Лекция 5. Психические познавательные процессы

Лекция 5. Психические познавательные процессы

Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения - психическая сущность и биологическая основа. Восприятие – системная деятельность мозга.

Зрительные ощущения

Основные параметры зрения это – цвет, насыщенность и яркость. Цвет зависит от различия в длине световой волны, насыщенные цвета соответствуют более узкой полосе длины волны (степень чистоты света), а яркость соответствует амплитуде световой волны (интенсивность света и цвета). Ощущение света и цвета происходит благодаря тому, что глаз реагирует на поток электромагнитной энергии. Основные составляющие глаза - это хрусталик – своеобразная линза, которая фокусирует образы на светочувствительной сетчатке. Передняя часть глаза покрыта светлой мембраной – роговицей. Кривизна этого прозрачного окна преломляет световые лучи вовнутрь. Роговица отвечает за большую часть фокусировки в глазу. Более точная фокусировка происходит, когда положение хрусталика в пространстве изменяется при помощи группы мицелярныхмышц – этот процесс носит название аккомодации. Многие дефекты зрения возникают именно в этом процессе. Если глазное яблоко укорочено, близкие объекты не удается сфокусировать – возникаетгиперопия (дальнозоркость). Если глазное яблоко слишком вытянуто, образ не доходит до сетчатки и отдаленные объекты не удается сфокусировать – возникает миопия (близорукость). Если роговица или хрусталик деформированы – фокусируется только часть зрительного поля, а часть остается расплывчатой – возникает астигматизм. Все эти дефекты зрения можно исправить, поместив перед глазами очки или контактные линзы – дополнительные линзы, которые будутизменять путь падающего света и восстанавят резкость фокусировки. По мере старения людей хрусталик становится менее способным к аккомодации, так как мицелярные мышцы слабеют и становятся менее гибкими. Поскольку положение хрусталика в пространстве нужно больше всего изменять при фокусировке близких объектов, именно этот процесс затрудняется с возрастом - возникает пресбиопия (возрастная дальнозоркость).

Еще одна немаловажная деталь глаза – радужная оболочка – это окрашенная круговая мышца, которая позволяет глазу адаптироваться к темноте, расширяясь и сокращаясь, – изменяя размер зрачка. Сетчатка тоже может приспосабливаться к изменениям освещенности, но медленно, а радужная оболочка позволяет нам быстро переходить из темноты на яркий свет. При тусклом освещении зрачки расширяются, а при ярком свете сужаются. По наблюдениям Леонардо да Винчи, при максимальном сужении радужной оболочки, зрачок в 17 раз больше, чем при минимальном. Если бы этого не происходило, то мы довольно долго не могли бы ничего видеть, входя в темную комнату.

Видение происходит благодаря находящимся в сетчатке рецепторным клеткам – палочкам и колбочкам. Колбочки – зрительные рецепторы цвета и остроты дневного зрения (6,5 миллионов на каждый глаз). Палочки – зрительные рецепторы тусклого света, вызывающие черно-белые ощущения (100 миллионов на каждый глаз). На вопрос о том, какой цвет является самым ярким, существует два ответа – один для палочек, другой для колбочек. Максимальная цветовая чувствительность колбочек находится в желтовато-зеленой части спектра. Иными словами, при равном освещении дневным светом самым ярким цветом кажется желтовато-зеленый (одежда дорожных рабочих и инспекторов ГАИ). Палочки же не вызывают цветовых ощущений. При тусклом свете ни один цвет не будет видим, но какой-то может показаться более ярким, чем другие – для палочек это зеленовато-голубой (мигалки и сигнальные огни аэропорта). Говоря о цветовом зрении, нельзя не сказать о его дефектах. Если человек не имеет колбочек или они неправильно функционируют, мир для него превращается в черно-белое кино – два цвета одинаковой яркости выглядят совершенно одинаково – возникает цветовая слепота. Встречается она крайне редко, и иногда ею бывает поражен только один глаз. Возможно также и другое расстройство цветного зрения - цветовая слабость или дальтонизм – неспособность различать некоторые цвета. Примерно 8% мужского населения и менее 1% женского не различают красный и зеленый цвета (вместо этих цветов чаще всего видят грязно кирпичный), другая форма цветовой слабости, связанная с неразличением желтого и голубого цвета крайне редка.Вместо желтого и голубого воспринимают грязно зеленый). Цветовую слабость вызывают изменения в генах, которые контролируют зрительные пигменты колбочек. Красно-зеленая цветовая гамма является рецессивным признаком, связанным с полом. Передается женской или Х-хромосомой, т.к. у женщин этих хромосом две, они реже страдают цветовой слабостью. Для распознавания цветовой слепоты часто используют тест Исихары. В этом тесте цифры и другие фигуры, состоящие из точек одного цвета, изображают на фоне точек другого цвета. Таким образом, человек с цветовой слепотой видит только набор точек.

