Педагогическая деятельность и педагогическое учение

А.С.Макаренко.

1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко.

2. Макаренко о цели воспитания и образования.

3. Учение Макаренко о коллективе:

а) что понимал Макаренко под коллективом;

б) законы развития коллектива;

в) коллектив как объект и субъект воспитания;

г) традиции, дисциплина, поощрения и наказания в коллективе;

д) педагогический коллектив и коллектив воспитанников.

4. Коллективный труд – главное условие создания и жизнедеятельности коллектива.

Требования к организации труда детей и подростков.

5. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве.

6. Макаренко о воспитании в семье.

Основная литература:

1. А.С.Макаренко. Организация воспитательного процесса // Пед. соч. в 8 томах –

М., 1983. – Т.1.

2. А.С.Макаренко. Проблемы школьного советского воспитания. – Т. 4.

3. А.С.Макаренко. Книга для родителей.

4. А.С.Макаренко. О родительском авторитете.

Дополнительная литература:

1. Фролов А.А. А.С.Макаренко: основы педагогической системы.- Горький,1990.

2. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Оссовский Е.Г. Очерки по истории отечественной

Педагогики. – М.,1995.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном

обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений

/ Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера»,2001. – 512 с.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Издательский

центр «Академия», 2001. – 416 с.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

4. Степашко Л.А. Философия и история образования : Учеб. пособие. – М., 1998.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века: Учебн. пособие для

Самообразования. М.: Пед. об-во России, 2002.

6. Латышина Д.И. История педагогики: Учебн. пособие.М., 2002.

7. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной

педагогики: Учебное пособие для студентов высш. и средних учебных заведений. –

М.: ТЦ СФЕРА, 1995. – 160 с.

8. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб.

заведений /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 400 с.

9. Пискунов А.И. Хрестоматии по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для

Студентов пед. ин-тов /Сост. И авт. Вводных статей А.И.Пискунов. М.: Просвещение,

1981. – 528 с.

10. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф.Егоров.

М.: Просвещение, 1974.

11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Сост. М.И.Анисов.

М.: Просвещение, 1972.

12. Л.Д.Старикова. История я педагогики и философия образования: учебное пособие -

Ростов н/Д.: Феникс,2008.

13. Калжаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003

14. Теросян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для

Студентов высш. учеб. заведений. М.,2003.

Дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. – М.,1998.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред.

Н.Л.Селивановой. – М., 1998.

3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

4. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.. Педагогическое наследие. –

М., 1998.

5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. пособие. – М., 1994.

6. Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития.- СПб.,1997.

7. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших

времен /Под ред. М.В.Захарченко. – СПб., 2000.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен

до конца ХУ11 в. /Под ред. Э.Д.Днепрова. - М., 1989.

9. Педагогическая антропология: Учеб. пособие /Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. – М, 1990.

10. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. –Т. 1-2.

11. Соловейчик С. Час ученичества. – М., 1986.

12. Стеклов М. Русские педагоги. – М., 1997.

13. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. университетов,

институтов и колледжей. – М., 1996.

14. Юдин А.В. Русская духовная культура. – М., 1999.

МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения, учебные и методические пособия, педагогические труды педагогов прошлого (первоисточники), пособия для самостоятельной работы, тренировочные тесты, электронные учебники.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ:

История педагогики и образования - учебная дисциплина, которая в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего педагогического образования изучается во всех высших педагогических учебных заведениях.

Изучение данной дисциплины - важное условие формирования мировоззрения, профессиональных и общекультурных компетенций будущего педагога через ознакомление с процессом развития теории и практики воспитания и образования в различные исторические эпохи. Историко-педагогические знания помогают глубже освоить современную науку о воспитании, понять истоки сегодняшнего мирового педагогического процесса и предвидеть тенденции его дальнейшего развития. Ознакомление с ведущими педагогическими идеями прошлого и работами великих педагогов не только обогащает знаниями об истоках гуманистических идей в педагогике, идеями развития и реализации идей свободы, права, демократии и гуманизма в педагогической теории и практике, но и помогает студентам понять педагогические заповеди, средства и методы воспитания, которые имеют практическое значение, как в самовоспитании, так и в воспитании подрастающего поколения.

История педагогики и образования тесно связана с историей общества, с историей других наук о человеке, таких как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, образования и обучения.

Обращение к истории педагогики и образования позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, что школа и педагогика воспроизводила сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности.

При изучении истории педагогики и образования необходимо понять, что школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и других общественных интересов. В отдельные периоды истории подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в теории и практике воспитания и образования.

