Виды и типы профессиональных задач
Профессиональная задача
Профессиональные задачи педагогической деятельности – объективные характеристики профессиональной деятельности педагога, раскрывающие содержание труда в виде операционально-технологической структуры действий.
Анализ собственной деятельности
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.
Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.
Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.
Теоретическая педагогика
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Профессиональная задача
Профессиональные задачи педагогической деятельности – объективные характеристики профессиональной деятельности педагога, раскрывающие содержание труда в виде операционально-технологической структуры действий.
Виды и типы профессиональных задач
Классификация профессиональных задач.
Более подробно остановимся на задачах, получивших в профессиональной педагогике широкое распространение:
Технические задачи - предполагают решение определенной технической проблемы, требуют от студента овладения специальными умениями: переосмысления и разностороннего анализа технических объектов, оперирования динамическими пространственными образами, применения знаний специальных дисциплин, основ наук, проявление самостоятельности, активности и творчества. Эти задачи связаны с интеллектуальными умениями, с формированием конструктивно-технических решений, развитием образного, понятийного и наглядно-действенного технического мышления.
Технологические задачи - связаны с разработкой и совершенствованием технологических процессов. В ходе решения задач у студента формируются умения работы со справочной и специальной технической литературой, выработки алгоритма проектирования технологических операций и сопутствующее этому принятие оптимальных технических решений.
Эти задачи дают возможность "проиграть" различные производственные ситуации, связать теоретические положения с практикой, запомнить и глубже понять изученный материал, сознательно оперировать им. Они способствуют подготовке студентов к сознательным действиям свободной ориентировке в производственных условиях.
Можно порекомендовать следующие технологические задачи, основанные на реализации приемов учебно-познавательной работы:
анализ, сравнение и классификация исходных данных о технологических процессах;
синтез из предлагаемых элементов известного целого или нового объекта, явления;
определение необходимых условий и последовательности выполнения технологических операций, видов работ в ходе технологического или производственного процессов;
составление (выбор, сопоставление, объяснение) схематического образа изучаемого компонента технологического процесса и его параметров (рисунков, схем, чертежей, графиков, описаний, моделей и т.п.);
мысленное преобразование изучаемого компонента и обоснование изменений;
процессы, происходящие при выполнении работы, их влияние на предметы труда и т.д.;
обобщение и конкретизация изученного (вывод закономерностей из изученных фактов, объяснение причин наличия общих признаков и т.д.);
установление причинно-следственных отношений и взаимосвязей, обоснование отношений между компонентами технологического процесса и их взаимозависимостей, происходящих в процессе работы изменений и их последствий;
предложения по усовершенствованию технологического процесса, разработка вариантов ”технологии будущего” и т.п.
Конструкторские задачи - включают элементы технического творчества: конструирование технологической оснастки и инструментов, проектирование деталей машин по заданным техническим требованиям, собственному замыслу. Дидактическая ценность таких задач: учат использовать известные решения в различных областях техники, применять теоретические знания в практической деятельности, способствуют развитию сознательного, самостоятельного творческого подхода студентов к производственным процессам. Задачи на конструирование это:
рассмотрение технических объектов с точки зрения соответствия их различным требованиям и конструированию, выявление и обоснование преимуществ одних конструкций перед другими;
анализ и сравнение изменений в конструкциях машин и оборудования в историческом плане, выявление путей развития техники вообще;
мысленное преобразование изучаемых машин и оборудования с целью их совершенствования и повышения эффективности работы;
мысленная или реальная доработка незавершенных конструкций;
составление простых моделей изучаемых или новых технических объектов;
анализ опыта по совершенствованию машин.
Трудовые задачи - ставятся перед студентами в ходе овладения тем или иным видом деятельности, умением подбирать и осуществлять необходимые приемы работы. При выполнении трудового задания студент решает много частных практических задач (выбор оптимальной рабочей позы, координация движений, соблюдение правил безопасной работы, контроль за работой и т.п.). В результате у него формируются двигательные, сенсорные и умственные навыки.
Производственные задачи - решаются студентами в процессе производительного труда, связанного с выпуском продукции, с рационализацией трудовой деятельности, с повышением производительности труда, достижений науки и техники.
Творческие познавательные задачи это самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, структуры его; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; видение возможных вариантов решения данной проблемы, противоречивых фактов; построение принципиально нового способа решения, отличного от известных (оригинальное решение).
В качестве задач (заданий) эффективна работа с таблицами, раскрывающими сравнительные характеристики различных приемов или условий работы, связанных с инструментами, технологической оснасткой или оборудованием и их влиянием на эффективность производства, анализ существующего и проектируемого технологического процесса и т.п.
*
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Творческое решение стратегических задач, имеющих своей задачей формирование целостной личности, представлено в опыте руководителей образовательных учреждений А. А. Захаренко, Н. Н. Дубинина, В.А.Караковского, А. А. Католикова и др. Творческое решение тактических, по существу организационно-методических, задач можно проследить, обращаясь к опыту учителей-новаторов, опыт которых описан в работах В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, Л. М. Фридмана и др. Неиссякаемым источником образцов решения оперативных задач остается опыт А. С. Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, В.А.Сухомлинского.
В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие "педагогическая задача" должно рассматриваться как родовое по отношению к понятиям "дидактическая задача" и "воспитательная задача".
Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением. В них, по мнению В. И. Загвязинского, всегда заключено противоречие между ее исходной и перспективной сторонами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому оперированию учебными задачами, поскольку обучение в конечном счете направлено на собственное отрицание, на снятие обучения в учении.
Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности (воспитательной работы), насыщенной элементами определенности-неопределенности, представляют воспитательные задачи. Правомерность их выделения как относительно самостоятельного вида задач объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут воспитанники и к которой они готовят себя, - это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А это значит, что воспитание можно представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни. С другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно квалифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них.
Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении. Весьма важная с психологической точки зрения особенность задач на ценностную ориентировку состоит и в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т. е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т.п.