Подобно колбочкам, палочки содержат светочувствительный зрительный пигмент. Когда на зрительный пигмент попадают световые лучи, он обесцвечивается, химически разрушается – остаточные образы, вызванные лампами и вспышками, являются прямым следствием этого разрушения. Чтобы светочувствительность восстановилась, зрительные пигменты должны перегруппироваться, на это требуется время. Ночным зрением мы обязаны главным образом увеличению содержания родопсина, пигмента палочек. При нормальных условиях восстановление зрения после ослепления требует около 20 секунд – достаточное время для того, чтобы произошел несчастный случай, а при наличии в крови сосудорасширяющих средств, например, алкоголя это время увеличивается до 30-50 секунд, т.к. расширение зрачка способствует попаданию в глаза большего количества света. Палочки нечувствительны к ярко-красному свету, используя этот факт, подводные лодки, кабины самолетов и другие помещения, где требуется использование ночного и дневного зрения, освещают красным светом. В каждом из этих случаев это помогает людям быстрее перейти в темноту, не испытывая необходимости в адаптации. Поскольку красный свет не воздействует на палочки, получается, что люди уже провели некоторое время в темноте. При недостатке витамина «А» в организме вырабатывается меньше родопсина, и у человека может развиться ночная слепота – способность нормально видеть при ярком свете, обеспечиваемая колбочками, и неспособность видеть ночью, обеспечиваемая палочками.

Слуховые ощущения

Слух обеспечивает головной мозг богатством звуков, обилием информации, недоступной другим органам чувств. Слух собирает информацию, поступающую от всего, что окружает тело. Зрение, при всех его достоинствах, ограничено стимулами, находящимися перед глазами. Звуковые волны – ритмичные движения молекул воздуха создаются любым вибрирующим объектом: музыкальным инструментом, голосовыми связками и т.д. Другие среды – жидкости и твердые тела тоже могут передавать звук, но в вакууме звук не распространяется. Частота звуковых волн ( количество волн в секунду) соответствует воспринимаемой высоте звука ( повышенному или пониженному тону). Амплитуда звуковой волны соответствует количеству энергии, содержащемуся в ней, – ощущаемая громкость звука.

Ушная раковина действует подобно воронке, концентрирующей звуки. Попадая в ухо, звуковые волны наталкиваются на барабанную перепонку – тонкую мембрану внутри звукового прохода. Звуковые волны приводят барабанную перепонку в движение, она заставляет вибрировать слуховые косточки, соединяющие ее с улиткой – органом, образующим внутреннее ухо. Средне ухо заполнено вязкой жидкостью, а на его поверхности расположены нервные окончания – волосковые нервные клетки - именно они кодируют полученную информацию в нервный импульс и передают в мозг.

