Формы взаимодействия с семьей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ – педагогическая готовность их как воспитателей, которая дает реальные положи­тельные результаты в процессе семейного и общественного воспи­тания детей.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспи­тательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоя­тельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духов­ное, нравственное развитие.

Идеи и положения о педагогической культуре, целях и задачах обучения и воспитания родителей, их роли в решении семей­ных и социальных проблем общества, которые связаны с воспита­нием детей, находят большое место в работах зарубежных и оте­чественных ученых (А.Адлер, Р. Дрейкурс, Б. Скинер.Т. Харис. СЕ. Ковалев. П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А. СухомлинскиЙ, Т.А.Маркова, Л.В.Зягик, В.В.Чечет и др.)

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в воспитании детей. В.В.Чечет считает, что педагогическая культура и воспитание родителей в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гу­манизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрица­тельные явления непосредственно в семье. Изучение положения психолого-педагогического просвещения и обучения родителей показало, что оно осуществляется в основ­ном через: 1. обучение основам воспитания детей дошкольного возраста не­посредственно в яслях и детских садах; 2. обучение основам воспитания детей школьного возраста в лекториях и университетах педагогических знаний; 3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях; 4. общее ознакомление взрослого населения с основами семейного воспитания посредством радио, телевидения, печати.

Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для опти­мизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества.

В исследовании проблемы обучения родителей в литературе выделяются несколько аспектов: определение целей и значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспита­нию родителей; определение форм и видов связей детского сада и семьи; создание моделей воспитания родителей; этапы взаимо­действия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.

Все формы работы с родителями подразделяются

на коллектив­ные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера воп­росов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),

индивидуальные (индивидуальные беседы и консульта­ции, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),

наглядно-информационные (выставки детских работ, рек­лама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).

Задачи : в работе с родителями 1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.2. Определение уровня педагогической культуры родителей.3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индиви­дуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.Можно выделить следующие методы изучения семьи: беседа, наб­людение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).

Педагоги, научные работники отмечают, что ведущими пока­зателями готовности родителей к воспитанию детей является наличие у них положительного отношения к воспитанию детей, опре­деленного объема конкретных психолого-педагогических знаний, владение в достаточной мере практическими навыками и умениями педагогической деятельности, знание основных принципов и ме­тодов воспитания.

В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, И.И. Рыданова и другие к основным методам относят две их группы: I) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образ­ца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, тре­бование) и 2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример); в самостоятельную группу выделяются дополни­тельные методы (поощрение, наказание, соревнование). Л.Ф.Ос­тровская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые нап­равлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы).

Л.И.Смагина считает, что каждый метод (формирование самосознания, упраж­нение, пример, поощрение) имеет свою психолофизиологическую основу.Анализ классификаций методов семейного воспитания показал, что в них есть много общего: а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубежде­ние); б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста; в) применение методов во взаимосвязи, комплексно; г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей; д) чувство меры в приме­нении того или иного метода; е) тонкость и деликатность в при­менении методов поощрения и наказания; ж)избежание методов на­казания; э) неприменение физических наказаний.

Наши рекомендации