Альтернативная педагогика конца Х1Х – первой половины ХХ вв.

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский врач и педагог. Реализация идей свободного воспитания дошкольников в домах ребенка.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я: Суть реформы воспитания – в изменении социальной школьной среды, создание «простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка», в заботе о творческом начале в человеке. Функция учителя – наблюдать и направлять в положительную сторону естественные стремления ребенка. «Подготовительная среда». «Чувствительные фазы детского развития». «Нормализующее воспитание». «Материал Монтессори ».

О с н о в н ы е т р у д ы: «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка», «О принципах моей школы».

Адольф Ферьер(1879 – 1960) – швейцарский педагог, один из авторов теории центров интересов. Сторонник школы действия Августа Лая.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Центр учебного процесса в школе – сам ребенок. Четыре основания такой школы: гигиена, энергетика (обучение ребенка умению управлять собой), учет интересов ребенка, дух солидарности и общность труда.

Элен Пархерст(1887 – 1973) – американская учительница, создатель собственной школы в городе Дольтоне (США). Педагогическая концепция под названием «Дальтон-план».

О с н о в н ы е п о н я т и я: Центральные принципы организации школьной работы: свобода ученика при нравственной ответственности; особое внимание сотрудничеству, совместной работе для формирования социального и демократического сознания; личный опыт через самостоятельную деятельность ученика. Равномерное чередование классных занятий, индивидуальной или групповой работы над предметными заданиями, порядок обработки которых определяется самим учеником.

О с н о в н о й т р у д: «Обучение по Дальтонскому плану».

Рудольф Штейнер(1861 - 1925) – немецкий философ и педагог. Создатель антропософии. Основатель вальдорфской школы в Штутгарте в 1919 г. при сигаретной фабрике «Вальдорф-Астория».

О с н о в н ы е п о н я т и я: человек – открытая система, постоянно изменяющаяся и обновляющаяся вместе с окружающим миром в процессе активной деятельности человека. Воспитание должно создать среду, максимально благоприятную для саморазвития индивида. Процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал. Воспитатель должен лишь программировать процесс развития личности, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, проявлениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуальности. Четыре элемента существа человека. Семилетние циклы.

Эвритмия.

Селестен Френе(1896 - 1966) – французский учитель и педагог-реформатор, один из выдающихся представителей идеи трудовой школы.

Т е м а 10.Развитие школы и педагогики в России в конце Х1Х – нач. ХХ вв.

Х а р а к т е р и с т и к а э п о х и:Несоответствие новых социальных потребностей и уровня развития образования. Насущные потребности страны в реформировании образования.Поиск новых педагогических теорий. Политизацияшкольных проблем.

Состояние народного образования. Основные типы учебных заведений. Проекты школьных реформ.

Педагогическая мысль в России в конце Х1Х – начале ХХ вв.: Авторские концепции в экспериментальной педагогике. Развитие педагогических идей в теории свободного воспитания. Христианская педагогика.

Русские педагоги:

П.Ф.Каптерев (1849 – 1921) - исследовал проблемы теории обучения в истории отечественной педагогики, проблемы детской и педагогической психологии, способствовал распространению психологических знаний среди учителей, отстаивал идею демократизации школы - обновленное содержание образования, распространение сети школ, обращение к дидактике развивающего обучения.

В.П.Вахтеров (1853 –1924) - педагог и публицист. Разработал педагогическую концепцию «эволюционной педагогики», которая строится на доскональном знании человеческой природы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

П.Ф.Лесгафт (1837 – 1909 ) - педагог, врач, общественный деятель. Разработал научную теорию физического воспитания, занимался проблемами семейного воспитания.

К.Н. Вентцель(1857 – 1947) - представитель концепции «свободного воспитания». Как и С.Т.Шацкий главным принципом воспитания считал «самоценность» детства. При организации образовательно-воспитательного процесса считал необходимым исходить из уважительного отношения к ребенку, его внутреннему миру. Основа учебно-воспитательного процесса - создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка.

Т е м а 11. Школа и педагогика в России после 1917 г.

О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а ш к о л ы и п е д а г о г и к и с о в е т с к о г о п е р и -

о д а: Формирование системы воспитания, жестко подчинявшей личность и ее интересы обществу. Внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. Развитие педагогической науки в социальных условиях, затрудняющих свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, сокращение контактов с мировой школой и педагогикой, слабое использование опыта российской и зарубежной школы и педагогики.

