В глупом сыне и отец не волен[10].

17. И я в темя не колочен (т.е. не дурак)[11].

18. Три года не баил парнишко, да: «дура мать».

19. Под носом взошло, а в голове и не посеяно.

20. До лысины дожил, а ума не нажил[12].

21. Долго пожил, а ума не нажил[13].

22. Посади дурака за стол, он и ноги на стол[14].

23. Дураков не орут, не сеют, а сами родятся.

24. На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено[15].

25. Ум бороды не ждет (не спрашивает).

26. Дурака учить, что мертвого лечить.

27. Дурака учить – только портить.

28. Умней себя наставлять – в реку воду таскать; дурака учить – в решете воду носить.

29. Умный любит учиться, а дурак учить.

30. Когда солнце орла пожрет, камень на воде всплывет, свинья на белку залает, тогда дурак поумнеет[16].

31. Умный слова боится, глупый – плети[17].

32. Глупый да малый всегда говорят правду.

33. На дурака у Бога милости много[18].

34. Дураки да нищие не родом ведутся, а кому Бог даст.

35. Чужой дурак – смех, а свой дурак – стыд[19].

36. Малому да глупому все с рук сходит.

37. У дурака дурацкая и речь.

38. Лучше слыть озорником, чем дураком[20].

39. Дурак сам скажется[21].

40. Добро того бить, кто плачет, а учить, кто слушает[22].

41. Увечье – не бесчестье.

42. Не бойся, калека, добра человека![23]

43. Не хвались отцом, хвались сыном молодцом.

44. Деревенский ребенок, что городской теленок.

45. Яблоко от яблоньки не далеко откатывается.

46. От худого семени не жди доброго племени[24].

47. Каков батюшка, таковы у него и детки. Какова матка, таковы и детки[25].

48. Как хожено (ношено), так и рожено[26].

49. В большой семье не без урода.

50. От одной матки, да не одни ребятки[27].

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Тема: КП В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Цель: рассмотреть основные категории курса, взаимосвязь КП с другими отраслями знаний, сформировать у студентов представление о процессе воспитания и обучения аномальных детей как о целенаправленном процессе формирования личности.

Опорные понятия: депривация, дезадаптация, девиация, дефект, коррекция, компенсация, адаптация школьная, реабилитация социальная.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Объект, предмет и задачи курса КП.

1.2. Основные категории КП.

1.3. Воспитание, обучение и развитие аномальных детей как процесс формирования личности.

1.4. Взаимосвязь КП с другими отраслями знаний.

1.5. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 1, 39, 51, 55, 58, 61, 65–67, 72, 84, 85, 93, 97, 98, 100–103, 108, 109, 120, 126, 127, 131, 145, 146, 152, 161, 178, 180.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ[28] МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. История развития различных направлений специальной педагогики (сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика и др.).

2. Русская народная педагогика о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии и поведении.

3. Современная школа глазами учеников и учителей (проблемы КП).

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КП КАК НАУКИ

Цель: рассмотреть историю развития КП в Западной Европе и России, выявить вклад западноевропейских и отечественных ученых в исследования в области дефектологии.

Опорные понятия: культ силы и выносливости, «дети дьявола», преобразующая сила воспитания, социальный аспект слабоумия, принципы работы с «тупоумными» И.Г. Песталоцци, дети–«маугли», сенсомоторное развитие, тестирование, «Устав о православной церкви» (996), «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям», «Стоглавый судебник» (XVI), указ «О свидетельствовании дураков в Сенате» (1722), «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» (1775), Грачева Е.К., Кащенко В.П., Россолимо Г.И., Выготский Л.С., постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. История развития дефектологической науки в Древнем мире и периоде Средневековья.

1.2. История развития дефектологической науки в эпоху Возрождения.

1.3. Развитие КП в Западной Европе в XIX–XX вв.

1.4. Истоки отечественной дефектологической науки (X–XIX вв.). Причины отличий в отношении к инвалидам в России по сравнению с зарубежными подходами.

1.5. Развитие отечественной КП в ХХ в.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 49, 51, 63, 72, 85, 118, 158, 188, 191.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. История развития КП в Западной Европе.

2. История развития КП в России.

3. Вклад Л.С. Выготского в изучение аномальных детей.

4. Вклад Г.И. Песталоцци в изучение детей с легкими формами отсталости.

5. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей.

6. Лечебная педагогика М. Монтессори.

7. Подходы Вальдорфской педагогики для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении.

8. Отражение проблем коррекционной работы в журналах «Дефектология», «КП», «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», «Логопедия», «Специальная психология», «Прикладная психология и психоанализ», «Социальная политика и социология», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» и др.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

Тема: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Цель: рассмотреть основные источники и механизмы развития личности ребенка; влияние на ее развитие средовых факторов, значение эмоциональных контактов с окружающими и психологического климата школы для личностного развития ребенка.

Опорные понятия: темперамент, динамичность, сила, подвижность, лабильность нервной системы, экстраверсия, интроверсия, наследственный фактор, социальная ситуация развития, эмпатическое понимание.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Источники и механизмы развития личности ребенка.

