Реформа петра i в области культуры и просвещения
ПЛАН
1. Просветительские реформы Петра I.
2. Организация государственных школ и других типов учебных заведений.
3. Издание учебников и книг для чтения.
XVIII век - период позднего феодализма, когда в политическом, экономическом, культурном развитии русского государства произошли существенные изменения, повлекшие за собой и глубокие внутренние сдвиги в области просвещения и образования.
Деятельность Петра I была чрезвычайно многогранна. Пожалуй, нет той области в истории России, которой бы не коснулись преобразования: в экономическом и социальном развитии, военном деле, флоте, дипломатии, государственном устройстве, науке и просвещении, направленные на преодоление отсталости России.
Создание абсолютной монархии и мощного государственного аппарата, рост промышленности, торговли, регулярной армии и флота выдвинули потребность в квалифицированных кадрах, необходимости проведения широких просветительских реформ, которые были подготовлены всем ходом исторического развития страны.
XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны:
§ издание первой русской печатной газеты "Ведомости" с 1703 года, дающей информацию о жизни страны и способствующей правильному пониманию преобразований и русской внешней политики;
§ введение европейского летоисчисления с 1700 года (нового Грегорианского календаря). Новый год велено было начинать с 1 января. В день Нового года предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосны, ели, можжевельника "в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового века".
§ реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;
§ замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;
§ открытие первых русских театров, библиотек, музеев (Кунсткамера);
§ издание указов о сохранении исторических памятников;
§ развитие типографий, где печатались учебные и другие книги , гравюры, карты;
§ привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка русских для учебы за границу и др.
При Петре I на территории России была создана целая сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название "цифирных". В отличие от прежних русских учебных заведений главными предметами обучения в них были светские науки, а не священное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре года уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 человек. Среди них особ духовного звания - 45%, солдатских детей -20%, приказных детей - 18%, посадских - 4,5%, дворянских и боярских детей -2,5%.
Небольшой процент учащихся дворян объясняется их нежеланием учиться и косностью. Дворяне присылались в принудительном порядке. В "Указах государя императора Петра Великого" запрещается не только посты государственные, но даже имущество и имения оставлять в наследство детям-дуракам, что "ни в какую науку и службу не годятся". Про таких недорослей нужно было сообщать государю и "жениться и замуж не допускать". Учеба для дворян была обязательной и рассматривалась как особый вид службы или повинности. Видимо, поэтому В.Г.Белинский охарактеризовал Петровские реформы кратко - "Учись или умирай".
Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским наукам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д.Фарварсон, директор этой школы. Она стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург и на их основе в 1715 году организована Морская академия как военное учебное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дворянские дети.
Суровые дисциплинарные меры должны были обеспечить успешность обучения. Утверждая инструкцию для Морской Академии Петр I сделал в ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря какой бы он фамилии ни был". Академия подготовила много крупных специалистов флота, а также учителей для цифирных и адмиралтейских школ.
Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо общеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота.
„В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы - артиллерийские, инженерные, медицинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обучения иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. "разноязычные школы", а также школы для подготовки канцелярских служащих.
Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Петра! Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открывались во многих городах России.
Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук - первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось "собрание ученых людей", обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, "собрание ученых и искусных людей", среди которых были крупные ученые Европы.
С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются географические карты. Знаменитая "Арифметика" Л.Ф.Магницкого соответствовала новому уровню науки, представляя своеобразную энциклопедию начальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии с их практической направленностью и сыгравшая большую роль в распространении математических знаний в России.
Замечательным и интересным в педагогическом отношении был букварь Феофана Прокоповича под названием "Первое учение отрокам", так как в нем утверждались новые взгляды на воспитание детей. Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику М. Смотрицкого.
Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", изданная в 1717 году. Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй части излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие: "В семье надлежало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить". Если отец позовет сына, то откликаться надо было так: "чего изволите, государь батюшка", или "что мне прикажите, государь". В книге даются рекомендации: "Никто себе сам много не хвали, не уничижай, и не срами", "Всегда недругов заочно, когда они не слышат хвали, а в присутствии почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори", "Не будь празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным". Правила поведения за столом гласили: "Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот. Хлеба, положа к грудям не режь. Ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже".
Последние страницы "Юности честного зерцала" посвящены девицам. Если юноша должен обладать тремя добродетелями - "смирен, приветлив и учтив", то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и т.д. У девицы ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственной чистоты. Правилам этикета обучали придворных с таким усердием, как офицеров военному делу.