Школа и школьная политика после 1917 г.Использование большевиками школы и учительства как инструмента своего влияния. Разрушение старой системы образования. Принятие правительственных документов на протяжении 1918 г.: об отделении церкви от государства и школы от церкви, о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, о введении во всех типах школ совместного обучения.

«Положение о единой трудовой школе», «Декларация о единой трудовой школе» (1918):

единая система совместного и бесплатного общего образования, право всех граждан на получение образования, школа на родном языке, безусловность светского образования, обучение на основе соединения обучения с производительным трудом, индивидуализация образования, отказ от наказаний, общественно-коллективное воспитание. Начало кампании по ликвидации неграмотности. Создание рабочих факультетов, школ крестьянской молодежи (ШКМ), школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), фабрично-заводских семилеток (ФЗС).

1923-1925 гг. - составление комплексных программ Государственного ученого совета (ГУСа) в целях преодоления отрыва теории от практики – исключение предметного преподавания в школах; расположения учебных программ по трем колонкам: 1) природа и человек; 2)труд; 3) общество.

1929-1930 гг. – комплексно-проектные программы – ликвидация в школах классов, замена их звеньями и бригадами, создание в школах мастерских по труду, школьных производственных музеев. Использование в школах метода проектов и Дальтон-плана (или лабораторного плана) – учитель становился организатором педагогического процесса и консультантом; учет знаний заменялся самоучетом, вводились коллективные зачеты, отменялись домашние задания.

1931-1936 гг. – постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, об учебниках для начальной и средней школы, о преподавании истории и географии в школе, о 4-бальной (позже 5-бальной) системе оценивания знаний учащихся. 1936 г. – постановление о Педологических извращениях в системе Наркомпросов. Обсуждение вопросов перехода ко всеобщему среднему образованию.

1931-1932 уч. год. – введение новых учебных планов и программ образовательной школы, построенных по предметному принципу, признание урока по твердому расписанию, с постоянным составом учащихся , 45 минут по времени - основной формой учебного процесса.

Вторая половина 30-х гг. – учебный процесс в школах начал принимать односторонний, книжный характер. Труд исключается из учебных программ общеобразовательных школ. Намечается возврат к консервативным традициям гимназического образования. Упраздняется самоуправление. В школах, как и во всем обществе, насаждается культ личности Сталина. Главная воспитательная задача – формирование политически развитого строителя социалистического общества, преданного большевистской партии, патриота своей страны. Важная роль в решении воспитательных задач - комсомольской и пионерской организаций. Школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) – разрушение большого количества школ в результате военных действий. Сокращение количества школ в тылу, ввиду занятия их под казармы, госпитали, заводы. Мобилизация учителей на фронт. Обязательный труд детей на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве с 12 лет.

Правительственные решения о школе в годы Великой Отечественной войны: Об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости в поведении учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944).

Развитие педагогической науки: Решение педагогических проблем с марксистских позиций. Выдвижение в качестве основополагающих принципов – принципов историзма, связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности.

Павел Петрович Блонский (1884 –1941) – оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. Организовал Академию социального воспитания, поводил опытно-экспериментальную работу в школе, активно участвовал в разработке новых школьных программ.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - в 1919 г. организовал и возглавил Первую опытную станцию по народному образованию. Предмет исследований Шацкого - влияние условий микросреды на социализацию ребенка. Выдвигал требование изучения природы ребенка в процессе наблюдений, опытной и экспериментальной работы. Считал, что реформа школы должна начинаться с реформы подготовки учителя.

Педагогика российского Зарубежья .После 1920 г. в вынужденной эмиграции – ученые, сотавлявшие цвет русской педагогической науки- В.В.Зеньковский, С.И.Гессен, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др. С 20-х гг. – ежегодные эмигрантские педагогические съезды, издание педагогических журналов, создание русских научно-педагогических центров (кафедр, педагогических обществ). Критика радикализма официальной советской педагогики. Два направления в педагогике русского Зарубежья – философско-гуманистическое (С.И.Гессен) и религиозно-христианское (В.В.Зеньковский).

Т е м а 12. Педагогическая деятельность и педагогическое учение

А.С.Макаренко (1888 –1939).

