Педагогическая деятельность и педагогическое учение
А.С.Макаренко.
1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко.
2. Макаренко о цели воспитания и образования.
3. Учение Макаренко о коллективе:
а) что понимал Макаренко под коллективом;
б) законы развития коллектива;
в) коллектив как объект и субъект воспитания;
г) традиции, дисциплина, поощрения и наказания в коллективе;
д) педагогический коллектив и коллектив воспитанников.
4. Коллективный труд – главное условие создания и жизнедеятельности коллектива.
Требования к организации труда детей и подростков.
5. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве.
6. Макаренко о воспитании в семье.
Основная литература:
1. А.С.Макаренко. Организация воспитательного процесса // Пед. соч. в 8 томах –
М., 1983. – Т.1.
2. А.С.Макаренко. Проблемы школьного советского воспитания. – Т. 4.
3. А.С.Макаренко. Книга для родителей.
4. А.С.Макаренко. О родительском авторитете.
Дополнительная литература:
1. Фролов А.А. А.С.Макаренко: основы педагогической системы.- Горький,1990.
2. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Оссовский Е.Г. Очерки по истории отечественной
Педагогики. – М.,1995.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений
/ Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера»,2001. – 512 с.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Издательский
центр «Академия», 2001. – 416 с.
3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
4. Степашко Л.А. Философия и история образования : Учеб. пособие. – М., 1998.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века: Учебн. пособие для
Самообразования. М.: Пед. об-во России, 2002.
6. Латышина Д.И. История педагогики: Учебн. пособие.М., 2002.
7. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной
педагогики: Учебное пособие для студентов высш. и средних учебных заведений. –
М.: ТЦ СФЕРА, 1995. – 160 с.
8. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб.
заведений /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 400 с.
9. Пискунов А.И. Хрестоматии по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для
Студентов пед. ин-тов /Сост. И авт. Вводных статей А.И.Пискунов. М.: Просвещение,
1981. – 528 с.
10. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф.Егоров.
М.: Просвещение, 1974.
11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Сост. М.И.Анисов.
М.: Просвещение, 1972.
12. Л.Д.Старикова. История я педагогики и философия образования: учебное пособие -
Ростов н/Д.: Феникс,2008.
13. Калжаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003
14. Теросян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для
Студентов высш. учеб. заведений. М.,2003.
Дополнительная литература:
1. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. – М.,1998.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред.
Н.Л.Селивановой. – М., 1998.
3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
4. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.. Педагогическое наследие. –
М., 1998.
5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. пособие. – М., 1994.
6. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития.- СПб.,1997.
7. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших
времен /Под ред. М.В.Захарченко. – СПб., 2000.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен
до конца ХУ11 в. /Под ред. Э.Д.Днепрова. - М., 1989.
9. Педагогическая антропология: Учеб. пособие /Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. – М, 1990.
10. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. –Т. 1-2.
11. Соловейчик С. Час ученичества. – М., 1986.
12. Стеклов М. Русские педагоги. – М., 1997.
13. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. университетов,
институтов и колледжей. – М., 1996.
14. Юдин А.В. Русская духовная культура. – М., 1999.
МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения, учебные и методические пособия, педагогические труды педагогов прошлого (первоисточники), пособия для самостоятельной работы, тренировочные тесты, электронные учебники.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ:
История педагогики и образования - учебная дисциплина, которая в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего педагогического образования изучается во всех высших педагогических учебных заведениях.
Изучение данной дисциплины - важное условие формирования мировоззрения, профессиональных и общекультурных компетенций будущего педагога через ознакомление с процессом развития теории и практики воспитания и образования в различные исторические эпохи. Историко-педагогические знания помогают глубже освоить современную науку о воспитании, понять истоки сегодняшнего мирового педагогического процесса и предвидеть тенденции его дальнейшего развития. Ознакомление с ведущими педагогическими идеями прошлого и работами великих педагогов не только обогащает знаниями об истоках гуманистических идей в педагогике, идеями развития и реализации идей свободы, права, демократии и гуманизма в педагогической теории и практике, но и помогает студентам понять педагогические заповеди, средства и методы воспитания, которые имеют практическое значение, как в самовоспитании, так и в воспитании подрастающего поколения.
История педагогики и образования тесно связана с историей общества, с историей других наук о человеке, таких как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, образования и обучения.
Обращение к истории педагогики и образования позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, что школа и педагогика воспроизводила сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности.
При изучении истории педагогики и образования необходимо понять, что школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и других общественных интересов. В отдельные периоды истории подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в теории и практике воспитания и образования.