Для понимания механизма слуховых ощущений огромное значение имеет метод наблюдения клинического случая, а именно исследования расстройств слуха. Выделяют два вида глухоты. Глухота проводимости имеет место, когда ухудшена передача звуков от барабанной перепонки к внутреннему уху. Например, могут быть повреждены или обездвижены из-за болезни или травмы барабанные перепонки или слуховые косточки. Во многих случаях этот вид глухоты можно исправить при помощи слухового аппарата, который делает звуки более громкими и четкими. Нервная глухота является следствием повреждения волосковых клеток или слухового нерва. Слуховые аппараты в этом случае не помогают, т.к. сигналы блокируются и не достигают головного мозга. Особенно интересен такой вид нервной глухоты,как глухота раздражимости – имеет место, когда очень громкие звуки повреждают волосковые клетки в улитке. Как частный случай рассматривается охотничья глухота. Она возникает, если охотники не защищают органы слуха от звука выстрела. Слух сохраняется для всех звуков, кроме выстрела – он не воспринимается. Этот феномен позволил предположить, что за восприятие определенных звуков отвечают определенные рецепторы – волосковые нервные окончания.

Каждый из нас начинает жизнь примерно с 32000 волосковых клеток. Однако мы начинаем терять их уже в момент рождения. К 65 годам даже при бережном отношении к рецепторам слуха утрачивается почти 40% волосковых нервных окончаний. Если вы работаете в шумной обстановке или наслаждаетесь громкой музыкой, увлекаетесь мотоциклами и подобными развлечениями, вам может грозить глухота раздражимости (нервная). Волосковые клетки толщиной примерно с паутинку, они очень хрупкие и легко повреждаются. После их гибели их ничто не заменит. Угроза потери слуха зависит от громкости звука и от того, как долго он на вас воздействует. Ежедневное воздействие 85 децибелов и более может привести к хронической глухоте. Даже кратковременные воздействия звука громкостью 120 децибелов (рок-концерт) могут вызвать временное смещение порога (частичную обратимую потерю слуха). Кратковременное воздействие 150 дц. Реактивный самолет – может вызвать хроническую глухоту. Музыка и шум способны причинить вред, а танцы увеличивают этот риск, направляя кровяной поток от внутреннего уха к конечностям. Стереонаушники плеера также представляют опасность, достигая громкости примерно в 115 дц. Если вы слышите звук, идущий из наушников человека, находящегося радом, то скорее всего громкость причиняет необратимый вред ушам пользователя. Воздействие громких звуков, вызывающее шум в ушах,делает очень вероятным повреждение волосковых клеток. Если звуки, вызывающие это повреждение, будут повторяться, то вероятна хроническая тугоухость. Исследование людей, которые регулярно ходят на шумные концерты, показало, что 44% из них страдают от шума в ушах и у большинства отмечается частичная потеря слуха.

5.2.4. Ощущения обоняния и вкуса.Если вы не дегустатор, парфюмер или повар, то вы можете посчитать, что обоняние и вкус – второстепенные ощущения. Разумеется, человек может прожить без двух химических органов чувств, рецепторов, которые реагируют на молекулыхимических веществ. Тем не менее, обоняние и вкус время от времени предотвращают отравления и делают нашу жизнь более приятной.

Рецепторы запаха реагируют главным образом на молекулы газообразных веществ. Когда воздух попадает к нам в нос, он проходит примерно поверх 5 миллионов нервных волокон, внедренных в покров носовых путей. Переносимые воздухом молекулы, проходя мимо оголенных нервных волокон, посылают нервные сигналы, которые направляются в головной мозг. Вопрос о том, как именно продуцируются определенные запахи, сегодня остается открытым. Одну из подсказок дает расстройство, называемое аносмией – обонятельная слепота. Аносмия позволяет предположить, что обонятельные волокна имеют рецепторы, чувствительные к специфическим запахам. Имеется по меньшей мере 100 видов рецепторов запаха. Каждый обонятельный рецептор чувствителен только к какой-то части структуры молекулы, посылая сигналы о выявлении определенных видов молекул, рецепторы дают возможность мозгу распознавать молекулярные отпечатки, указывающие на определенный запах. Эту теорию запаха называют теорией замка и ключа, т.к. можно предположить, что определенные обонятельные рецепторы воспринимают специфичные, только им предназначенные молекулы запаха по принципу мозаики. Запахи также частично идентифицируются местонахождением в носу рецепторов, активизирующих запах. И наконец, число активизированных рецепторов сообщает мозгу, насколько резок запах. Один широкомасштабный тест показал, что ощущать запахи неспособен один человек из 100. Люди сполнойаносмией, как правило, обнаруживают, что обоняние далеко не второстепенное чувство. Если вы дорожите обонянием, то следите за тем, что вы вдыхаете. Опасность для обонятельных нервов представляют химические вещества, такие как аммиак, фотопроявители, средства для укладки волос, а также инфекции, аллергии и удары по голове, которые могут вызвать разрыв нервных волокон.

