II. Дискуссионное обсуждение вопросов.

1. «Способность к самообразованию и саморазвитию – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни», - считает В.И. Слободчиков.

Разделяете ли вы это утверждение? Ответ аргументируйте.

2. В программном документе «Образование для ХХ века» определены основные роли человека ХХ века. Назовите и проранжируйте в порядке значимости их для себя.

3. «Самообразование как вид свободной духовной деятельности считают самым свободным путем направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного «Я» (А.С. Роботова).

- Почему самообразование относят к «духовной деятельности личности»?

- Почему самообразование считают свободной деятельностью?

4. Назовите основные источники профессионального и личностного самообразования. Проранжируйте их в порядке значимости для себя.

5. Культура самообразования и ее проявления. Какие из ее показателей вы оцениваете у себя самым высоким, а какие – самым низким баллом?

6. Самовоспитание профессионально значимых качеств. Охарактеризуйте эти качества. Какое из них у Вас развито в наибольшей мере? Что в себе будете воспитывать в первую очередь?

7. Структура самовоспитания и его характеристика. Дайте развернутый ответ на этот вопрос.

8. Педагогическая позиция личности по отношению к самой себе. В чем ее сущность?

III. Творческое моделирование своего личностного и профессионального роста.

Проранжируйте в порядке личностной значимости функции самообразования (по М. Князевой).

Определите, с чего вы начнете создание своего имиджа, какие функции самообразования будете актуализировать в первую очередь?

Литература

10.Березовин, К А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Бе-резовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - Минск, 2004.

11.Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов непед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. В. Бороздина. - Минск, 2004.

12.Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ./Вайнцвайг Поль - М.: Прогресс, 1990, стр. 16-42, 134-181.

13.Вульфов, Б. 3. Основы педагогики: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов.-М., 2000.

14.Караковский В.А. Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996

15.Крысъко, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. -3-е изд. -М., 2005.

16.Максимова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен. - М.: Издат. центр "Акаденим", 2001, стр. 63-71.

17.Жук А. И, Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. -Минск, 2003.

18.Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.

12.Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

13.Харламов, И. Ф. Педагогика: крат, курс: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. -3-е изд. -Минск, 2005.

14.Жук, А.И. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 226-251.

Тема 7. Личность и творчество

Задачи:

- формирование ценностного отношения к творчеству как механизму целостной самореализации личности во времени и пространстве ее жизнедеятельности.

Ход занятия

I. Дискуссионное обсуждение

1. Объясните сокурсникам, как вы понимаете сущность творческого потенциала личности и обоснуйте правомерность своей позиции.

2. Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию личностью своей неповторимости и уникальности. Разделяете ли вы ее точку зрения? Обоснуйте свою позицию.

3. Охарактеризуйте личностные качества творческого человека; приведите примеры известных творцов; покажите, какие из их характеристик считаете наиболее значимыми.

4. Творческая направленность личности: в чем ее сущность? Какие из ее характеристик вы высоко (низко) оцениваете у себя?

5. Процессуальные характеристики творческого акта. Охарактеризуйте их. Какие из них вы переживали наиболее четко? Когда это было?

6.Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».

II. Контрольная работа

2. Вставьте пропущенные словосочетания:

а) Творчество - это творение, создание чего-то ... ... ...

б) Творчество - это функция ... ... ... живой и неживой природы, порождающей ... ... ... формы и ... ... ... .

3. Завершите предложения:

а) Творчество как педагогическое явление - это гуманитарный феномен, возникающий там и тогда, где ... ... ...

б) Педагогической явление включает в себя такие элементы, как учащийся (студент), ... ... ...(... ... ...), средство (обучения, воспитания), ... ... ... .

3. Выберите правильный ответ:

- К творческой деятельности относят:

а) создание произведений искусств;

б) деятельность научной и художественной элиты;

г) любую деятельность, продукт которой полезен для общества;

д) лишь ту деятельность, продуктом которой является нечто новое, оригинальное, ранее не бывшее;

е) правильных ответов нет.

- Творческий потенциал личности - это:

а) проявление ее врожденных качеств;

б) приобретенный в течение жизни стиль деятельности;

в) свойственное от рождения проявление уникальности и неповторимости;

г) все предыдущие ответы правильны.

4. Вычеркните несвойственное и добавьте необходимое в определении:

- Субъективное творчество в учебной деятельности учащихся проявляется в становлении таких новообразований, как:

1) способность открытия нового знания;

2) порождение нового смысла или цели деятельности;

3) появление новых мотивов;

4) импровизация;

5) неуверенность в себе;

6) завышенная самооценка;

7) заниженная самооценка;

8) рефлексивность;

9) ... ... ...

- В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

1) является формой и способом реализации свободы человека;

2) объективирует собственную индивидуальность для других;

3) интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности;

4) является прибежищем в периоды жизненных невзгод, потрясений;

5) обеспечивает материальное благополучие;

6) гармонизирует отношения с миром, с собой;

7) выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых неизвестен личности или не существует вообще;

8) ... ... ... .