При ознакомлении с жизнью, деятельностью и педагогическими взглядами педагогов прошлого необходимо уяснить, что история педагогики - это не откровения великих людей, а поиск ответов на вечные вопросы жизни, которые давались ценой напряженной работы ума и сердца.
Ознакомление с трудами выдающихся педагогов прошлого должно иметь целью представление системы их взглядов, ознакомление с аргументацией, с логикой и стилем изложения. Во всех работах педагогов необходимо выделять идеи прошлого, в той или иной мере актуальные для современности. В то же время эти работы необходимо представлять как педагогический памятник со всеми его особенностями, обусловленными исторической эпохой.
Ознакомление с первоисточниками предполагает разные формы самостоятельной работы студентов: анализ текстов, выделение основных идей, объяснение причин возникновения той или иной концепции, определение ее сущности выявление связей между теорией и практической учебно-воспитательной деятельностью соответствующего временного периода.
СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
10.1 ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: Почти к каждой теме курса «История педагогики образования» предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых необходимо после просушивания очередной лекции и ознакомления с соответствующим разделом учебного пособия.
Главное условие выполнения заданий – не репродуктивное повторение, не пересказ прочитанного, а самостоятельное умозаключение по материалам прочитанного в учебных пособиях и преложенной литературе.
Своевременное выполнение самостоятельной работы наряду с подготовкой к семинарским занятиям необходимы для поэтапного рейтингового контроля за самостоятельной работой студентов на протяжении учебного семестра. В таком случае может отпасть необходимость экзамена в конце семестра, так как выполненные задания позволят оценить успехи студентов за весь семестр.
Задания и план-график выполнения самостоятельной работы
Дисциплина: История педагогики и образования
Курс___Ш ____ ФБФ____ семестр __2_____
Преподаватель__ Киекбаева З.Д.__________________
День и время консультаций : среда __14 часов
№ темы | Задание | Форма выполнения | Литература | Срок вы-полнения |
Проанализируйте педагогические взгляды древнегреческих филосо- фов.Выделите основные идеи и понятия их педагогических учений. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей Дайте характеристику педагоги- ческих идей эпохи Возрождения. Выделите основные педагогичес- кие идеи и понятия из работы «Опыты» М.Монтеня. Выделите основные идеи и понятия из работы Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и воспитании». В чем состоят особенности начального периода развития просвещения в Русском государстве? Какими были образование и воспитания у народов, исповедовавших христианство и у народов, исповедовавших ислам. Выделите из работы Н.И.Новикова «О воспитании и наставлении де- тей» педагогические идеи, не утратившие актуальность до наших дней. В чем состоит преемственность и специфика теории Гербарта об уп- равлении, обучении и нравственном воспитании.Проанализируйте идеи Гербарта о ступенях обучения. _________________________________ Из педагогически трудов Толстого, Пирогова, Добролюбова выпишите высказывания, характеризующие их основные педагогические взгляды. Проанализируйте их влияние на общественно-педагогиическое движение 60-х гг.Х1Х в. Основные представители реформаторской педагогики в Западной Европе и США в конце Х1Х-начале ХХ вв. Охарактеризуйте педагогические взгляды представителей альтерна- тивной педагогики. Охарактеризуйте педагогическую деятельность и педагогические взгляды деятелей русской педагогики конца Х1Х-нач.ХХ вв. Выделите основные педагогические идеи и понятия П.П.Блонского и С.Т.Шацкого. Основные проблемы воспитания всесторонне развитой личности, выдвинутые В.А.Сухомлинским __________________________________ | Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно | Учебник под ред. Пискунова – гл. 3. Учебник Джуринского – гл. 3 Уч-к Пискунова-гл.2 Учебник Пскунова – Гл. 5 Хрестоматия по исто- рии зарубежной пе- дагогики. Хрестоматия по исто- рии зарубежн. пед-ки Хрестом. по истории школы и педагогики в России,1999, Учебник Пискунова Хрестоматия по истории пед-ки в России,1999. Уч-к под ред. Василье- вой, разд.Ш, Хрестоматия по истории педагогики в России,1999. Уч-к под ред.Васильевой, разд.Ш Параграф 17,18 Учебник Пискунова, гл. 11 учебник под ред. Васильевой-разд Ш Уч-к Пискунова,гл.12. Хрест. по истории пед.в России,1999,с.372-380 - « - «- « - | 3 неделя Февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 1 неделя апреля __________ 2 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 1 неделя мая 2неделя мая |
102 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
«История педагогики и образования»
1.Предмет, цели, задачи, методологически основы, содержание курса «История педагогики и
образования».