Существует по крайней мере четыре базовых ощущения вкуса: сладкого, соленого, кислого и горького. Мы наиболее чувствительны к горькому и кислому, менее к соленому, и в наименьшей степени к сладкому.Возможно этот порядок существует для предотвращения отравлений, поскольку горькие и кислые продукты бывают чаще всего несъедобными. Но, если существует 4 вкуса, то откуда такое богатство привкусов. Привкусы кажутся особенно разнообразными потому, что мы примешиваем к вкусу ощущения структуры материала, температуры, запаха и даже боли (обжигающий перец). Особенно влияет на вкус запах. Маленькие кусочки картофеля и яблок могут показаться совершенно одинаковыми на вкус, когда заложен нос. Рецепторы вкуса – вкусовые почки расположены главным образом на верхней стороне языка по его краям. Однако в небольшом количестве они находятся внутри ротовой полости. Когда растворенная пища попадает на вкусовые почки, она отправляет нервный импульс в головной мозг. Вкусовая чувствительность связана с тем, сколько вкусовых почек имеется на вашем языке, их может быть от 500 до 10 000. В последнем случае людям достаточно положить в кофе половину обычного количества сахара. Во многом подобно обонянию, сладкие и горькие вкусовые ощущения основываются на замково-ключевом соответствии между молекулами и имеющими замысловатую форму рецепторами.

5.2.5. Соместетические ощущения. Такие повседневные виды деятельности, как ходьба или бег, были бы невозможны без ощущений, идущих от тела, которые включают в себя кожные ощущения (прикосновение, давление, боль и температура), кинестетические ощущения (рецепторы в мышцах и суставах, определяющие положение движение тела) и вестибулярные ощущения (репторы внутреннего уха, отвечающие за равновесие, тяготение и ускорение).

Вестибулярная система известна, прежде всего, морской болезнью и другими разновидностями укачивания. Наполненные жидкостью мешочки вестибулярной системы (отолитовые органы) чувствительны к движению, ускорению и тяготению. Сильное гравитационное воздействие способно вызвать передвижение массы жидкости, которое в свою очередь сообщает раздражение волосковым рецепторным клеткам, позволяя ощущать силу тяготения. Вот почему инфекция внутреннего уха способна вызвать сильное головокружение. Наилучшим объяснением укачивания является теория сенсорного конфликта. Согласно ей, головокружение и тошнота имеют место, когда ощущения вестибулярной системы не соответствуют информации, получаемой от глаз и тела. На твердой поверхности информация, идущая от вестибулярной системы, органа зрения и кинестетической системы обычно совпадает, но в автомобиле, самолете, лодке эти сигналы могут иметь значительное расхождение. Многие яды также нарушают согласованность сведений вестибулярной системы и органов зрения и тела. Поэтому в процессе эволюции человечество научилось реагировать на сенсорный конфликт рвотными позывами, способствующими удалению яда.

Кожные рецепторы продуцируют по меньшей мере пять ощущений: легкого касания, давления, боли, холода и тепла. Рецепторы определенной формы специализируются на различных ощущениях, однако четкой специфики нет, так рецепторы температуры при очень сильном воздействии становятся рецепторами боли. В целом на поверхности тела находятся 200 тысяч нервных окончаний, реагирующих на температуру, 500 тысяч – на прикосновение и давление, 3 миллиона на боль. Количество рецепторов на каждом участке кожи различно. В среднем под коленом на кв. см. поверхности тела приходится около 232 болевых точек, на подушке большого пальца 60, на кончике носа –44. Фактически существует два вида боли – предаваемая большими нервными волокнами,она отличается резкостью, отчетливостью и быстродействием,ее передает предупреждающая система тела. И боль, передаваемая малыми нервными волокнами, – замедленная, ноющая, тупая, отличается широким распространением и очень неприятна – боль напоминающей системы. Она напоминает головному мозгу, что телу нанесено повреждение. Она вызывает сильную боль даже когда напоминание уже бесполезно – при неизлечимой форме рака, например.

