Этапы и схема решения педагогических задач
Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим при решении педагогической задачи необходимо учитывать цель ее достижения в результате решения частных познавательных и практических задач, которые и есть этапы решения задачи в целом. Их четыре:
— постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
— конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
— процесс решения задачи;
— анализ результатов решения.
Принято различать способы и процесс решения задачи. Способ — некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящая к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический
вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же заканчивается. В противном случае решение задачи оказывается незавершенным.
Важные компоненты и характеристики педагогических действий — их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношение результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим целесообразные взаимоотношения.
Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи. При этом учитываются не только осуществляемые решателем операции сами по себе, но также временные и энергетические затраты на их осуществление, равно как и другие явления, сопровождающие оперирование или представляющие собой его свойства. Отличие процесса решения педагогической задачи от способа дает основание говорить о продуктивности и непродуктивности действий педагогов, в то время как способ сам по себе в большинстве случаев нейтрален.
Процесс решения педагогической задачи — всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Диагностика при этом может быть диагностикой индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.
Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастет в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определит необходимые и достаточные условия для ее эффективного решения.
Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап — этап ее осуществления на практике.
Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляются итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата, что, в свою очередь, составляет необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.
При решении педагогических задач необходимо:
— проанализировать микросреду, в которой происходят действия, события, явления;
— перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических теорий;
— выявить противоречия, источник развития анализируемого события, действия, явления;
— определить характер, форму и направленность этого развития;
— определить педагогические категории, представленные в задаче;
— выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска;
— установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения;
— выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц;
— назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации;
— указать ошибки, допущенные в данной педситуации;
— назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата;
— определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение;
— сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Зарождение идей технологий педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности.
Педагогическая технология — строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педпроцесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов, в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой педагогом.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. Перечислим наиболее существенные их признаки:
— разработка и технологии под конкретный педагогический замысел (в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора);
— выстраивание технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
— взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического
общения;
— воспроизведение элементов педагогической технологии любым учителем, с гарантией достижения планируемых результатов всеми школами;
— проведение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством и определяется личностными параметрами педагога. Педагогическое мастерство — высший уровень владения педагогической технологией, но оно не ограничивается только операционным компонентом.
Вне зависимости от содержания и временных рамок решения педагогической задачи можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления, к частным — педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, анализ учебной ситуации, организации начала урока и др.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом к разработке реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения в других. Педагогическая технология требует диагностического преобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности учащихся в целом.
Образовательные технологии — система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания и методов. В опыте работы образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.
Структурно-логические технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому и наоборот.
Игровые технологии представляют собой форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки и т.д.). При этом образовательные задачи включены в содержание таких игр (занимательные, театральные, деловые, ролевые, компьютерные).
Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель — компьютер — ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих).
Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширения пространства сотрудничества на уровне «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — автор», «учитель — автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.