1.2. Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.

1.3. Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка.

1.4. Психологический климат школы как фактор развития личности ребенка.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 3, 14, 21, 24, 25, 29, 36, 43, 44, 52, 53, 64, 69, 74–76, 85, 103, 104, 121, 124, 133, 139, 141, 147, 149, 177, 179, 189, 190.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Роль учителя (школьного психолога, родителей) в формировании личности ребенка.

2. Нарушение психического развития детей и возможности педагогической коррекции.

3. Эмоциональные аспекты формирования личности ребенка.

4. Педагогические аспекты помощи трудным детям.

5. Семья как основной фактор социализации личности.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

Тема: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Цель: рассмотреть особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР, организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения, принципы развивающего обучения детей с ЗПР, психологические основы коррекционно-развивающего обучения, коррекционно-развивающее обучение в компенсирующих классах, взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Опорные понятия: умственная отсталость, логопатия, искаженное развитие, дети с ЗПР, дети группы риска, темп психического развития, темп усвоения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Особенности обучения детей с ЗПР в коррекционных учреждениях VII вида и классах коррекционно-развивающего обучения.

1.2. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения.

1.3. Принципы развивающего обучения применительно к работе с детьми с ЗПР.

1.4. Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения.

1.5. Коррекционно-развивающее обучение в компенсирующем классе.

1.6. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 4, 9, 10, 12, 19, 27, 36, 37, 57, 77, 87, 101–103, 111, 130, 131, 134, 140, 143, 175, 176, 184, 185.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Особенности работы с детьми в классах компенсирующего обучения на уроках по предмету (русский язык и литература, физическая культура, ИЗО и черчение, математика, физика, биология, география, иностранный язык и др.).

2. Особенности воспитательной работы с детьми с ЗПР.

3. Особенности реабилитационной работы с детьми в коррекционных образовательных учреждениях.

4. Компенсирующее обучение в современных условиях.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: рассмотреть особенности организации коррекционно-педагогической деятельности, особенности работы педагога как субъекта коррекционной деятельности, нормативно-правовую базу коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе, принципы работы психолого-медико-педагогической комиссии, особенности государственной системы социальной защиты детей и подростков в области коррекционной поддержки.

Опорные понятия: готовность педагога к коррекционной деятельности, профессиограмма учителя, квалификационная характеристика педагога, классный руководитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, личностные качества учителя, стиль взаимоотношений педагога и воспитанника, классы компенсирующего обучения, классы коррекционно-развивающего обучения, классы выравнивания, обычные классы общеобразовательной школы, специальное образование для лиц с ограниченными возможностями, государственное обеспечение лиц со специальными образовательными потребностями, интегрированное обучение, центры реабилитации, специальные образовательные учреждения I–VIII вида.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет проходить по следующим вопросам:

1.1. Учитель как субъект коррекционной деятельности.

1.2. Нормативно-правовая база коррекционного процесса в общеобразовательной школе.

1.3. Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее роль в коррекции отклонений в развитии ребенка.

1.4. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или из собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 26, 31, 32, 34, 45, 47, 50, 59, 60, 67, 70, 71, 86, 88, 90, 96, 114, 116, 122, 135, 138, 140, 159, 160, 167–170, 173, 174, 183, 187, 191, 192.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Профессионально-педагогическая подготовка учителя к коррекционной деятельности.

2. Общественные объединения родителей детей-инвалидов.

3. Система государственной поддержки детей-инвалидов и их семей.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

Тема: ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И РАЗВИТИИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель: рассмотреть классификации и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков; особенности детей с задержкой психического развития; специфику коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Опорные понятия: недостатки развития, умственная отсталость, логопатия, смешанный дефект, психопатия, эндогенные и экзогенные причины, (ЗПР).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Классификация отклонений в развитии детей и подростков.

1.2. Причины нарушений развития детей и подростков.

1.3. Отличия детей с ЗПР от умственно отсталых детей.

1.4. Классификация ЗПР детей.

1.5. Особенности детей с ЗПР.

1.6. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 36, 48, 54, 57, 77, 89, 99, 101–103, 113, 131, 134, 150, 154, 155, 171, 176, 183–185.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.

2. Развивающее обучение детей с ЗПР.

3. Л.С. Выготский о помощи детям с ЗПР.

4. Л.В. Занков о психологии аномальных детей.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7

Тема: ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Цель: рассмотреть психолого-педагогическую сущность отклоняющегося поведения подростков; особенности подросткового возраста и их связь с отклоняющимся поведением; социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков; роль неформального общения в формировании личности подростков.

Опорные понятия: отклоняющееся поведение, правонарушение, трудновоспитуемый ребенок, педагогически запущенный ребенок, социально запущенный ребенок, подростковый возраст, стремление к взрослости, неблагополучная семья, гипопротекция, гиперпротекция, эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, педагогически несостоятельные семьи, педагогически пассивные семьи, антипедагогические семьи, неформальные группы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика отклонений у подростков.

