Раздел III Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития

Основная:

1. Березовин, К А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Бе-резовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - Минск, 2004.

2.Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов непед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. В. Бороздина. - Минск, 2004.

3.Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ./Вайнцвайг Поль - М.: Прогресс, 1990, стр. 16-42, 134-181.

4.Вульфов, Б. 3. Основы педагогики: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов.-М., 2000.

5.Караковский В.А. Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996

6.Крысъко, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. -3-е изд. -М., 2005.

7.Максимова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен. - М.: Издат. центр "Акаденим", 2001, стр. 63-71.

8. Жук А. И, Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. -Минск, 2003.

9.Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.

10.Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

11.Харламов, И. Ф. Педагогика: крат, курс: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. -3-е изд. -Минск, 2005.

Дополнительная:

1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / О. А. Баева. - Минск, 2000.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. для вузов /Н. В. Бордовская, А. А. Ре-ан.-СПб.,2000.

3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998, стр. 168-193.

4. Карпович, Т. Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учеб.-метод. пособие / Т. Е. Карпович. - Минск, 2004.

5. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: Учеб. пособие / Т.Е. Карпович – Минск: Тесей, 2007.– С. 11-18.

6. Ключевский В.О. Два воспитания. Соч., т. 9, М., 1990.

7. Кожуховская, Л. С Формирование социально-ролевой компетентности студентов средствами педагогических игротехник / Л. С. Кожуховская, И. И. Губаревич. - Минск, 2005.

8. Леви В.А. Искусство быть собой/Леви В.А. - М., 1977.

9. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. - М., 2002.

10.Мудрик, А. В, Психология и воспитание / А. В. Мудрик. - М., 2006.

11.Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. А. Орехова.-М., 2006.

12.Педагогика: большая соврем, энцикл. / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск, 2005.

13.Селиванов, В. С Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика» /B.C. Селиванов. - М., 2000.

14.Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе / М. Дж. Смит; пер. с англ.
В.Пугяты.-СПб.,2000.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по курсу «Основы педагогики» для студентов 1,4 курсов дневного, заочного отделения специальности «Менеджмент», «Правоведение», «Дизайн»

На 2011/2012 учебный год

1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности

2. Объект, предмет и основные функции педагогики.

3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.

4. Категории педагогики и их характеристика.

5. Ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик.

6. Генезис и современное состояние отечественной педагогической теории и практики.

7. Методология педагогики: сущность, функции, уровни.

8. Характеристика основных методологических подходов в педагогике

9. Научно-педагогическое исследование: сущность, принципы, этапы.

10. Методы научно-педагогического исследования.

11. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

12. Основные тенденции развития системы образования в мире.

13. Система образования Республики Беларусь: цель, компоненты принципы.

14. Тенденции реформирования системы образования в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.

15. Основное и дополнительное образование. Уровни образования и образовательные учреждения.

16. Многоуровневая система подготовки специалиста в вузе: проблемы и перспективы.

17. Концептуальные основы и формы непрерывного образования.

18. Личность как объект и субъект педагогики.

19. Развитие личности, его движущие силы и закономерности.

20. Периодизация личностного развития в педагогике.

21. Основные факторы развития и формирования личности.

22. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности: цель, принципы, направления и методы.

23. Роль самовоспитания в развитии личности.

24. Обучение в процессе формирования личности.

25. Учебно-познавательная деятельность: цель, мотивы, структура.

26. Социализация человека как педагогическое явление, ее этапы.

27. Факторы и механизмы социализации.

28. Социализированность и десоциализированность. Норма и отклонение в социальном становлении личности.

29. Сфера жизнедеятельности как предел распространения активности личности.

30. Семья и ее основные социализирующие функции.

31. Воспитательные потенциал семьи, его структура.

32. Стили семейного воспитания.

33. Принципы и методы семейного воспитания.

34. Направления и формы социально-педагогической поддержки семьи.

35. Игра как специфическая форма жизнедеятельности человека, как педагогическое явление и средство реализации активности личности.

36. Общение как ведущий фактор развития личности. Виды и функции общения.

37. Акмеологические основы самосовершенствования личности.

38. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

39. Творчество как педагогическое явление. Личностные качества творческой личности.

40. Творческий потенциал личности, факторы детерминирующие и блокирующие его развитие.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И

КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Основы педагогики»

Наши рекомендации