Одной из важнейших характеристик сенсорных анализаторов является возможность адаптации. Чувствительность многих ощущений меняется на несколько порядков. Наименьшая степень адаптации свойственна боли, т.к. свидетельствует о нарушениях в организме, и быстрая адаптация к ней может грозить гибелью.

Мышлениеи интеллект

Мышление или познание имеет много форм: грезы, разрешение проблем и поиск причин. Мышление – процесс психической обработки информации. В сущности мышление – это внутренне представление (психическое выражение, моделирование) проблемы или ситуации. Для этого используются основные составляющее мышления: образы, понятия, язык и символы. Образ – психическое представление, заключенное в картину; Понятия – генерализованная идея, представляющая класс связанных объектов или событий, объединенных словом; Язык – слова или символы и правила их комбинирования, которые используются для мышления и коммуникации.

Комплексное мышление включает все три составляющие, но оно также включает и многие другие составляющие: внимание, узнавание, память, принятие решений, интуицию, знания, воображение, волю и т.д.

Мышление - высший психический процесс отражения в сознании общих свойств предметов и явлений, способствующий порождению нового знания на основе субъективного отражения и делающий возможным преобразование человеком действительности.

Образы связаны с мышлением посредством воображения – психического процесса создания новых образов на основе ранее воспринятых. 97% людей продуцируют в своем сознании визуальные образы и 92% - слуховые образы. Свыше 50% могут вообразить движение, прикосновение, запах, боль. Когда мы говорим об образах, то обычно представляем себе психические «картины», но образы могут включать и другие чувства. Некоторые люди обладают редкой формой воображения – синестезией – для них образы переходят грань нормальных сенсорных барьеров (ощущать вспышки, слушая музыку.) Большинство людей применяют образы, когда думают, вспоминают решают проблемы. Кроме воссоздания в сознании человека происходит и непосредственное создание образов. Люди с хорошим воображениемпоказывают как правило высокие креативные способности. В каком-то смысле мы думаем не только головой, а всем телом. Кинестетические представления – возникают на основе вспоминаемых или воображаемых мышечных ощущений, такие образы помогают нам обдумать наши действия (в какую сторону открывается кран.) Кинестетические образы особенно важны в музыке спорте, боевых искусствах. Если вы захотите продемонстрировать связь между мышлением и мышечной активностью попросите друга рассказать о спортивном соревновании.

Мощным инструментом мышления являются понятия – они позволяют нам думать абстрактно и не обращать внимание на отвлекающие детали. Формирование понятий - это процесс классификации информации и преобразования ее в категории. В основном формирование понятий базируется на столкновении с позитивными и негативными примерами. Становясь взрослыми люди часто усваивают понятия благодаря концептуальным правилам – принципам, позволяющим определить, принадлежат ли предметы и события к данному классу понятий. Однако примеры не теряют своей актуальности.

Чаще всего мышление происходит при помощи языка, потому что он позволяет кодировать (переводить) явления в символы, с которыми уже легче манипулировать.

Можно сказать, что мышление – это психологическое представление и манипулирование информацией с целью решения различных задач. Выделяют несколько способов разрешения задач: механические решения и интуитивные решения.

Механические решения – можно получить методом проб и ошибок при помощи механического запоминания (комбинация цифр в замке). К ним также относятся решения при помощи понимания – более глубокое осознание проблемы (понять головоломку) и эвристика – метод случайного поиска, который может быть полезен, если количество альтернатив невелико.

Интуитивные решения или инсайт – он обычно основывается на перестановке отдельных составляющих задачи. Когда мы видим проблему в новом свете, то решение кажется очевидным. Интересно, что интуитивное решение приходит или быстро или вы скорее всего допустите ошибку.