При ознакомлении с жизнью, деятельностью и педагогическими взглядами педагогов прошлого необходимо уяснить, что история педагогики - это не откровения великих людей, а поиск ответов на вечные вопросы жизни, которые давались ценой напряженной работы ума и сердца.

Ознакомление с трудами выдающихся педагогов прошлого должно иметь целью представление системы их взглядов, ознакомление с аргументацией, с логикой и стилем изложения. Во всех работах педагогов необходимо выделять идеи прошлого, в той или иной мере актуальные для современности. В то же время эти работы необходимо представлять как педагогический памятник со всеми его особенностями, обусловленными исторической эпохой.

Ознакомление с первоисточниками предполагает разные формы самостоятельной работы студентов: анализ текстов, выделение основных идей, объяснение причин возникновения той или иной концепции, определение ее сущности выявление связей между теорией и практической учебно-воспитательной деятельностью соответствующего временного периода.

СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

10.1 ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: Почти к каждой теме курса «История педагогики образования» предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых необходимо после просушивания очередной лекции и ознакомления с соответствующим разделом учебного пособия.

Главное условие выполнения заданий – не репродуктивное повторение, не пересказ прочитанного, а самостоятельное умозаключение по материалам прочитанного в учебных пособиях и преложенной литературе.

Своевременное выполнение самостоятельной работы наряду с подготовкой к семинарским занятиям необходимы для поэтапного рейтингового контроля за самостоятельной работой студентов на протяжении учебного семестра. В таком случае может отпасть необходимость экзамена в конце семестра, так как выполненные задания позволят оценить успехи студентов за весь семестр.

Задания и план-график выполнения самостоятельной работы

Дисциплина: История педагогики и образования

Курс___Ш ____ ФБФ____ семестр __2_____

Преподаватель__ Киекбаева З.Д.__________________

День и время консультаций : среда __14 часов

№ темы Задание   Форма выполнения Литература Срок вы-полнения
                                    Проанализируйте педагогические взгляды древнегреческих филосо- фов.Выделите основные идеи и понятия их педагогических учений.   В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей   Дайте характеристику педагоги- ческих идей эпохи Возрождения. Выделите основные педагогичес- кие идеи и понятия из работы «Опыты» М.Монтеня.     Выделите основные идеи и понятия из работы Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и воспитании».     В чем состоят особенности начального периода развития просвещения в Русском государстве? Какими были образование и воспитания у народов, исповедовавших христианство и у народов, исповедовавших ислам.     Выделите из работы Н.И.Новикова «О воспитании и наставлении де- тей» педагогические идеи, не утратившие актуальность до наших дней.     В чем состоит преемственность и специфика теории Гербарта об уп- равлении, обучении и нравственном воспитании.Проанализируйте идеи Гербарта о ступенях обучения. _________________________________     Из педагогически трудов Толстого, Пирогова, Добролюбова выпишите высказывания, характеризующие их основные педагогические взгляды. Проанализируйте их влияние на общественно-педагогиическое движение 60-х гг.Х1Х в.     Основные представители реформаторской педагогики в Западной Европе и США в конце Х1Х-начале ХХ вв. Охарактеризуйте педагогические взгляды представителей альтерна- тивной педагогики.   Охарактеризуйте педагогическую деятельность и педагогические взгляды деятелей русской педагогики конца Х1Х-нач.ХХ вв.     Выделите основные педагогические идеи и понятия П.П.Блонского и С.Т.Шацкого.     Основные проблемы воспитания всесторонне развитой личности, выдвинутые В.А.Сухомлинским   __________________________________   Письменно   Письменно     Письменно   Письменно     Письменно     Письменно     Письменно     Письменно   Письменно     Письменно     Письменно     Письменно Учебник под ред. Пискунова – гл. 3. Учебник Джуринского – гл. 3   Уч-к Пискунова-гл.2   Учебник Пскунова – Гл. 5 Хрестоматия по исто- рии зарубежной пе- дагогики.     Хрестоматия по исто- рии зарубежн. пед-ки     Хрестом. по истории школы и педагогики в России,1999, Учебник Пискунова     Хрестоматия по истории пед-ки в России,1999.   Уч-к под ред. Василье- вой, разд.Ш,   Хрестоматия по истории педагогики в России,1999.     Уч-к под ред.Васильевой, разд.Ш Параграф 17,18     Учебник Пискунова, гл. 11 учебник под ред. Васильевой-разд Ш   Уч-к Пискунова,гл.12. Хрест. по истории пед.в России,1999,с.372-380     - « - «- « - 3 неделя Февраля     4 неделя февраля     1 неделя марта     2 неделя марта   3 неделя марта   4 неделя марта     1 неделя апреля     __________   2 неделя апреля   3 неделя апреля     4 неделя апреля   1 неделя мая   2неделя мая    

102 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«История педагогики и образования»

1.Предмет, цели, задачи, методологически основы, содержание курса «История педагогики и

образования».

