М. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765)

ПЛАН

1. Научные исследования М. В. Ломоносова как основа университетских и гимназических учебных предметов.

2. Роль Ломоносова в организации университетского образования.

3. Организация учебно-воспитательного процесса в гимназиях.

4. Вопросы воспитания в педагогическом учении Ломоносова.

Просветительская деятельность М. В. Ломоносова имела разносто­ронний характер. Он выступает не только как великий ученый-энцик­лопедист, патриот, борец за истину в науке, философ, поэт, но и как организатор и руководитель крупных учебных заведений, созда­тель известных учебников, руководств, педагогических трудов, раз­вивая демократические принципы организации просвещения и борясь за общедоступность образования.

"Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатери­ной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он лучше сказать сам был нашим пер­вым университетом" - так оценил огромный вклад Ломоносова в рас­пространение просвещения в России А. С. Пушкин.

Ломоносов - исследователь различных областей естествознания. Научные труды первого русского академика оказали влияние на раз­витие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других ес­тественных наук с материалистических позиций, на их служение практическим нуждам, экономическому развитию страны. Его истори­ческие, филологические, лингвистические исследования наряду с естественными, обогащая науку имели непосредственный выход в учебные заведения, школьную практику.

Из-под пера Ломоносова, создателя науки о русском языке и литературе, выходит известный труд "Российская грамматика" как научный свод законов изменения и сочетания слов, составивший эпо­ху в языкознании и в истории отечественной педагогики. Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна филосо­фия, неприятна история, сомнительна юриспруденция... без грамма­тики" (Т.VII, с.391). По мнению ученого, грамматика является пу­тем овладения языком, универсальным орудием познания в практичес­кой деятельности человека. Белинский отмечал, что "лучше "Россий­ской грамматики" у нас еще не было, а установленные Ломоносовым законы стихосложения "навсегда останутся в русской литературе".

Ломоносов создает свои "Древнюю Российскую историю от нача­ла российского народа до кончины Ярослава Первого, или до 1054 года" и "Краткий Российский летописец с родословием", закладывая основы отечественной истории как предмета школьного обучения.

В своей деятельности М. В. Ломоносов занимался педагогически­ми проблемами. Отечественная педагогика, развиваемая Ломоносовым, строилась на идеях гуманистического просвещения, народности, де­мократизма, связи науки с практикой. Борясь за развитие отечес­твенной науки и просвещения, Ломоносов был сторонником широкого распространения образования и знаний во всех слоях общества, убежденным сторонником единой, светской, бессословной системы об­разования - "тот почетнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды" (Т.Х, С.55).

Эти прогрессивные идеи были положены им в основу организа­ции различных видов учебных заведений. Ломоносов выступил органи­затором и создателем первых учебно-научных центров, какими, по его мнению, должны быть гимназии, университет и Академия наук в их взаимосвязанной деятельности.

Велика заслуга Ломоносова в разработке проблем высшей шко­лы и университетского образования. В 1742 году Ломоносова назна­чили адъюнктом физики Академии Наук. Благодаря энергичной дея­тельности Ломоносова, при Академии Наук был возрожден Академичес­кий университет и гимназия, однако из-за постоянно противодейс­твия реакционной профессуры и сановных кругов, Ломоносову не удалось полностью осуществить свои демократические устремления и планы (поставить во главе заведений русских ученых и педагогов, создать образцовые учебные заведения как очаги национального просвещения, открыть доступ крестьянам и всем лицам низших сословий и т.д.).

Многие свои замыслы он осуществил в Московском университете, учрежденном в 1755 году по его проекту с тремя факультетами: ме­дицинским, юридическим, философским. В отличие от западноевропейских университетов здесь отсутствовал богословский факультет. При университете учреждалась гимназия с двумя отделениями для дворян и для разночинцев, которые готовили будущих студентов. Для каждо­го из факультетов разработаны учебные планы, предусматривающие солидную научную подготовку студентов. Впервые в курсе универси­тетского образования было введено изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточных языков.