Один из самых важный барьеров для разрешения проблем – это фиксация, тенденция цепляться за неверные решения или быть слепым к альтернативе. Обычно это происходит когда мы накладываем на наше мышление ненужные ограничения. Проиллюстрируем задачей: Как посадить четыре маленьких дерева, так, чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга.Несмотря на то, что решение этой задачи мы с вами видим каждый день, входя в институт – это тетраэдр, происходит вынужденная фиксация решений в плоскости, где верное решение найти невозможно.

Одной из характеристик мышления можно считать интеллект – общая способность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой. Как многие другие важные понятия психологии интеллект нельзя наблюдать непосредственно, те не менее мы наверняка знаем, что он существует. Под интеллектом понимают познавательные возможности человека, они позволяют комплексно оценить память, запас знаний (эрудицию), лексику, способность манипулировать знаниями для решения практических задач и способность к дальнейшему обогащению запаса знаний. Интеллект – это собирательная функция, подразумевающая запас знаний в смежных областях, умение предвидеть последствия своих поступков и перестраиваться в процессе меняющейся ситуации. Интеллект оценивается с учетом воспитания, образования и жизненного опыта, он может быть средним, ниже среднего (когда неудачи субъекта легко предсказуемы) и выше среднего, обнаруживается у примерно 3% населения (что не дает возможности уверенно предсказать удачи жизненного пути, т.к. это лишь потенциальная возможность успешности, которой субъект может и не воспользоваться).То, что вы делаете гораздо важнее того, что вы могли бы сделать. Разумеется, не все богато одаренные интеллектом люди вносят вклад в науку, искусствоили социальную практику (ведь этот потенциал мог достаться банальному лентяю), но, как правило, люди с интеллектом выше среднего более настойчивы и обладают сильной мотивацией к познанию и преобразованию мира.

Людей с интеллектом ниже среднего называют умственно отсталыми в российской педагогической традиции и детьми с отсроченным успехом в американской.Умственная отсталость – возникает по разным причинам: генетическим, родовые травмы, нарушения обмена веществ, крайняя бедность и в некоторых случаях вообще нельзя найти никакой причины. Важно осознавать, что социальная адаптация в большинстве случаев может помочь сгладить этот разрыв, именно с этим и связан фактор отсроченного, но возможного успеха.

Чтобы отличить более способных людей или способных но ленивых от отстающих в 1904 американские психологи создали тесты, определяющие интеллектуальный уровень. Основная идея тестов на IQ заключается в том, что интеллектуально способный человек не слишком сильно пострадавший от обучения может ответить на определенные вопросы, причем у спектра вопросов есть возрастная привязка. Обобщив опыт социального становления, были выделены блоки вопросов, на которые в состоянии ответить человек со средним интеллектом в определенном возрасте. Таким образом, определяется интеллектуальный возраст – возрастная группа, на вопросы которой респондент уверенно отвечает, если разделить умственный возраст на хронологический и умножить на 100% - получим показатель IQ. Становится ясно, что позиция среднего интеллекта отвечает за соответствие хронологического возраста умственному, высокого интеллекта – говорит о преобладании умственного возраста над хронологическим, низкого – об обратной ситуации.

К вышесказанному можно добавить, что мышление может быть индуктивным (от конкретных фактов к общим признакам), дедуктивным (от общих принципов к конкретным ситуациям), логическим (от данной информации к новым умозаключения на основании очевидных правил) или алогическим (интуитивным или иррациональным), а такжекреативным.Креативное мышление включает различные стили мышления в разных комбинациях добавляя к ним такие особенности как спонтанность, гибкость и оригинальность. О креативном или творческом мышлении можно говорить в том случае если мыслительный процесс приводит к созданию новых идей и неожиданных ответов на поставленные вопросы, которые одновременно являются практичными и разумными.

В поиске новых, оригинальных решений огромное значение имеет постановка задачи. Когда мы подходим к разрешению проблемы только с одной стороны, то есть подразумеваем один правильный ответ – это приводит к конвергентномумышлению. Дивергентноемышление действует наоборот: способствует нахождению множество возможных ответов, вырабатывающихся на основе тех же исходных данных, а затем выбирает наиболее подходящие и практичные.