2. Воспитание и школа в Древней Греции (Спартанское и Афинское воспитание).

Педагогические взгляды философов Древней Греции.

3. Воспитание и школа в Древнем Риме. Квинтилиан «О воспитании оратора».

4. Школа и педагогика в эпоху Средневековья. Церковные школы, рыцарское

воспитание, возникновение и развитие университетов, городские школы.

5. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (Рабле, Монтень,Мор, Томазо

Кампанелла).

6. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. Значение, цели и задачи

воспитания и образования.

7. Принцип природосообразности в педагогическом учении Коменского. Обоснование

им дидактики как науки об образовании и воспитании. Классно-урочная система

обучения. Правила дидактики, выдвинутые Коменским.

8. Возрастная периодизация и система школ Я.А.Коменского. Содержание воспитания

и образования в каждом возрастном периоде.

9. Я.А.Коменский о правилах нравственного воспитания и дисциплине в школе.

Требования к учителю.

10. Социально-политическое и философское обоснование Дж.Локком цели воспитания

джентльмена.

11. Дж.Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.

12. Эпоха Просвещения. Педагогические взгляды французских просветителей.

13. Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж.Руссо теории свобод-

ного естественного природосообразного воспитания. Свободный человек в понима-

нии Руссо.

14. Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». Периодизация жиз-

ни ребенка. Задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом возрастном

периоде.

15. Дж.Локк и Ж.-Ж.Руссо о роли воспитателя.

16. Проекты реорганизации народного образования в период Французской буржуазной

революции.

17. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Обоснование им теории раз-

вивающего и воспитывающего обучения.

18. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци.

19. Принципы развивающего и воспитывающего обучения А.Дистервега.

20. Правила обучения А.Дистервега. Требования к учителю.

21. Психолого-педагогическое обоснование И.Ф.Гербартом цели, содержания и методов

воспитывающего обучения.

22. Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХвв.

Альтернативные школы.

23. Воспитание и школа в России в дофеодальный период и период феодализма. Влия-

ние христианства и мусульманства на развитие культуры, образования и педагогической мысли. Памятники педагогической мысли.

24. Просветительные реформы начала ХУШ века. Организация государственных

светских школ. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в

области просвещение. Открытие Московского университета.

25. Образование и педагогическая мысль в России в конце ХУШ – начале Х1Х вв.

Деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича.

26. Педагогические взгляды Н.И.Новикова и А.Н.Радищева.

27. Создание в России государственной системы образования в начале Х1Х в.

Развитие образования и педагогической мысли. Педагогические взгляды

В.Г.Белинского.

28. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах Х1Х в.

Школьные реформы 60-70-х гг.

29. Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.

30. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова.

31. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Ушинский о цели

воспитания и образования.

32. Идея народности – основа педагогического учения К.Д.Ушинского. Пути прак-

тической реализации идеи народности.

33. Обоснование К.Д.Ушинским педагогики как науки и искусства воспитания.

34. К.Д.Ушинский о роли труда в жизни общества и человека. Образовательное и

воспитательное значение труда.

35. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. Требования к учителю и его подготовке.

36. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.

37. Педагогическая деятельность и педагогические идеи Л.Н.Толстого.

38. Школа и педагогическая мысль в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. Реформы

образования, общественно-педагогическое движение, типы учебных заведений.

39. Педагогические взгляды русских педагогов конца Х1Х – начала ХХ вв.

(П.П.Вахтерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов).

40. Народное образование в Башкирии в Х1Х – начале ХХ вв. Педагогические взгляды

башкирских и татарских просветителей.

41. Первые декреты Советской власти по народному образованию.«Основные

принципы единой трудовой школы». Советская власть и учительство.

42. Советская школа и педагогика в 20-З0 гг. Основные типы учебных заведений.

Реформирование содержания и методов обучения. Коммунистическое воспитание-

основа советской педагогики.

43. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды С.Т.Шацкого и

П.П.Блонского.

44. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. Макаренко о цели воспи-

тания.

45. Учение А.С.Макаренко о коллективе. Законы развития коллектива, традиции,

поощрения и наказания в коллективе.

46. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и

подростков.

47. А.С.Макаренко о воспитании в семье.

48. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.

49. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского.

50. Советская школа и педагогика после Великой Отечественной войны.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению № 050100 Педагогическое образование (квалификация(степень) «Бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 788

Направление 540600 Педагогика

Направление 540300 Филологическое образование

Разработчик:

Киекбаева Зугра Джелиловна к.п.н., доцент кафедры педагогики.

Наши рекомендации