Сам Ломоносов был талантливым лектором, читал курсы экспери­ментальной физики, физической химии, экспериментальной химии, лекции о поэзии. В истории Академии наук впервые им были прочита­ны лекции по экспериментальной физике на русском языке. Кроме лекций в университете практиковались новые формы обучения: диспу­ты, различные "экзерциции" (упражнения), самостоятельные, лабора­торные и экспериментальные работы, приобщающие студентов к науч­ной деятельности. Особое внимание уделялось заботе о студентах, их быте, стипендиях, снабжению учебниками, поощрению лучших и способных.

Среди первого выпуска студентов в количестве 20 человек был и брянский ученик Ломоносова - талантливая и яркая фигура - Алек­сей Константинов, один из семи выпускников, которым было присвое­но звание магистра. Он родился в 1728 году в г. Брянске. В Воз­расте 22 лет выдержал испытание в Академический университет и занимался у Ломоносова "по этике и красноречию". Ломоносов счи­тал его в "философских науках одним из лучших". В рапорте о сво­их трудах за 1751 год М. В. Ломоносов писал, что он диктовал сту­дентам сочинение Константинова - начало книги "Красноречия о сти­хотворстве". На следующий год Константинов написал 10 листов вто­рой части - "Оратории". Он много занимался переводами. В частнос­ти, перевел "Рассуждение о гипеборейцах, или О народе, за севе­ром находящимся". Можно сказать, что Московский университет стал центром отечественного просвещения.

Особой заботой Ломоносова была организация среднего образо­вания, перестройка Академической гимназии. Гимназическое образо­вание рассматривалось им как звено в подготовке специалистов по необходимым для народного хозяйства профессиям.

Ломоносов по-новому решает проблемы содержания образования. Основой обучения стал родной язык. Русский и латинский стали счи­таться базовыми языками гимназического образования, а немецкий и французский - факультативными. Преподавание в гимназии стало вес­тись на русском языке, тогда как прежде велось на латинском и не­мецком. Ломоносовым были составлены лучшие для того времени учеб­ники "Российская грамматика", "Краткое руководство к риторике", "Краткое руководство к красноречию".

В учебный план гимназии были введены естественные науки (фи­зика, химия, биология, география, астрономия), русская история как средство воспитания у учащихся гордости за "российского народа слав­ное имя". В гимназии изучались также русский и древние языки, основы математики, философия. В качестве фа­культативных были введены музыка и пение.

Университетские гимназии были светскими, и изучение религии в них стало необязательным.

Ломоносовым были разработаны проект регламента московских гимназий (1755), в котором давались установки в области воспита­ния и обучения; а также проект регламента Академической гимназии (1758), в котором наиболее полно отражались педагогические взгляды М.В.Ломоносова. Регламент Академической гимназии пред­ставляет собой систему педагогически обоснованных и целенаправленных требований и рекомендаций, охватывающих все стороны педагогичес­кого процесса в средней школе. Следуя этим рекомендациям, учи­тель осуществлял свою роль наставника и воспитателя на всех эта­пах учебно-воспитательного процесса, что обеспечивалось прежде всего содержанием и методами обучения, схемами учета и контроля за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, систе­мой мер, стимулирующих на достижение наилучших успехов. Так, от преподавателя требовалось изучать и развивать "душевные дарова­ния детей", а "особливо остроумие и память, помня, что ученики - это пашня, знания - сила, а учитель - сеятель". В этом регламен­те можно прочитать: "Учитель должен присматриваться к способнос­тям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать и требовать от каждого".

Правильная организация учебного процесса в гимназиях предпо­лагала учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Основные качества индивидуальных особенностей Ломоносов видел в способностях и прилежании, считая, что без трудолюбия даже самые большие способности не принесут успехов. Выдвижение требований индивидуального подхода к учащимся, признание наличия способнос­тей у детей простого народа, вопреки существующей в то время тео­рии о врожденных "способностях высшего слоя" общества, - дворян­ства, было связано с общей борьбой Ломоносова за демократизацию русской школы.