Начало педагогической деятельности до Октября 1917г. 1920 –1930 гг. – педагогическая деятельность в колониях для малолетних правонарушителей – в колонии им.А.М.Горького под г.Полтава и коммуне им.Ф.Э.Дзержинского в г. Харьков. Учение о коллективе, о трудовом воспитании, о воспитании в семье, о педагогическом мастерстве.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я: Цель воспитания – воспитание энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. Проектировка человеческой личности. Воспитание с опорой на положительное. Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив. Коллектив как объект и субъект воспитания. Движение и развитие коллектива. 4 стадии развития коллектива. Дисциплина, обычаи, традиции, стиль и тон отношений в коллективе. Система перспективных линий. Радостная перспектива. Принцип параллельного педагогического действия. Первичный коллектив. Сводный отряд. Дежурный командир. Совет командиров. Отношения в коллективе – отношения ответственной зависимости. Чувство ответственности, собственного достоинства, гордости – украшение коллектива. Дружный коллектив – условие защищенности личности. Торможение в коллективе. Труд и игра – основа жизни коллектива. Система трудовых дел. Не труд-работа, а труд-забота. Дисциплина не цель, а результат воспитания. Эстетика в коллективе. Наказание в коллективе – не должно ущемлять честь и достоинство личности, должно быть направлено на защиту ценностей и норм коллектива. «Арест». «Метод взрыва». Полная семья. Семейный коллектив. Трудовые обязанности в семье. Ложный и истинный родительский авторитет. Работа педагога – работа организатора. Педагогическое мастерство – педагогическая техника, владение голосом, жестом, мимикой, позой, умение выражать чувства гнева, обиды и восторга. Педагогическое мастерство приобретается.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Проблемы школьного советского воспитания», «Некоторые выводы из моего педагогического опыта», «Лекции о воспитании детей», «О родительском авторитете».

Т е м а 13. Развитие школы и педагогики в России после Великой Отечественной войны. В.А.Сухомлинский (1918-1970).

50-е гг. – рост производства, нехватка рабочей силы. Отрыв школы от жизни – не готовила к работе на производстве.

1958-1959 гг. – принятие Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»: введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования, увеличение срока обучения в школе до 11 лет, обязательная производственная подготовка по одной из рабочих специальностей. Усиление профориентационной работы Учреждение нового типа учебных заведений – прфессионально-технических училищ (ПТУ).

1966 г. – возврат к 10-летнему сроку обучения, переход на новое содержание обучения, введение в школьные дисциплины новых научных знаний.

1984 г. – принятие Реформы школы, направленной на уравнивание школы и системы прфессионально-технического образования. Школа должна осуществлять всеобщую профессиональную подготовку на уровне СПТУ (средних профессионально-технических училищ). Расширение и усовершенствование сети межшкольных учебно-производственных комбинатов. Переход на 11-летний срок обучения. Снижение образовательного уровня школы.

С конца 80-х годов – идеалы коммунистического воспитания перестали соответствовать реальным устремлениям людей. Возникновение двойной морали.

1991 г. – распад СССР. Провозглашение принципов гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативности и альтернативности, национального характера.

1992 г. – Закон РФ «Об образовании». 1996 г. – внесение в Закон поправок.

Постановлениями Правительства РФ утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях различных типов и видов, Государственные образовательные стандарты.

2000 г. – Федеральная программа развития образования.

2006 г. - Государственный совет по образованию в докладе «От конкурентоспособного образования к конкурентоспособности России» обозначил стратегические ориентиры в сфере образовательной политики: реальное обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне, учет социально-экономической ситуации в России, основных тенденций развития образования на мировом уровне и предыдущего опыта в области развития образования. Образование - один из ведущих факторов развития гражданского общества, подход к образованию как к компоненту культуры человека, непрерывность образования.

Вхождение Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы. Вхождение России в Болонское соглашение - решение задачи реорганизации образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество.

2007 г.- Обязательное основное общее образование.

Единый государственный экзамен.

Кризис образования не преодолен. Остро стоит проблема национальной школы. Снизился уровень профессиональной подготовки в высшей школе.

После Великой Отечественной войны, несмотря на то, что продолжала развиваться идеологизация и политизация педагогической науки, советская педагогическая наука достигла значительных успехов.

В области дидактики – работы, систематизировавшие педагогические представления о содержании и процессе обучения и образования: «Дидактика» М.А.Данилова (1899-1973) и Б.П.Есипова (1900-1991); «Самостоятельная работа учащихся на уроках», «Совершенствование процесса обучения», «Дидактика средней школы», «Проблемы современной дидактики» Б.П.Есипова.

Широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения: «Наглядность и активизация обучения младшего школьника» Л.В.Занкова (1901-1977), «Психология обучения младшего школьника» Д.Б.Эльконина (1904-1984), «Проблемы развивающего обучения» В.В.Давыдова (1930-1999).