Формами мышления, своеобразными ступенями получения нового знания являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это обобщенное представление о группе объектов или явлений. Понятие может быть эмпирическим, теоретическим, конкретным, абстрактным, житейским и т.д. Человек может саамы вырабатывать понятия, а может заимствовать их из социального опыта. Суждение позволяет установить истинную или ложную связь между явлениями. Умозаключение способность на основании нескольких суждений сделать определенные выводы. Становлению законченных мыслительных форм способствуют мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение. Мыслительные операции позволяют работать со сложными объектами, часто мыслительные операции представляют в виде неразрывно существующих пар, так например анализ не способен решать задачи без применения синтеза. Анализ позволяет разбить сложный объект на части и рассмотреть отдельно, однако умозаключения будут некорректными, если не вернуть части в единое целое, что обеспечивается при применении синтеза. Абстрагирование позволяет справиться с системой связанных объектов, отвлекаясь от существования связей и рассматривая объект изолированно. Однако только конкретизация способна вернуть объект в систему и обеспечить точность модели. Сравнение ставит целью выявление общих черт и отличий у ряда предметов, а обобщение дает возможность провести классификацию их на основании выделенных черт.

Волевая регуляция человека

Психические познавательные процессы были бы невозможны или как минимум непродуктивны без применения волевых усилий. Воля, в основном, прижизненное образование человека позволяющая осмыслить цель будущей деятельности сопоставить мотивы с системой ценностей и совершить действие.

Воля – психический процесс, обеспечивающий сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевые процессы связаны с преодолением внешних и внутренних препятствий, проявляются в саморегуляции поведения и психических явлений. Волевые акты возможны благодаря воздействию на процессы возбуждения и торможения нервной системы. Основные функции воли – активизирующая – заставляющая действовать и тормозящая – позволяющая воздержаться от действия. Развитие волевой сферы личности тесно связано с формированием мировоззрения и нравственной позиции личности. Духовное богатство личности способствует изменению мотивационной сферы личности в сторону ее усложнения: не от мотива к поступку, а от мотива к поступку через своеобразный нравственный фильтр, действия становятся не импульсивными, а подконтрольными сознательной сфере. Ярким примером волевой саморегуляции является сверхнормативное, просоциальное поведение, т.е. такое поведение, которое характерно помощью людям, подчас, даже в ущерб себе.

Основные признаки волевого акта это приложение продуманных усилий, наличие цели и плана по ее достижению, отсутствие непосредственного удовольствия от поступка, стремление к преодолению обстоятельств или особенностей личности. Волевая регуляция личности состоит в оптимальной концентрации активности для достижения осмысленной и значимой цели.

Невозможно переоценить значение волевой саморегуляции и в блокировке ненужных действий, не только в смысле социальнонеодобряемых, но действий не приводящих к нужному результату или приводящих, но слишком «дорогой» ценой. В целом можно сказать, что волевая регуляции не позволяет настойчивости перейти в тупые стереотипные усилия, когда сама цель подменяется необходимостью ее достижения.

Базовые волевые личностные качества – это сила воли, настойчивость, выдержка и энергичность. На базе этих качеств развиваются вторичные: решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. И третьим этапом становления волевой сферы личности становится формирование таких качеств как ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность.

Волевые характеристики личности позволяют говорить о том, на сколько она самостоятельна с суждениях, способна к принятию решений к контролю эмоциональных состояний. Волевые реакции имеют как врожденную составляющую, основанную на темпераменте, норме и скорости реакции на входящие раздражители, так и приобретенную сформированную прижизненно составляющую, позволяющую овладеть собой и своими эмоциями, даже имея достаточно низкий природный потенциал к этому. Тренировка воли и формирование волевых качеств личности проводит связь не только между психическими процессами и психическими состояниями, но и связывает их с физиологическими процессами. В основе психологической устойчивости лежит физическая выносливость. Недаром на протяжении многих веков физическое воспитание расценивалось как способность получить запас сил и энергии для того, чтобы переживать все, в том числе и психологические напасти не опуская головы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что при определенных обстоятельствах люди, не обладающие выдающимися физическими силами и здоровьем, проявляют сильные волевые качества, как бы компенсируя недостаточность физической сферы.