Ломоносов изменил форму обучения в гимназии, введя клас­сно-урочную систему обучения с рекомендациями, определяющими поря­док проведения урока, его структуру. Много внимания он уделял упражнениям как средству закрепления и учета знаний, а также изу­чению способностей учащихся. К упражнениям он относил сочинения, грамматический разбор, краткие и пространные переводы текстов лучших писателей, переложение прозы на стихи, писание писем, произнесение речей на русском и латинском языках в стихах и про­зе и т.д.

Основной формой учета знаний, посещаемости и дисциплины уча­щихся была введенная Ломоносовым месячная табель.

Школа, по Ломоносову, выполняет функции и воспитания, и обу­чения. В развитии человека воспитание играет решающую роль. "Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли, добрым воспитанием управляются", - пи­сал Ломоносов.

Мысли по воспитанию будущих "сынов отечества" изложены в разных работах и среди них "Узаконения..." для учащихся, где особое внимание уделялось проблемам трудового, нравственно­го, эстетического и умственного воспитания. "Узаконения..." - разработанные Ло­моносовым правила для учащихся, цель которых - воспитание дисцип­лины и прилежания, усердия и трудолюбия, организованности, опрят­ности, уважения к науке, учителям, товарищам; воспитание честнос­ти и чуткости, скромности и др. Воспитание воли и характера яв­ляется одной иэ основ нравственного воспитания. "Узаконения..." ясно и четко объясняли ученику, что можно и что нельзя ему де­лать и требовать. Ломоносов стремился воспитывать у детей любовь к знанию, наукам, привычку к систематическому труду, самостоя­тельности и творческий подход к делу, отвращение к праздности, тунеядству, лени.

В нравственном воспитании должна господствовать разумная гу­манность, но воспитатель не должен проходить мимо проступков де­тей. Ломоносовым была разработана система мер поощрения и наказа­ния, распорядок жизни учащихся в общежитии, система питания.

Ломоносов выступил за полное равенство учащихся всех сосло­вий, проявлял заботу о создании необходимых условий для обучения детей простолюдинов. Среди учеников Академической гимназии был сын дьячка из Севска Василий Венедиктов. В конце 1764 года Ломо­носов переводит его в студенты Академического университета. Вене­диктов увлекался русской историей, происхождением народов России. Ломоносов пророчил ему хорошее будущее, поддерживал талантливого студента.

Способного ученика Академической гимназии Дмитрия Мокеева из Брянска, влачившего нищенское существование, заметил Ломоносов и в ноябре 1758 года отдал распоряжение о зачислении его в казен­ные гимназисты, а в августе 1760 года перевели в студенты Акаде­мического университета, где он также занимался у Ломоносова. Мокеев много трудился над переводами, в 1762 году был назначен учи­телем русского языка и русской истории в российские классы Акаде­мической гимназии и пользовался большим авторитетом среди гимна­зистов.

Занимался Ломоносов также вопросом семейного воспитания и организации воспитательных домов для детей-сирот.

Подводя итоги, сошлемся на вывод исследования отечественной истории педагогики С. Ф. Егорова, который писал: "Обозревая разви­тие отечественной педагогики конца XVIII - начала XIX века, прос­леживая становление ее как самостоятельной области научных зна­ний, анализируя ее проблематику, ведущие идеи дидактических и ме­тодических концепций в сравнении с наследием великого ученого, мы с достаточным основанием можем утверждать, что прогрессивная пе­дагогика вышла из Ломоносова".

