Межличностные отношения в педагогическом процессе
Общение как основа межличностных отношений. Виды отношений.
Педагогический такт. Общение в спортивной деятельности
Общение как основа межличностных отношений.Межличностные отношения возникают и складываются в общении. Общением называют процесс становления и развития контактов между людьми. Этот процесс порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека. Ломов В.В. определяет общение как "многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействия общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга". В общении выделяют следующие элементы (составляющие): цель, содержание (информация), средства (речь, текст, оптико-кинетическая система знаков).
Таким образом, в общении происходит приобщение ребенка к социальному наследию человечества. В педагогической деятельности основным является искусство взаимодействия педагога и ученика, от которого во многом зависит результативность педагогического процесса.
Виды отношений.У ребенка, пришедшего, в школу сложились отчетливые представления о своей ценности. Одни с уверенностью входят в класс, другие сомневаются в собственных возможностях. Большое значение здесь приобретает характер взаимоотношений. В педагогическом процессе учитель и ученики вступает в основном в деловые, официальные отношения, однако могут проступать и сугубо личностные отношения, которые выражаются в симпатии, благожелательности или, наоборот, в антипатии и неприязни в межличностных отношениях. Отношения учащихся к учителю можно считать личностным ресурсом учащихся, который наряду с другими личностными предпосылками может способствовать или наоборот препятствовать решению учителям педагогических задач и развитию личности ученика в процессе воспитания. С другой стороны отношение является продуктом самого педагогического взаимодействия. При педагогическом управлении становления отношений учащихся к учителю необходимо знать особенности формирования отношений в педагогическом процессе, выдвигать формирование положительного отношения к учителю в качестве одного из элементов педагогического целеполагания, учитывать при организации педагогического процесса возможное влияние его элементов и всей целостности на развитие отношений учащегося.
Самая общая классификация взаимоотношений учителя и учащихся предполагает два вида взаимоотношений учителя и учащихся: высокая требовательность, строгость, справедливость, откровенно выраженная заинтересованность в успехе учащихся и стремление "держать класс в руках" (А.В.Веденев).
По экспериментальным данным В.В.Богословского намечено общее деление отношения учителя к учащимся:
- открыто (скрыто) положительное;
- нейтральное;
- открыто (скрыто) отрицательное.
Как показывает практика, в системе "учитель-ученик" существует как односодержательные отношения (со стороны учителя негативное и со стороны учащихся тоже) либо разносодержательные (со стороны учителя безразличное - со стороны учащихся доброжелательное). Отношения становятся взаимоотношениями, от которых зависит психологическая атмосфера, климат на уроке. Взаимоотношения учителя и учащихся могут являться условием для возникновения у учащихся определенной мотивации учения, общения, поведения. Характер отношений между учащимися и учителем, стиль этих отношений является важнейшим фактором, вызывающим проявление интереса школьника к предмету. Исследования психологов показывают, что падение интереса к учению, неправильное поведение в школе часто является следствием ошибок учителей, своеобразным ответом и реакцией учащихся на их отношения" (В.П.Битуева).
Межличностные отношения характеризуются многообразием. Так деловые отношения регламентируются обязанностями совместной деятельности. Они имеют или не имеют свое продолжение в личностных отношениях. Личностные отношения - это приятельские отношения, связанные с возникновением знакомства. Товарищеские отношения строятся на совпадении интересов, дружеские отношения характеризуются интимностью,
Межличностные отношения закрепляются и развиваются в процессе словесного и несловесного взаимодействия. Восприятие человека человеком выступает регулятором взаимоотношений между людьми. Чем полнее учитывается личность ученика, его характер, темперамент, способности, уровень физического и умственного развития, направленность и актуальное состояние, тем адекватнее представление о нем и больше возможностей для оптимального общения и правильного прогнозирования поведения. Станкин М.И. приводит пример из спортивной деятельности:
"Каждый игрок - личность, - справедливо утверждал известный тренер М.Сушков. - Не всякому футболисту можно делать замечание на людях, в присутствии товарищей по команде. Веселым, общительным М.Жукову и Н.Ильину я говорил прямо об их недостатках. Футболисты спокойно выслушивали критику и учитывали замечания. А вот футболиста Т. М Сушков просто «выбил из колеи» критической репликой. В дальнейшем тренер этому спортсмену замечаний в прямой форме не делал. Оказалось, что футболиста Т. целесообразнее сначала похвалить, а затем попросить обратить внимание на какие-то элементы техники или тактики, чтобы получалось еще лучше, т.е. авансировать похвалой. Результат 6ыл налицо. Т. начинал играть, стремясь учесть все сделанные ему замечания».
Будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания, общение определяет характер отношений в педагогическом процессе. Установившиеся отношения способствуют решению педагогических задач. Нормой отношений воспитанников и педагогов являются гуманные отношения, в основе которых лежит сотрудничество. В практике работы школ существуют и ряд других видов отношений, о которых пишет Рыбакова М.М.:
- отношения диктата, где царит строгая дисциплина, выполнение требований;
- отношение невмешательства, характеризующееся общением на интеллектуально-познавательном уровне, эрудированности педагога:
- отношения опеки, где педагог проявляет чрезмерную заботу, ограничивает самостоятельность;
- отношения конфронтации, в которых присутствует пренебрежительно деловой тон, скрывая неприязнь к воспитанникам;
- отношения сотрудничества, где взаимоотношения строятся на основе интереса, взаимного доверия, уважения друг к другу.
Результаты экспресс-опроса учащихся VII - IX классов показали, что отношения конфронтации, опеки, сотрудничества встречаются одинаково часто (18.21.23% ответов), отношения нейтралитета во взаимоотношениях 37% (М.М.Рыбакова, 1991).
Личностно-деятельная, личностно-ориентированная педагогики выдвигает иные принципы общения, нежели педагогика диктата: общие принципы общения и индивидуальные принципы. Общие принципы детерминируются характером общественного строя. Индивидуальные принципы - это конкретные приемы, средства, используемые в деятельности педагога, исходя из его личных знаний, профессионального опыта, способностей, умений. (В.С.Грехнев, 1990).
Таким образом, межличностные отношения характеризуются многообразием (односодержательные, разносодержательные и т.д.). В качестве нормы взаимоотношений воспитанников и педагогов должны быть гуманные отношения, в основе которых лежит сотрудничество. В зависимости от вида установившиеся отношения будут способствовать либо препятствовать решению педагогических задач.
Педагогический такт.В последнее время большое внимание стали уделять специфике педагогической деятельности с одаренными детьми. Данные исследований, полученными в нашей стране, указывают на то, что довольно часто некоторым учителям "кажутся мешающими ученики с необычайными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью" (Н.С.Лейтес). На этой почве очень часто возникают конфликты с учителями высоко интеллектуальных учащихся. Эти конфликты сопровождаются острыми отрицательными эмоциями. Причинами конфликтов в данном случае могут быть не только личностные качества учителя, но и его профессиональная подготовка. В США в двадцати одном штате действуют местные законы, которые не разрешают учителю без специальной подготовки работать с одаренными детьми. Характер межличностных отношений в работе с одаренными и сверходаренными детьми должен основываться на системе взглядов и убеждений о себе, других людях, целях, задачах работы, на помощи, поддержки, недирективности.
В систему взглядов учителя о себе включают представления о себе: я компетентен в решении задач, я несу ответственность за свои действия, я связан с людьми, я заслуживаю доверия. Представления о других основано на том, что окружающие дружелюбны и имеют хорошее намерения, их следует ценить, уважать, оберегать, им присуще стремление к творчеству. Межличностные отношения с одаренными детьми в основном окрашены положительными эмоциями, т.к. учителя получают удовольствие, радость от общения с ними как с интересными людьми, умеющими свободно обмениваться точками зрения. Следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети испытывают трудности в общении с учителями, администрацией в основном из-за неумения слушать.
Прикосновение учителя к внутреннему миру ребенка, подростка, юноши, искренняя близость к учащимся, основанная на взаимопонимании и умении войти в субъективное состояние другого, понять его, предвидеть возможную реакцию воспитанника на предпринятое воздействие, соблюдая при этом чувство меры, является на наш взгляд педагогическим тактом. Педагогический такт - это одно из условий правильных взаимоотношений. Он помогает учителю взять нужный тон и правильную линию поведения с учащимися и расширяет сферу влияния на формирующуюся личность ребенка, подростка, девушки, юноши.
Добролюбов Н.А. писал: "Искусство общаться с детьми нельзя переделать дидактически: можно только указать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться.
Любовь к детям и знание их - одно из важнейших оснований педагогического такта. Любовь к детям - это не внешнее любование ими, а знание детей, особенностей их развития на разных возрастных этапах. Выработанная учителями манера владеть собой, выражать эмоционально свое отношение к детям только в том случае имеет воспитательную силу, если в этом звучит искреннее чувство гнева, радости, одобрения, негодования и делание добиться того, чтобы воспитать ребенка настоящим человеком.
Педагогический такт - неотъемлемое свойство личности в ее целостности.
Педагогический такт учителя - это не внешняя форма владеть собой, а выражение его внутреннего, действительного отношения к учащимся в тоне, жестах, мимике, словах. Следовательно, чтобы обладать педагогическим тактом, необходимо иметь высокую общую культуру поведения.
Педагогический тактявляется своеобразной педагогической способностью и одним из компонентов педагогического мастерства.
Педагогический такт зависит от многих положительных воспитательных свойств личности в их внутренней связи.
