Технология профессионального развития педагога

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ДУХОВНОГО

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ

Понятие «образование» (аналогичное немецкому Ы1с1ип§) происходит от слова «образ». Под образованием следует по­нимать единый процесс физического и духовного формиро­вания личности, процесс социализации, сознательно ориен­тированный на некоторые идеальные образы, на историчес­ки обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реали­зация обеспечивается существующими в том или ином го­сударстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение миро­воззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функ­ционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической на­правленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исто­рической ориентации и предусматривает получение сведе­ний, которые не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ори­ентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создавать образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социаль­ного и природного развития, воздействовать на них, адек­ватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеж­дения и поступки.

В связи с этим можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

— развитие духовных сил, способностей и умений, по­зволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

— формирование характера и моральной ответственно­сти в ситуациях адаптирования к социальной и природ­ной сферах;

— обеспечение возможностей для личного и професси­онального роста и самореализации;

— овладение средствами, необходимыми для достиже­ния интеллектуально-нравственной свободы, личной ав­тономии и счастья;

— создание условий для саморазвития творческой ин­дивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культу­ры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и стано­вится способным к неадекватной активности, позволяю­щей выходить за пределы заданного, развивать собствен­ную субъектность и приумножать потенциал мировой ци­вилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образо­вания, является его общая направленность на гармонич­ное развитие личности. При этом каждый компонент об­разовательной системы вносит свой вклад в решение гу­манистической цели образования, которая должна включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и уме­ния, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценно­стное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведе­ние в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций обра­зования включает разработку и внедрение новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодо­леть безличностность образования, его отчуждение от ре­альной жизни. Для разработки таких технологий частич­ного обновления методов и приемов обучения и воспита­ния недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в переда­че некоторого содержания знаний и формировании соот­ветствующих им умений и навыков, сколько в развитии • творческой индивидуальности и интеллектуально-нрав­ственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Реализация культурно-гуманистических функций обра­зования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организо­ванный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса ста­новится гармоничное развитие личности, качество и мера которого выступают показателями гуманизации общества и личности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

Наши рекомендации