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ XVIII ВЕКА

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Цифирные

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Духовные Архирейские

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Духовные семинарии

 
 
ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАТСКИХ НАУК

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Артиллерийские

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Инженерные

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Медицинские

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Разноязычные

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru

ЗАКРЫТЫЕ СОСЛОВНО-ДВОРЯНСКИЕ ШКОЛЫ
Горнозаводские

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Адмиралтейские

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Морской кадетский корпус

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Сухопутный шляхетский корпус

НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА
Артиллерийский дворянский корпус

Инженерный дворянский корпус

АКАДЕМИЯ НАУК
Пажеский корпус

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Университет для дворян

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Гимназия для мещан

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гимназия

м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Учительская семинария

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
м. в. ломоносов - ученый, просветитель, педагог (1711-1765) - student2.ru Благородный пансион

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В

РОССИИ XIX ВЕКА

ПЛАН

1. Школа и педагогика в России первой половины XIX века.

2. Школьные реформы 60-х годов. Школа в период реакции 70-80-х годов.

3. Просвещение, школа и педагогика в конце XIX - начале XX вв.

С конца XVIII века в России относительно быстрыми темпами назревает кризис феодально-крепостнического строя. Процесс разви­тия нового капиталистического уклада ознаменовался крупными дос­тижениями в дальнейшем развитии внутреннего рынка и международ­ных торговых отношений. Развивающееся товарное производство нуж­далось в улучшении средств связи, транспорта и водных путей, вставал вопрос о железнодорожном строительстве. В связи с этим создавалась потребность в подготовленных, образованных специалис­тах в промышленности, сельском хозяйстве, в транспорте. В различ­ных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области со­циальных отношений, науки и образования.

В начале 1802 года был опубликован царский манифест об уч­реждении министерств - новых органов власти, пришедших на смену устаревшим приказам и коллегиям. В этом манифесте впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управле­ние училищ. В задачи этих органов управления образованием входи­ло разработать общий план устройства народного образования в Рос­сии.

В соответствии с этим планом были выработаны основные поло­жения о создании новой государственной системы школьного образо­вания, закрепленные в "Предварительных планах народного просвеще­ния" (1803 г.) и в "Уставе учебных заведений, подведомых универ­ситетам" (1804 г.).

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьков­ский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен уни­верситет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлага­лись и административно-педагогические функции.

В подчинении университетов находились три типа учебных заве­дений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между все­ми типами учебных заведений, включая университет, устанавлива­лась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России.

Приходские училища могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. Перед ними ставилось две цели: го­товить к уездным училищам и доставлять "детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные", отмечалась необходимость сделать детей этих сословий лучшими в физическом и нравственном отношении.

Срок обучения в приходских училищах составлял один год. Предметами изучения были чтение, письмо, первые действия арифме­тики, закон божий и нравоучение. В приходские училища принима­лись дети всякого состояния. Девочек разреша­лось принимать только в приходские училища.

Перед уездными училищами также ставилась двойная цель: гото­вить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также "от­крыть детям различного состояния необходимые познания". Этот тип училищ создавался в губернских и уездных городах. В них был уста­новлен двухгодичный срок обучения. Учебный план включал в себя многочисленные учебные предметы: закон божий и священную историю, чтение книги "О должностях человека и гражданина", грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисова­ние, а также "начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности". В уездных училищах полага­лось преподавать двум учителям с обязанностью преподавать большое число предметов (по 28 часов в неделю). Большая учебная нагрузка падала на учеников.

Гимназии учреждались в каждом губернском городе. Целью гим­назий являлась, во-первых, подготовка к университету, во-вторых, преподавание наук, "хотя начальных, но полных", для тех, кто не будет продолжать обучение в университете, а планирует после ее окончания заняться практической деятельностью.

Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входи­ли иностранные языки (немецкий, французский и латинский), матема­тика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование.

При ознакомлении с этим учебным планом нельзя не отметить, что в нем отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направ­ленность гимназического образования. Характерно, однако, что в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем так много заботились ученики и последователи М. В. Ломоносова. Разрешалось расширять учебный план такими занятиями, как танцы, музыка, гим­настика. В том же учебном плане указывалось, что в гимназиях мо­гут готовиться учителя уездных и приходских училищ.