Для развития педагогического такта необходимо соблюдать 3 главных условия:
- иметь высокую общую культуру духовного, в особенности нравственного облика:
- отчетливо осознавать, что такое педагогический такт, правильно понимать его основные наиболее важные признаки;
- обладать психологическими предпосылками, на основе которых можно легче формировать педагогический такт, доводя его до уровня нравственной привычки как устойчивой черты характера.
Условием развития педагогического такта является внимание и внимательность педагога к воспитанникам и в форме общения с ними.
Основной закономерностью педагогического такта является соблюдение педагогом меры в применении воспитательных воздействий. Например, естественность и простота обращения педагога имеет воспитательное значение, при условии, если она не переходит в упрощенность, фамильярность или в сухой формализм в обращении. Требовательность педагога повышается в своей действенности при сочетании с разумной помощью воспитанникам. Нарушение меры этого сочетания, его гибкости и незнание индивидуального стиля мышления воспитанника приведет к снижению эффективности воспитательного воздействия. Тактичные воздействия на личность должны опосредоваться знанием психологии воспитанника.
Тактичное воздействие по своей психологической природе является осознанным актом и представляет синтез научных психолого-педагогических предпосылок и искусства воспитания.
В структуре педагогического такта выражается принцип уважения личности в единстве с педагогической требовательностью к ней. Требовательность в форме придирчивости приводит к нарушению педагогического такта и к ухудшению правильного психологического стиля в форме обращения.
В структуре педагогического такта важно осуществить единство делового и психологического контакта в общении воспитанника и воспитателя.
В структуре педагогического такта должно быть сочетание доверия и педагогического контроля. Здесь важно развивать самоконтроль воспитанника.
В структуре педагогического такта есть сочетание уравновешенности воспитателя и непосредственности процесса общения с воспитанниками. Уравновешенность психического состояния воспитателя это способность в критических ситуациях, избежать срывов в форме общения с учащимися. Неуравновешенность - это раздражительность и вспыльчивость в обращении, неумение владеть собой, что ведет к нарушению педагогического такта.
Таким образом, корни взаимоотношений лежат в основном не только в личностных качествах педагога, но и в его нравственных позициях, которые он занимает на занятиях, в нормах профессионального поведения.
Общение в спортивной деятельности.В педагогической деятельности тренера общение, как основа межличностных отношений, составляет единство трех сторон: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемые в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей. Система воздействий тренера как и школьного учителя представлена не только вербальными, но и невербальными средствами общения, к которым относят жест, мимику, позу, демонстрацию приемов (в боксе, борьбе), мануальную коррекцию техники, крики ободрения. По мнению Худадова Н.А, основу системы психолого-педагогического воздействия составляют виды информации, которые содержат управляющие воздействия тренера. Коммуникативная сторона общения как передача или обмен информации выполняет в деятельности тренера ряд функций: мотивирующую, ориентирующую, когнитивную (образовательную), организующую, контрольно-оценивающую, коррекционно-инструктирующую, психорегулирующую. Так, ориентирующая информация направляет спортсмена на решение задач учебно-тренировочной деятельности, выбор тактики и технических средств в соревновательной деятельности и на создание целевых, тактических и других установок в ходе деятельности. Содержание общения тренера и спортсмена варьируется исходя из этапов спортивной деятельности. Так, в период предстартовой деятельности необходимо учесть, что стремление достичь высоких результатов приводит спортсменов со слабой нервной системой к резкому повышению уровня эмоционального возбуждения. Это обостряет взаимоотношения в системе "тренер-спортсмен", приводит к отрицательному результату.
Таким образом, в общении присутствуют три взаимосвязанных стороны коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Тренеру для эффективного общения необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена, обучать его приемам аутотренинга (самоконтроль, самоубеждение, самоприказ и т.д.) в тактичной, доброжелательной форме, используя методы убеждения и внушения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:педагогический такт, взаимоотношения, общение, коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны, требовательность, контроль.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.
1. В чем специфика педагогического общения?
2. Назовите элементы (составляющие) процесса общения.
3. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотношениями?
4. Какие виды отношений в педагогическом процессе Вам известны?
5. Что понимают под педагогическим тактом?
6. Какие условия необходимо соблюдать для его развития?
7. Что должно входить в структуру педагогического такта?
ЛИТЕРАТУРА
1. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2004.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
3. Зайченко В.Н. Искусство общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Волгоград: ВГАФК., 2002.
4. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физкультуры и тренера. Волгоград: ВГАФК, 1997.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2002.
6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001
7. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2002.
8. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.
9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
10. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, дви-жение/Перев. с нем. М.: Интерэксперт, 1996.
11. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций: М.: Институт практической психологии, 1996.
12. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. Книга для преподавателей и воспитателя. М.: Академия, 1996.