В 60-70-х гг. пользовались популярностью исследования в области проблемного и программированного обучения: «Проблемное обучение» И.Я.Лернера, «Проблемное обучение.Основные» вопросы теории» М.И.Махмутова, «Теоретические проблемы программированного обучения Н.Ф.Талызиной.

В.А.Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог, участник Великой Отечественной войны, директор Павлышской средней школы на Украине, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического труда, автор более четырехсот научных трудов, в том числе около 40 книг.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я: Воспитание – многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. Гармония педагогических воздействий. Связь воспитания в школе с воспитанием в семье. Культ матери. Самовоспитание. Воспитание личности – целостный процесс. Основное звено нравственного воспитания – гражданское начало. Основные методы нравственного воспитания – убеждение и практическое приучение. Слово педагога – играет большую роль в процессе воспитания. Детство и отрочество – школа доброты, человечности, чуткости. Вера в ребенка – фундамент педагогического оптимизма. Правильное воспитание возможно лишь правдой. Подлинная школа - царство деятельной мысли. Проблемное обучение. Умение школьников учиться, постоянное движение вперед, переживание радости успеха, вера в свои силы. Учение – серьезный труд ребенка, он должен быть радостным, укрепляющим духовные и физические силы детей. Школа радости. Без труда и вне труда воспитать человека невозможно. Трудолюбие – одно из важнейших моральных качеств личности. Дети должны жить в мире творчества. Эстетическое воспитание - через природу, искусство, человеческое общество. Роль сказки в понимании и воспитании красоты. Культ книги. Коллектив – богатство индивидуальностей.. Духовный мир коллектива. Коллектив учителей. Педагогическая культура.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», « Разговор с молодым директором школы», «Родительская педагогика», «Письма к сыну».

Т е м а 14. Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.

Основные тенденции развития современного образования - глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

Страны Запада - колоссальный рывок в науке, технике, экономике, образовании. Гибкая система экономики и управления. Конкурсный отбор наиболее способных и умелых.. Основы национального богатства - талант, высочайший профессионализм и интеллектуальная мощь. Изменение роли образования. Учеба – важнейший атрибут жизни. Непрерывное образование. Дифференциация и специализация образования. Варьирование типов школ в зависимости от нужд и специализации районов. Ранняя педагогическая диагностика. Поиск талантов. Привлечение талантов из-за границы. Интенсификация образования в условиях информационного бума. Профессиональное и техническое обучение. Серьезное внимание проблеме учительства. Привлечение в школы профессионалов с научными знаниями. Достаточно высокая открытость и демократичность системы высшего образования, высокая степень профессионализма, тесная связь вузов с наукой и промышленностью и ориентация на научно-технический прогресс. Обоснование перехода к всеобщему высшему образованию в начале ХХ1 в. как главному условию выживания человечества.

Вхождение России в Совет Европы – начало интеграции в мировое образовательное сообщество, использование Россией опыта, традиций, принципов и стандартов, выработанных коллективными усилиями стран Европейского региона и органами Совета Европы. Болонское соглашение - постепенное взаимное признание образовательных систем разных стран и разных дипломов.

ЮНЕСКО – доклад Международной комиссии по образованию для ХХ1 в. рассмотрел четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.

СЕМИНАРСКИКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Задача семинарских занятий по истории педагогики и образования и педагогической мысли - углубление и закрепление знаний студентов, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над обязательной и дополнительной литературой, подробное ознакомление с жизнью, педагогическими взглядами и педагогическими учениями выдающихся педагогов прошлого. На семинарских занятиях студент учится логично и стройно излагать изученный материал, отвечать на вопросы преподавателя и аудитории, делиться своими мыслями, уточнять и отстаивать свои убеждения и свою точку зрения, овладевать терминологией, учиться свободно ее оперировать.

Рекомендуемый порядок подготовки к семинарским занятиям:

1. Ознакомиться с планом семинарского занятия, прочитать конспект записанной лекции

и соответствующую главу учебника по теме семинарского занятия.

2. Изучить источники, указанные в списке литературы к семинарскому занятию.

По этой литературе необходимо сделать записи, форму которых (подробный конспект,

тезисы, развернутый план) можно выбрать самостоятельно в зависимости от

значимости работы и ее объема.

3. Ознакомиться с дополнительной литературой.

4. На основании изученных пособий и законспектированных первоисточников

можно составить тезисы своих выступлений по вопросам плана семинарского занятия.

Наши рекомендации