В уставе 1804 г. большое внимание уделялось вопросам, отно­сящимся к обязанностям учителей. Общий тон этих указаний отличал­ся благожелательностью и уважением к педагогам и был лишен того недоверчивого отношения, которое было характерно для предыдущих Уставов.

Учитель, говорилось в Уставе, должен стараться, чтобы учени­ки "преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно". Он должен заботиться более "об образовании и изощрении рассудка" детей, "нежели о наполнении и упражнении памяти", возбуждать у учеников "охоту и привязанность к наукам" и т.д. Следует заметить, что Устав 1804 г. делал шаг вперед по сравнению с теми дидактически­ми требованиями, которые были сформулированы в 1786 г. и ориенти­ровали учителя в основном на требование точного заучивания и зак­репления учебного материала. Продолжая лучшие традиции отечес­твенной дидактики, Устав 1804 г. исходил из необходимости нагляд­ности преподавания, связи теории с практикой. Эти дидактические советы подкреплялись требованием создать при гимназиях библиоте­ки и кабинеты, оборудованные необходимыми учебными пособиями: картами и атласами, глобусом, чертежами машин, геометрическими и геодезическими приборами, наглядными приборами для уроков физики.

Как видим, Устав 1804 г. явился документом, отразившим в се­бе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания обра­зования и всего школьного дела.

Однако уже к началу Отечественной войны 1812 г. прави­тельство все более отходило от либеральных положений Устава 1804 г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общес­твенное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воз­действие на школу усилилось. В 1819 году была введена плата за обучение, объявлено, что дети крепостных крестьян не должны при­ниматься в гимназии, институты, университеты. В том же году были изменены учебные планы всех школ. Из них исключились естествозна­ние, философия, политическая экономия, естественное право, эсте­тика. В то же время значительно усиливается религиозное воспита­ние: в учебные планы всех школ было введено "чтение из священно­го писания", а в учебные планы гимназий - закона божьего. Особен­но явно реакционные тенденции в образовании проявились после по­давления восстания декабристов.

В 1826 г. правительством был создан Комитет устройства учеб­ных заведений, в задачи которого входило разработать основы ново­го преобразования учебных заведений так, чтобы все "сословия по­лучили только соответствующее их положению образование", то есть усилить сословный принцип в образовании. Результатом деятельнос­ти Комитета, просуществовавшего до 1835 г. , стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 1828 г.

Существенным отличием нового Устава от Устава 1804 г. являл­ся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существо­вать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс.

В приходских училищах дети "самого низшего сословия" обуча­лись всего лишь один год, изучая закон божий, чтение по книгам церковной и гражданской печати, чистописание, четыре первых действия арифметики. Эти училища имели "законченный характер", то есть были школой грамоты для низших сословий. Они часто не имели своих собственных помещений, все занятия вел один учитель.

Уездные училища теперь имели целью лишь "доставление необхо­димого и по возможности полного (то есть законченного) образова­ния детям купцов, ремесленников и других городских обывателей". Срок обучения в нем был продлен до трех лет. Учебный план вклю­чал закон божий, священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сок­ращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и ри­сование.

Гимназии по Уставу 1828 г. стали средними общеобразова­тельными учебными заведениями для дворян с курсом обучения в семь лет. В их учебный план входили закон божий, грамматика, словес­ность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, француз­ский и греческий языки, география и статистика, история и чисто­писание. Таким образом, гимназии стали классическими.

В школах было разрешено применение физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполняющих роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.

Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят "Устав им­ператорских российских университетов", согласно которому универ­ситеты лишались права руководить школами и создавать научные об­щества. Учебные заведения были переданы в непосредственное веде­ние учебных округов.

Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. В 1844 г. из учеб­ного плана гимназии была исключена статистика, в 1845 г. ограни­чено преподавание математики, в 1848 г. была изгнана логика. С 1845 г. была увеличена плата за обучение в гимназии, что сокраща­ло доступ в них детей недворянского происхождения. С 1849 г. гим­назии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали "способных людей для службы военной и гражданской". В классических гимназиях ос­новное учебное время отводилось на изучение древних языков, рус­ской словесности и истории. В реальных гимназиях изучался курс практической математики и законоведения, сводившегося зачастую к механическому запоминанию учащимися многочисленных законов.

Однако несмотря на сокращение и упрощение учебных планов и программ, часть прогрессивных ученых и учителей-практиков стреми­лись усовершенствовать методику преподавания в российских учеб­ных заведениях. Так, знаменитый русский математик Н. И. Лобачев­ский, будучи в этот период ректором Казанского университета, до­бился разрешения по составлению инструкций по методике преподава­ния всех учебных предметов в училищах и гимназиях. Самим Н. И. Ло­бачевским была разработана методика математики.

Директор училищ Петербургской губернии А. Воронов писал о том, что в губернии немало учителей, которые своими методами стремились "не столько обогащать память учащихся одними знаниями, сколько преимущественно старались действовать на развитие ума возбуждением его к самодеятельности, на усовершенствование дара слова и на образование сердца". В низших классах, например, для этой цели "использовался способ учения Сократа, как наиболее спо­собствующий к поддержанию внимания и деятельности" (Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа, 1849. - С.162).

Именно усилия прогрессивных педагогов подготовили те преоб­разования, которые начинаются в школьном деле во второй половине XIX века.

Вторая половина XIX века - время бурного развития обществен­но-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской шко­лы не только административно-правительственные круги, но и общес­твенно-педагогические объединения выступили инициаторами созда­ния дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педа­гогическая теория оказала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательную и образовательную жизнь. Обнов­ление народного образования стало неотложным делом после отмены крепостного права в 1861 г., когда почти треть населения страны (около 23 млн. бывших крепостных) обрела гражданские права, лич­ную свободу.

Центром, куда сходились разнородные педагогические течения этого времени, стала начальная школа. Вопросы содержания элемен­тарного образования, методов и форм организации обучения в народ­ной школе, а также подготовки народного учителя разрабатывались особенно интенсивно.

19 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных на­родных училищах". К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Их целью провозглашалось рас­пространение первоначальных полезных знаний, а также утверждение нравственных и религиозных понятий. В начальных школах преподава­лись закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались в народные училища дети всех сословий. В них допускалось совместное обучение, обычно оно было бесплатным.

Все начальные народные училища, находившиеся раньше в веде­нии различных министерств и ведомств, были подчинены министер­ству народного просвещения. Исключения составили начальные учили­ща, открываемые духовенством. Непосредственное руководство учеб­но-воспитательной работой школ на местах должны были осущес­твлять уездные и губернские училища.

Реформы 60-х гг. коснулись и системы средних школ. В том же 1864 г. был принят новый Устав гимназий и прогимназий. По этому уставу устанавливаются два типа гимназий: классическая - с препо­даванием древних языков: латинского и греческого; и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.

Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чер­тами и был более жизненным. В реальных гимназиях в большем объе­ме, по сравнению с классическими, преподавались математика, естес­твознание, физика. В программы этих гимназий включалось черчение и два современных иностранных языка. Однако право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гим­назии. По окончании реальной гимназии открывался доступ только в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

По уставу 1864 г. гимназии объявлялись бессословными учебны­ми заведениями. Были расширены функции и права педагогических со­ветов гимназий. Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку, наборы наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.

Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствовавшие первым четырем классам гимназий, откры­вались они обычно в небольших городах.

В общественном движении 60-х гг. большое участие приняли профессора и студенты. Благодаря их усилиям, началась разработка нового университетского устава, который был учрежден 18 июня 1863 г. По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уста­вов дореволюционной России, университетам предоставлялась опреде­ленная автономия: право выбора ученым советом университета ректо­ра и проректора, избрание по конкурсу профессоров. Было увеличе­но число кафедр, им предоставлялось право вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателей.

Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учеб­ные заведения существовавшие ранее институты: Петербургский техно­логический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техничес­кое училище, Петровско - Разумовская (ныне Тимирязевская) сельско­хозяйственная академия.

Распространению передовых взглядов о воспитании и образова­нии, о народной школе способствовала в этот период педагогич­еская и литературно-публицистическая журналистика. Возникшие во второй половине 50-х - начале 60-х гг. педагогические журналы ("Журнал для воспитания", переименованный в 1860 г. в "Воспита­ние", "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Ясная поляна" и др.) знакомили учителей и родителей с новыми педагогическими теориями в области воспитания, дидактики и методики начального обучения в странах Западной Европы, выясняли основные задачи оте­чественного народного образования, призывали общественность со­действовать просвещению народа.

В начале 1869 г. в С.-Петербурге возникло первое в России Педагогическое общество. Оно стремилось направить усилия видных педагогов и учителей на выработку общественно-педагогического мнения по вопросу о том, в каком направлении должна совершенст­воваться школа. Членами общества были К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, В.Я. Стоюнин и многие другие известные педагоги. Создавались фи­лиалы общества в других городах, была открыта библиотека для учителей.

В 1861 г. при Вольном экономическом обществе открылся Коми­тет грамотности для поощрения и поддержки организации народных школ, а также для написания учебных пособий и руководств для учи­телей. В этих педагогических объединениях (Педагогическое общес­тво, комитеты грамотности, педагогические кружки) наряду с прак­тическими задачами обсуждались и теоретические проблемы педагоги­ки, в частности, отношения между общим и профессиональным обра­зованием, цели и задачи общего образования и народной школы; де­лались обзоры различных учений по общей и частной дидактике, пе­дагогической литературе и др.

К 60-м годам относился такой важный факт, как начало зем­ской деятельности по народному образованию. В 1864 г. в 34 губер­ниях Европейской России было введено местное самоуправление - земство. В области народного образования земствам поручалось со­держание начальных школ и поощрение среднего образования. Зем­ства большинства губерний за первые 10 лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ: было открыто около 10000 земских школ. Передовые земства пытались организо­вать подготовку народных учителей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителей, устраивали школьные библиоте­ки. Из всех типов начальной школы, существовавших в то время, зем­ские школы были лучшими. Выше был образовательный уровень их учи­телей, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учеб­ными пособиями.

Таким образом, общественно-педагогическое движение 60-х гг. обновляло взгляды общества на воспитание. Именно на начало 60-х гг. пришлись проповеди широкой гуманности, чувства собственного достоинства, расширения прав самого народа, требование свободы и самостоятельности мысли.

Однако демократические достижения 60-х гг. XIX в. были ут­рачены в 70-80-х гг., когда усилилась политическая реакция в Рос­сии. Правительство стало всячески тормозить открытие земских и городских школ и, в противовес им, упорно насаждало церковноприход­ские школы. Было усилено влияние духовенства на начальные школы и установлен строгий надзор за деятельностью учителей, для чего бы­ли созданы должности инспекторов, а позже и директоров народных училищ.

В 1874 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", которое действовало без изменений в дореволюционный период. По сравнению с предыдущим, в "Положение..." 1874 года был внесен ряд изменений реакционного характера. Начальные школы, об­служивающие главным образом крестьян, отдавались под опеку дво­рянства. Усиливался надзор духовенства за характером преподава­ния в народных школах и за образом мыслей учителей. Сильно воз­росло число церковноприходских школ. Это были учебные заведения с двухлетним сроком обучения. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению.

Существующие народные школы с 2-х и 3-х летним сроком обуче­ния не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства. Воз­никла необходимость в создании повышенных школ для народа. Таки­ми школами стали двухклассные народные училища и городские учили­ща, создание которых относится именно к 70-м гг. XIX в.

Двухклассные начальные училища имели пятилетний срок обуче­ния: первые три года считались первым классом и соответствов<

Наши рекомендации