Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. При личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- формирование и развитие мышления;

- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика

И. С. Якиманская основные требования к дидактическому обеспечению учебного процесса:

1. Учебный материал должен выявлять субъектный опыт учащихся;

2. Изложение знаний должно быть направлено на преобразование опыта субъекта;

3. на уроке необходимо согласование субъективного опыта с научным содержанием учебной программы;

4. необходимо стимулировать ученика к самоценной познавательной деятельности;

5. необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса усвоения.

В системе личностно-ориентированного образовательного процесса меняются функция и организация урока. Он начинает подчиняться главному требованию — развитию мышления.

И. С. Якиманская формулирует основные требования к подобному уроку.

Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; оценка деятельности ученика и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Это отличает на личностно-ориентированном уроке деятельность учителя. Учитель: использует проблемные творческие задания; применяет задания, предполагающие, что ученики могут выбирать словесную, графическую или условно-символическую форму материала; создает положительные взаимоотношения между учениками; 4 организует учебную деятельность; обсуждает отношение учащихся к изученному материалу; стимулирует учеников к самостоятельному поиску способов выполнения заданий; 4 поощряет рассуждения учащихся;аргументирует выставляемую оценку — за рассуждения, поиск ответов и пр.; разъясняет возможность рациональной организации учебной деятельности.

Литература:

1) Якиманская И. С.

2) Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2009.

Проверочный тест - Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность.

1. Целенаправленное мотивирование приобретений знаний умений навыков всодружестве под руководством другого человека, представителем старшего поколения, как носителем этого есть…

А) Обучение;

Б) Научение;

В) Учение;

Г) Усвоение.

Ответ: В.

2. Предметом изменения, продуктом учебной деятельности является:

А) Полученные знания;

Б) Сам субъект;

В) Научение;

Г) процесс познания.

Ответ: Б.

3.К способам учебной деятельности не относятся:

А) репродуктивный способ;

Б) проблемно-творческий способ;

В) Познавательно-исследовательский способ;

Г) Учебно-мотивационный способ.

Ответ: Г.

4.Соотнесите следующие понятия мотивов:

1.Внешние мотивы а. наказание и награда, угроза и требование

2.Внутренние мотивы б. интерес к своим знаниям, любознательность

Ответ: 1-а; 2-б.

5. Мышление – это …

А) процесс приобретения знаний, умений и навыков;

Б) активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений;

В) это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее;

Г) механизм формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта.

Ответ: Б.

6.Какой принцип оценки не выделяется в психологии:

А) Принцип перспективности;

Б) Гуманистический принцип;

В) Принцип сотрудничества;

Г) Принцип практичности.

Ответ: Г.

7.Распределите в правильном порядке этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке:

А) Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы;

Б). Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом;

В) Переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях, которые соответствуют выделяемым в психологии видам самооценки.

Ответ: Б,А,В.

8.Знание, как результат познание не может быть:

А) Обыденным;

Б) Учебным;

В) художественным;

Г) научным.

Ответ: В.

9.Способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях это …

А) Проблемное обучение;

Б) Информационное обучение;

В) Традиционное обучение;

Г) программированное обучение.

Ответ: А.

10.Расположите в правильном порядке этапы проблемного обучения:

А) Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;

Б) Проверка решения;

В) Осознание проблемной ситуации;

Г) Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.

Ответ: В,Г,А,Б.

11.К методам воспитания не относится:

А) метод убеждения

Б) метод самоорганизации

В) метод оценки/самооценки

Г) Метод упражнений

Ответ: Б

12.Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности – это …

А) Итериоризация;

Б) Экстериоризация;

В) Проблематизация;

Г) Рефлексия;

Ответ: А.

13.Расположите в правильном порядке этапы учебного познания:

А) запоминание;

Б) включение в структуру прошлого опыта;

В) восприятие;

Г) активное воспроизведение.

Ответ: В, А, Г, Б.

14.Соотнесите стадии формирования мыслительных операций и их составляющие:

1.стихийная а. ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;

2. полустихиная б. ученик сознательно использует правила мыслительной операции и

понимает, что эти правила специально сформулированы

3.сознательная в. ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не

существа этой операции

Ответ: 1-а, 2-в, 3-б.

Р

Наши рекомендации