Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни.

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяются тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания. Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учетом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста. На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Они уже могут без утомления непрерывно бодрствовать 6—6,5 час., что находит отражение в режиме дня. Днем дети спят один раз, примерно 2—2,5 часа. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая прогулка продолжается около 2 час., вторая — 1,5 часа. В отличие от предшествующих групп с детьми третьего года жизни начинает проводиться утренняя гимнастика. В круглосуточных группах ее проводят сразу после ночного сна, в группах с дневным пребыванием — перед завтраком. Продолжительность — 4—5 мин. Комплексы утренней гимнастики состоят из 3—4 упражнений игрового характера. При проведении режимных процессов, как и раньше, обязательно соблюдается принцип постепенности. Это значит, что каждый ребенок на кормление, одевание, умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе. Дети не должны ждать. В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании.Быстрый темп физического развития, характерный для первых двух лет жизни, на третьем году замедляется. В среднем за год ребенок прибавляет в весе 2 кг, рост его увеличивается на 7—8 см. К трем годам рост ребенка — 93—94 см, вес колеблется в пределах 14,2—14,6 кг. Изменяются пропорции тела (рост увеличивается в основном за счет длины ног), дети становятся стройнее. Продолжается окостенение, совершенствуется функционирование всех органов, что делает ребенка физически более выносливым. Однако дети третьего года жизни, хотя они и значительно крепче двухлетних, еще часто подвержены заболеваниям. Совершенствуется деятельность центральной нервной системы, что проявляется в увеличении работоспособности: дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 20 мин. Ребенок уже может сдержаться, не заплакать, даже если ему больно. Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность — важное и сложное качество личности.Понимание речи. На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с ним нужно побуждать его рассказать о празднике, прогулке и пр. Активная речь. Словарь, детей растет так быстро, что трудно поддается точному учету. К трем, годам в нем насчитывается 1200—Т500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обращаясь. В конце второго — начале третьего года жизни перед воспитателями стоит, задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, т. е. учить способам действий с ними. Дети третьего года жизни легче находят себе занятия, когда игрушки находятся у них на виду, поэтому основная часть игрушек должна быть в их распоряжении. Новые или еще недостаточно освоенные пособия и дополнительные к имеющимся в группе игрушки находятся у воспитателя и выдаются по просьбе детей, например, разборные дидактические игрушки, части которых легко теряются, если дети ими пользуются бесконтрольно. В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю. Они распределяются следующим образом: по ознакомлению с окружающим и развитию речи – 3 рисование и лепка – 2 со строительным материалом – 1 музыкальные – 2 физкультурные – 2. Длительность занятий — 10—15 мин., проводятся они ежедневно утром и вечером, кроме субботы. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим, подвижные и дидактические игры. Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Таким образом, малыши на занятиях должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под его контролем, говорить.





Наши рекомендации