- Творческая направленность личности в любой сфере деятельности проявляется:

1) в совокупности представлений человека о себе как созидателе собственной судьбы;

2) в знании сильных и слабых сторон своей личности;

3) в чувствительности к проблеме;

4) в чувстве новизны;

5) ... ... ...

6) ... ... ...

7) ... ... ...

- К факторам, тормозящим развитие творческого потенциала личности, относят:

1) механизацию труда, которая требует от работника повторения однотипных действий;

2) стандарты, бюрократические штампы, запрещающие выходы за пределы нормы;

3) перегрузку людей;

4) информационный стресс, блокирующий оперативное принятие ответственных решений;

5) позицию маститых представителей научной или художественной элиты, которые сопротивляются идеям молодых;

6) соперничающие школы (направления), отрицающие достоинства у своих противников;

7) ограниченность материальных средств;

8) гиперопеку близких людей;

9) материальное благополучие, комфорт.

- Творческая личность - это личность, которой свойственны:

1) активно-преобразовательное отношение к миру;

2) чувствительность к проблеме;

3) потребность в новизне;

4) устремленность в будущее;

5) способность к длительному интеллектуальному и физическому напряжению;

6) интеллектуальная активность;

7) эмоциональная выразительность;

8) потребность в личностном профессиональном самосовершенствовании;

9) стремление к успеху;

10) самостоятельность мышления, независимость от оценок окружающих;

11) пренебрежение к материальному достатку;

12) … … …

- Учебно-творческой деятельностью учащихся (студентов) является та, в которой они:

1) самостоятельно осуществляют ближний и дальний перенос знаний в новую ситуацию;

2) обнаруживают новые проблемы в стандартной ситуации;

3) упражняются в установлении целостной структуры объекта на основании его частей;

4) выявляют новые функции объекта;

5) разрабатывают альтернативные пути решения проблем;

6) прибегают к комбинированию, преобразованию ранее известных способов деятельности при решении новых проблем;

7) прочно усваивают базовые знания;

8) включаются в свободный обмен мнениями по дискуссионным проблемам;

9) подвергаются строгому контролю на предмет глубины и системности усвоения знаний;

10) имеют полную свободу в выборе способов решения задач и выполнения заданий;

11) могут предлагать любые решения проблем;

12) демонстрируют оригинальность и самостоятельность решения;

13) обнаруживают знание нормы, стандарта, позволяющих искать пути выхода за их пределы.

14) … … …

- Творчество как деятельность включает в себя такие компоненты, как:

1) интерес;

2) замысел;

3) подготовку к его реализации;

4) озарение;

5) решение проблемы;

6) проверку эффективности решения;

7) оценку результатов компетентными судьями;

8) ... ... ...

9) ... ... ...

- Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), осознает:

1) ценность творчества для самореализации каждой личности;

2) что обществу более всего нужны творческие исполнители замыслов гениев;

3) что обществу и государству нужны компетентные в своем деле, законопослушные граждане, усвоившие нормы и ценности общества;

4) способность к творчеству - это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности человека при любых жизненных обстоятельствах;

5) творческие способности развиваются только в творческой деятельности в специально организованных образовательных учреждениях;

6) развитие творческого потенциала детерминировано социальным окружением, которое может как стимулировать, так и тормозить это развитие.

- Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих воспитанников, владеет средствами, т.е. технологиями и методиками учебно-познавательной деятельности, стимулирующими:

1) импровизационность учащихся;

2) ассоциативность мышления;

3) анаксиоматизацию отдельных признаков исследуемого явления;

4) остранение известного явления;

5) педагогического приятия и поддержки эмоциональных состояний;

6) ... ... ...

7) ... ... ...

8) ... ... ...

9) ... ... ...

10) ... ... ...

- Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентированная на развитие творческого потенциала каждой личности, создается с опорой на следующие постулаты:

1) адаптивности школы, учитывающей индивидуальные возможности ребенка и гибко реагирующей на запросы общества;

2) принцип развития;

3) принцип психологической комфортности;

4) принцип смыслового отношения к миру;

5) ... ... ...

6) ... ... ...

7) ... ... ...

Литература

1. Березовин, К А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Бе-резовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - Минск, 2004.

2.Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов непед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. В. Бороздина. - Минск, 2004.

3.Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ./Вайнцвайг Поль - М.: Прогресс, 1990, стр. 16-42, 134-181.

4.Вульфов, Б. 3. Основы педагогики: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов.-М., 2000.

5.Караковский В.А. Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996

6.Крысъко, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. -3-е изд. -М., 2005.

7.Максимова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен. - М.: Издат. центр "Акаденим", 2001, стр. 63-71.

8.Жук А. И, Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. -Минск, 2003.

9.Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.

Контролируемая самостоятельная работа

Наши рекомендации