Воображение позволяет нам в значительной степени предвидеть последствия своих действий, а волевая саморегуляция позволяет не совершать таких действий, о которых в последствии, пришлось бы пожалеть, таким образом, иллюстрируется связь психических процессов. Кроме того, волевая сфера человека при достаточном уровне развития позволяет выйти на уровень автономной регуляции поведения, являющийся воспитательным идеалом - состояние, когда человек делает то, что должен, потому что ему этого хочется, проводя тесную связь между психическими и педагогическими процессами.

Лекция 7. Личность как субъект образования

Приобщение человека к нормам и ценностям общества. Развитие и формирование человека от индивида к личности и индивидуальности. Движущие силы и факторы становленияличности. Педагогическая программа развития личности

Формы обучения

Форма обучения рассматривает характер взаимодействия обучающего и обучаемого, отвечая как за внешнюю структуру, так и за внутреннее устройство процесса обучения. Специфика взаимодействия обучаемого и обучающего так многообразна, что трудно четко описать формы обучения. Однако их можно классифицировать по различным основаниям. Классификация форм обучения по количеству участников предполагает: индивидуальные, парные, групповые, коллективные и фронтальные (работа с целым классом в едином темпе, например, устный счет). По месту обучения: аудиторные и внеаудиторные (классные, внеклассные). По порядку осуществления: очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная. Последняя классификация подразумевает, что при любой форме обучения для освоения одного и того же образовательного уровня учащемуся необходимо освоить одинаковое количество материала, но он по-разному распределяется между аудиторной и внеаудиторной, в данном случае самостоятельной работой учащегося. При очной форме аудиторная подготовка значительно превышает объем самостоятельной работы, при очно-заочной они примерно равны, а при заочной объем самостоятельной работы значительно превышает аудиторную подготовку. Однако на основании ФЗ «Об образовании» и «О высшем профессиональном образовании» в РФ не может быть аккредитована такая форма подготовки, которая вообще не включала бы аудиторные занятия.

Важным понятием является понятие формы организации учебного процесса, оно отвечает за характер мелкого звена процесса обучения, т.е. характеризует определенный вид учебного занятия: урок, лекция, семинар, факультатив, экскурсия, экзамен и т.д.

Наиболее распространенной формой организации учебного процесса является урок. Уроком принято называть определенный временной континуум, в течение которого педагог организует познавательный процесс группы учащихся постоянного состава, с учетом особенностей каждого ученика и создавая оптимальные условия для обучения, воспитания и развития личности всех учащихся. Типы уроков отличаются большим многообразием, в целом можно выделить: урок усвоения нового материала, закрепления, повторения, контроля знаний и сочетающий все представленные цели в одном – комбинированный или смешанный урок. Вместе с понятием урока в дидактику, также благодаря Я.А. Коменскому, вошло понятие класса – группы учащихся постоянного состава, объединенных по возрастному признаку и по примерно одинаковому уровню начальных знаний, которые в едином темпе продвигаются в освоении знаний. Постепенно представления об уроке и классе дали начало классно-урочной системе обучения, которая является наиболее распространенной и подразумевает, что класс обучается по единому учебному плану и учебным программам, уроки проводятся по конкретным предметам, встроенным в расписание, продолжительность урока регламентируется уставом учебного заведения, работой класса на уроке руководит учитель. Несмотря на широкое распространение и более чем трехсотлетнюю историю классно-урочной системы ее постоянно критикуют и пытаются реформировать. Основная критика обращена к тому, что единый темп урока подразумевает ориентацию на среднего ученика, а в это время сильные и слабые не в состоянии работать в едином темпе. Кроме того, краеугольным камнем классно-урочной системы является строгая дисциплина в классе, и многие критики утверждают, что при этом условии ограничено общение учеников, что не способствует формированию совместимого члена коллектива. Пытаясь устранить эти недостатки, дидакты разработали несколько других, конкурирующих систем: Белл-ланкастерская система взаимного обучения, Батовская, М

Наши рекомендации