Особенности приготовления уроков в школах-интернатах и школах продленного дня
Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью); учитель может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь; учитель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.
Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможны списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.
Нередко самоподготовкой руководит учитель. С одной стороны, это хорошо, но с другой — самоподготовка часто превращается в урок, так как внимание обращается на ликвидацию пробелов, исправление недоработок. В настоящее время для руководства самоподготовкой все больше привлекаются штатные воспитатели. Они рекомендуют целесообразный порядок выполнения задания; Подсказывают приемы работы; организуют взаимоконтроль и взаимопомощь.
Учебная конференция
Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации педагогического процесса, имеющей своей це-^to обобщение материала по какому-либо разделу программы, Вляется учебная конференция. Она требует большой (прежде все-
Длительной) подготовительной работы (проведение наблюде-
ний, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).
Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, представители производства, участники войны, ветераны труда.
Школьная лекция
В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция — адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.
В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.
Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т. п.
Семинары и практикумы
Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросоответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговре' менная подготовка. Сообщается план занятия, основная и Д0' полнительная литература, намечается работа каждого ученика
кл в целом. Структурно семинары довольно просты. Они на-чйнаются с краткого вступления учителя (введение в тему), за-тем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их ос-нОве при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Практикумы или практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т. п.
Практикумы во многом способствуют решению задач полини-ческого образования и трудовой подготовки школьников.
|
§5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основные задачи — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов Учащихся, проведение планомерной профориентационной рабо-Ть1. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).
Факультатив работает по определенной программе, которая не %блирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива яв-^ется сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные
__L____„__,.„ „v^iumrw 1и,и№ДиВ<1НИИ, ООЗОрЫ КНИЖНЫХ
новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Наряду с постоянно действующими формами организации вне-учебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.
В последние годы широкое распространение в школах получила зародившаяся в 60-е годы XX в. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения по сравнению с другими системами?
2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.
3. Назовите основные требования к современному уроку.
4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сельской школе?
5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы?
6. Приведите примеры использования разнообразных форм организации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.
7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять проведение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.
8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.
ИАСТЬ III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ^ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 24. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ*
При изучении данной проблемы важно иметь в виду два обстоятельства принципиального характера.
Первое — каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые функции (учителя, врача, юриста, руководителя, матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных связей и отношений. Все многообразие этих связей и отношений людей можно свести к шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие и одностороннее содействие, несодействие, противодействие. Очевидно, что наиболее приемлемой формой является взаимное содействие людей при решении ими профессиональных и других социальных задач. Что же касается взаимного несодействия, то это наиболее приемлемая форма взаимодействия людей в общественных местах их пребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т.п.).
Второе обстоятельство состоит в том, что в ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т. п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическая сторона социального взаимодействия людей, которая и является предметом социальной психологии.
Особенности межличностных отношений, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.
Глава написана в соавторстве с Ю. В. Прошуниной.
2 В \ Сластенин 353
Частным случаем социального взаимодействия людей и фОо мой его проявления выступает общениекак целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общце правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решение деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни и деятельности людей: профессионально-деловой, общественно-культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, в области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений.
В психологии принято выделять следующие закономерности общения:
наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;
отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способы ее реализации;
развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается;
позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так и понимание идущей от такого партнера информации.
Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляющие его психологическую структуру:
1) восприятие людьми друг друга (В);
2) понимание людьми друг друга (П);
3) отношения людей друг к другу (О);
4) обращение как форма выражения отношений (Обр).
В------------•- П-----------О-------------Обр
Л1
Обр-.------------О-
Очевидно, что своеобразие восприятия, понимания, отношения и обращения в совокупности с содержательной стороной, содержательным его наполнением и создают ту уникальность, которая характеризует общение конкретных людей.
В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:
коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);
перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);
интерактивную (взаимовлияние партнеров).
(Подробнее об этом см.: Андреева Г.М. Социальная психология.)
Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:
профессионально-деловую;
познавательно-диагностическую;
педагогическую;
информационную;
управленческую (мобилизующе-побудительную);
обратной связи;
самоутверждения личности;
реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;
решение других задач.
Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовы-вался весь комплекс его функциональных задач.
В целом преобладание тех или иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и для чего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.
1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.
2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение.
3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.
4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое об-Щение.
5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпа-щчйное общение.
Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Эмоционально-эм-патийное общение преимущественно обусловлено психологически. Оно является одной из неотъемлемых сторон общения матери и ребенка, супругов, влюбленных, близких друзей. Очевидно, когда Сент-Экзюпери говорил об общении как самой большой человеческой роскоши, он имел в виду именно это общение.
Эмоционально-эмпатийное общение крайне необходимо и в служебной, деловой обстановке, где оно проявляется в различных формах так называемого психологического поглаживания-одобрения, поощрения, моральной поддержки и т.п.
Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития:
примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач. Такое общение нередко используется в общении родителей и маленьких детей, в условиях воинской службы, в отдельных организациях. В общем виде такое общение можно условно представить формулой: подай, принеси, сделай;
манипулятивное, при котором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению и последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказание). Это общение может быть представлено схематически: субъект-стимул—объект;
паритетное общение, как субъект-субъектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества».
В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в три группы:
1) вербальные (слово, речь);
2) невербальные (неречевые средства);
3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных средств общения, что обычно и бывает при вербальном общении).
При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменной речи.
В психологии принято считать инициатора общения коммун11' котором (К), а его партнера — реципиентом (Р).
Наглядно процесс коммуникации можно представить следу10 щим образом:
К-------------*■ Сообщение-------------»- Р
♦__________________________________________________________I
В вербальном межличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным.
Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы реципиент его правильно понял. Здесь чрезвычайно важно достаточно полное представление коммуникатора об уровне подготовленности и том смысле, который видит реципиент в соответствующем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует коммуникатор. Речь идет о единстве тезаурусов у коммуникаторов и реципиента.
Вторая состоит в форме передачи сообщения и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информации, идущих через вербалику и невербалику, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противоречивость сообщения.
Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания реципиентом сообщения. У реципиента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию коммуникатора, и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у реципиента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения.
Таким образом, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают Уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения вышеобозначен-ных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери 11 искажения в информационном общении между коммуникатором и реципиентом составляют около 60 %.
Все многообразие невербальных средств общения (их условно ^ожно считать и невербальными знаковыми информационными системами человека) целесообразно представить следующими основ-^ группами.