Реформа петра i в области культуры и просвещения

ПЛАН

1. Просветительские реформы Петра I.

2. Организация государственных школ и других типов учебных заве­дений.

3. Издание учебников и книг для чтения.

XVIII век - период позднего феодализма, когда в политичес­ком, экономическом, культурном развитии русского государства произошли существенные изменения, повлекшие за собой и глубокие внутренние сдвиги в области просвещения и образования.

Деятельность Петра I была чрезвычайно многогранна. Пожалуй, нет той области в истории России, которой бы не коснулись преоб­разования: в экономическом и социальном развитии, военном деле, флоте, дипломатии, государственном устройстве, науке и просвеще­нии, направленные на преодоление отсталости России.

Создание абсолютной монархии и мощного государственного ап­парата, рост промышленности, торговли, регулярной армии и флота выдвинули потребность в квалифицированных кадрах, необходимости проведения широких просветительских реформ, которые были подго­товлены всем ходом исторического развития страны.

XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны:

§ издание первой русской печатной газеты "Ведомости" с 1703 года, дающей информацию о жизни страны и способствующей пра­вильному пониманию преобразований и русской внешней политики;

§ введение европейского летоисчисления с 1700 года (нового Грегорианского календаря). Новый год велено было начинать с 1 ян­варя. В день Нового года предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосны, ели, можжевельника "в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового века".

§ реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;

§ замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;

§ открытие первых русских театров, библиотек, музеев (Кун­сткамера);

§ издание указов о сохранении исторических памятников;

§ развитие типографий, где печатались учебные и другие кни­ги , гравюры, карты;

§ привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка рус­ских для учебы за границу и др.

При Петре I на территории России была создана целая сеть го­сударственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название "цифирных". В отличие от прежних русских учебных заведений глав­ными предметами обучения в них были светские науки, а не священ­ное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре го­да уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 чело­век. Среди них особ духовного звания - 45%, солдатских детей -20%, приказных детей - 18%, посадских - 4,5%, дворянских и бояр­ских детей -2,5%.

Небольшой процент учащихся дворян объясняется их нежеланием учиться и косностью. Дворяне присылались в принудительном поряд­ке. В "Указах государя императора Петра Великого" запрещается не только посты государственные, но даже имущество и имения остав­лять в наследство детям-дуракам, что "ни в какую науку и службу не годятся". Про таких недорослей нужно было сообщать государю и "жениться и замуж не допускать". Учеба для дворян была обяза­тельной и рассматривалась как особый вид службы или повинности. Видимо, поэтому В.Г.Белинский охарактеризовал Петровские реформы кратко - "Учись или умирай".

Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским нау­кам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д.Фарварсон, директор этой школы. Она стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург и на их ос­нове в 1715 году организована Морская академия как военное учеб­ное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дво­рянские дети.

Суровые дисциплинарные меры должны были обеспечить успеш­ность обучения. Утверждая инструкцию для Морской Академии Петр I сделал в ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в ру­ках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря какой бы он фамилии ни был". Академия подготовила много крупных специалистов флота, а также учителей для цифирных и адми­ралтейских школ.

Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо об­щеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают го­сударственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения де­тей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положи­тельную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота.

„В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы - артиллерийские, инженерные, меди­цинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обуче­ния иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. "разноязыч­ные школы", а также школы для подготовки канцелярских служащих.

Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Пет­ра! Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открыва­лись во многих городах России.

Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; соб­ственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди кото­рых были крупные ученые Европы.

С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются геогра­фические карты. Знаменитая "Арифметика" Л.Ф.Магницкого соответ­ствовала новому уровню науки, представляя своеобразную энциклопе­дию начальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии и триго­нометрии с их практической направленностью и сыгравшая большую роль в распространении математических знаний в России.

Замечательным и интересным в педагогическом отношении был букварь Феофана Прокоповича под названием "Первое учение отрокам", так как в нем утверждались новые взгляды на воспитание детей. Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику М. Смот­рицкого.

Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", изданная в 1717 году. Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй час­ти излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие: "В семье надле­жало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить". Если отец позовет сы­на, то откликаться надо было так: "чего изволите, государь батюш­ка", или "что мне прикажите, государь". В книге даются рекоменда­ции: "Никто себе сам много не хвали, не уничижай, и не срами", "Всегда недругов заочно, когда они не слышат хвали, а в присут­ствии почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори", "Не будь празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным". Правила поведения за столом гласи­ли: "Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мо­тай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот. Хлеба, положа к грудям не режь. Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже".

Последние страницы "Юности честного зерцала" посвящены деви­цам. Если юноша должен обладать тремя добродетелями - "смирен, приветлив и учтив", то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережли­вость, верность, чистоплотность и т.д. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. Правилам этикета обучали придворных с таким усердием, как офицеров военно­му делу.

Наши рекомендации