1.3. Особенности подросткового возраста и их связь с отклоняющимся поведением.

1.4. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков.

1.5. Роль неформального общения в развитии личности подростка.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 5–7, 11, 17, 18, 20, 30, 41, 42, 46, 56, 74, 79, 80, 83, 94, 95, 105–107, 110, 115, 117, 123, 125, 129, 136, 137, 142, 144, 157, 163, 165, 166, 173.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Историко-педагогические аспекты трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, В.Н. Мясищев и др.).

2. Предупреждение неуспеваемости учащихся.

3. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних.

4. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

5. Психолого-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения учащихся старших классов.

6. Формирование установок на здоровый образ жизни у подростков с отклоняющимся поведением.

7. Адаптация и реабилитация подростков с отклоняющимся поведением в условиях системы дополнительного образования.

8. Роль скаутского движения в работе с подростками с отклоняющимся поведением.

9. Суицид как форма отклоняющегося поведения подростков и его профилактика.

10. Виды агрессии во взаимоотношениях подростков.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8

Тема: КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Цель: рассмотреть особенности коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебном процессе и во внеурочной работе, выявить сущность профилактической работы с несовершеннолетними, изучить основные направления коррекции общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей, изучить возможности переориентации направленности группового общения подростков.

Опорные понятия: отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, педагогически запущенный ребенок, социально запущенный ребенок, акцентуация характера, неуспеваемость, профилактика.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Коррекция отклоняющегося поведения подростков в школе.

1.2. Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе.

1.3. Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.

1.4. Коррекция взаимоотношений подростков и родителей.

1.5. Коррекция направленности группового общения подростков.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или своего опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 5, 7, 11, 16, 30, 73, 74, 79, 85, 95, 105, 106, 137, 151, 157, 163, 181.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Отклоняющееся поведение подростков как педагогическая проблема.

2. Влияние акцентуаций характера у подростков на отклоняющееся поведение.

3. Неблагополучная семья как фактор формирования отклоняющегося поведения подростка.

4. Неформальное общение как фактор социализации несовершеннолетних.

5. Педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков.

6. Педагогическая коррекция деятельности неформальных объединений молодежи.

7. Воспитательно-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9

Тема: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Цель: рассмотреть основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста; развитие речи у детей, принципы организации помощи детям с нарушениями развития; обучение и воспитание умственно отсталых детей; организацию специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи; другие формы коррекционно-педагогической работы.

Опорные понятия: системные нарушения речи, дислалия, дизартрия, ринолалия, ринофония, умственно отсталые дети, ЗПР, ранний детский аутизм (РДА), невербальные средства общения, амбулаторная помощь, стационарная помощь, диспансеризация, специальные детские сады и детские дома, специальные психоневрологические санатории, работа с родителями детей с нарушениями развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений на занятии будет происходить по следующим вопросам:

1.1. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста.

1.2. Развитие речи у детей.

1.3. Организация помощи дошкольникам с нарушениями развития.

1.4. Обучение и воспитание умственно отсталых дошкольников.

1.5. Организация специальной помощи детям с нарушениями речи.

1.6. Другие формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

2. Подобрать из педагогической литературы, периодики или собственного опыта педагогическую ситуацию по теме занятия. Определить причины возникновения данной ситуации и предложить пути ее решения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обсуждение основных теоретических положений.

2. Микровыступления студентов с разбором подобранных педагогических ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ 2, 8, 13, 15, 22, 23, 28, 33, 35, 38, 40, 61, 62, 68, 78, 81, 82, 91, 92, 102, 112, 119, 128, 132, 148, 152, 153, 156, 162, 164, 172, 182, 186.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ)

1. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с нарушениями речи.

2. Коррекционно-педагогическая работа с семьей ребенка дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

3. Семейное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

4. Развитие и поведение дошкольника из неполной семьи.

5. Школьная адаптация первоклассников.

6. Роль народной игры в преодолении отклонений в развитии и поведении у дошкольников.

7. Различные направления (физическое, эстетическое, экологическое и др.) воспитания дошкольников с отклонениями в развитии и поведении.

8. Социализация дошкольников с отклонениями в развитии и поведении.

9. Педагогическая коррекция страхов у дошкольников.

10. Педагогическая коррекция отклонений в поведении у дошкольников (агрессивность, лживость, упрямство и др.).

11. Образ страдающего ребенка в русской литературе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МИКРОРЕФЕРАТА

Реферат – сжатое, краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа – текста (статьи, главы, параграфа, целой книги, монографии, брошюры, патента) по всем затронутым в нем вопросам, полученное в результате его смысловой обработки.

Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В заключении делаются выводы референта по совокупности проанализированных источников.

В реферате должно быть представлено мнение ряда авторов по теме.

Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников автор может самостоятельно проанализировать рассматриваемую проблему, отметить достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. Такой анализ должен быть аргументирован.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором.

Последовательность подготовки реферата:

1. Ознакомиться с предложенными темами рефератов, согласовать с руководителем выбор темы.

2. Подобрать в библиотеках литератур

Наши рекомендации