2. Воспитание и школа в Древней Греции (Спартанское и Афинское воспитание).
Педагогические взгляды философов Древней Греции.
3. Воспитание и школа в Древнем Риме. Квинтилиан «О воспитании оратора».
4. Школа и педагогика в эпоху Средневековья. Церковные школы, рыцарское
воспитание, возникновение и развитие университетов, городские школы.
5. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (Рабле, Монтень,Мор, Томазо
Кампанелла).
6. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. Значение, цели и задачи
воспитания и образования.
7. Принцип природосообразности в педагогическом учении Коменского. Обоснование
им дидактики как науки об образовании и воспитании. Классно-урочная система
обучения. Правила дидактики, выдвинутые Коменским.
8. Возрастная периодизация и система школ Я.А.Коменского. Содержание воспитания
и образования в каждом возрастном периоде.
9. Я.А.Коменский о правилах нравственного воспитания и дисциплине в школе.
Требования к учителю.
10. Социально-политическое и философское обоснование Дж.Локком цели воспитания
джентльмена.
11. Дж.Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.
12. Эпоха Просвещения. Педагогические взгляды французских просветителей.
13. Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж.Руссо теории свобод-
ного естественного природосообразного воспитания. Свободный человек в понима-
нии Руссо.
14. Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». Периодизация жиз-
ни ребенка. Задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом возрастном
периоде.
15. Дж.Локк и Ж.-Ж.Руссо о роли воспитателя.
16. Проекты реорганизации народного образования в период Французской буржуазной
революции.
17. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Обоснование им теории раз-
вивающего и воспитывающего обучения.
18. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци.
19. Принципы развивающего и воспитывающего обучения А.Дистервега.
20. Правила обучения А.Дистервега. Требования к учителю.
21. Психолого-педагогическое обоснование И.Ф.Гербартом цели, содержания и методов
воспитывающего обучения.
22. Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХвв.
Альтернативные школы.
23. Воспитание и школа в России в дофеодальный период и период феодализма. Влия-
ние христианства и мусульманства на развитие культуры, образования и педагогической мысли. Памятники педагогической мысли.
24. Просветительные реформы начала ХУШ века. Организация государственных
светских школ. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в
области просвещение. Открытие Московского университета.
25. Образование и педагогическая мысль в России в конце ХУШ – начале Х1Х вв.
Деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича.
26. Педагогические взгляды Н.И.Новикова и А.Н.Радищева.
27. Создание в России государственной системы образования в начале Х1Х в.
Развитие образования и педагогической мысли. Педагогические взгляды
В.Г.Белинского.
28. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах Х1Х в.
Школьные реформы 60-70-х гг.
29. Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.
30. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова.
31. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Ушинский о цели
воспитания и образования.
32. Идея народности – основа педагогического учения К.Д.Ушинского. Пути прак-
тической реализации идеи народности.
33. Обоснование К.Д.Ушинским педагогики как науки и искусства воспитания.
34. К.Д.Ушинский о роли труда в жизни общества и человека. Образовательное и
воспитательное значение труда.
35. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. Требования к учителю и его подготовке.
36. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
37. Педагогическая деятельность и педагогические идеи Л.Н.Толстого.
38. Школа и педагогическая мысль в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. Реформы
образования, общественно-педагогическое движение, типы учебных заведений.
39. Педагогические взгляды русских педагогов конца Х1Х – начала ХХ вв.
(П.П.Вахтерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов).
40. Народное образование в Башкирии в Х1Х – начале ХХ вв. Педагогические взгляды
башкирских и татарских просветителей.
41. Первые декреты Советской власти по народному образованию.«Основные
принципы единой трудовой школы». Советская власть и учительство.
42. Советская школа и педагогика в 20-З0 гг. Основные типы учебных заведений.
Реформирование содержания и методов обучения. Коммунистическое воспитание-
основа советской педагогики.
43. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды С.Т.Шацкого и
П.П.Блонского.
44. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. Макаренко о цели воспи-
тания.
45. Учение А.С.Макаренко о коллективе. Законы развития коллектива, традиции,
поощрения и наказания в коллективе.
46. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и
подростков.
47. А.С.Макаренко о воспитании в семье.
48. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.
49. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского.
50. Советская школа и педагогика после Великой Отечественной войны.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению № 050100 Педагогическое образование (квалификация(степень) «Бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 788
Направление 540600 Педагогика
Направление 540300 Филологическое образование
Разработчик:
Киекбаева Зугра Джелиловна к.п.н., доцент кафедры педагогики.