Задачи нравственного воспитания дошкольников.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Воспитание у детей нравственных чувств. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте .Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными

2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления. Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых

15. Сущность общие требования эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспита­ние художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной восприни­мать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизнии искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к произведению искусства, общественному явле-1ию, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, вы­дающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.

ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - со­здание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых дета­ли, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и .п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-твор­ческих потребностей и способностей в процессе художественной дея­тельности.

Теория эстетического воспитания использует данные эстети­ки - одной из философских наук, науки о закономерности эстети­ческого освоения человеком мира, о сущности, законах и роли ис­кусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, худо­жественное образование.

Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравствен­ным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

- детское творчество связано с жизнью, Эта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

- вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

- приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстети­ческого отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеа­ла, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступ­ка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, при­роде);

- формирование практических умений.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с по­мощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика бы­та, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая дея­тельность, праздники и развлечения.

Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональ­ные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художест­венных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть при­влекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, бу­дить воображение.

Используя все виды искусства - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправдан­ность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чисто­ту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а глав­ное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой по­сильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т.д. С возрастом объем работы для дошколь­ников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

Трудовая деятельность является одним из средств эстетичес­кого воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, под­черкивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом важно, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. По­этому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впе­чатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художествен­ной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые твор­ческие проявления.

Методы эстетического воспитания:

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались вы­сокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текс­та, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его испол­нение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос­приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого мето­да состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

- метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадо­вать этим своих сверстников, взрослых;

- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т.д.

В.И.Логинова, П.Г. Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, прак­тических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъяс­няющего слова;

- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху­дожественных способностей, творческих умений и навыков, спосо­бов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каж­дому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Классификация методов художественного обучения определена Н.А.Ветлугиной:

- в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, прак­тические, игровые);

- в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

- в зависимости от задач развития художественно-творческих спо­собностей;

- в зависимости от возрастных особенностей детей;

- в зависимости от индивидуальных особенностей детей;

- в зависимости от этапов художественных занятий.

Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом разви­тии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрас­тов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех програм­мно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос раз­вития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б.В.Асафьева, В.Н. Щацкой, Б.М.Теплова, Д.Б. Каба­левского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р. Ремизовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н.П. Сакулину, Т.И.Комарову, В.А. Силивон; словесно-театрализованной деятельности - К.И.Чуковского, Н.С.Карпинскую, ,З.А.Артемову.

Проблема детского творчества получила широкое освещение в тру­дах зарубежных исследователей К. Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда и его последователей.

В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

3. Анализ результатов.

Условия развития детского творчества:

создание непринужденной обстановки;

широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, - конструируют, делают аппликации;

- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, об­суждение иллюстраций в книгах и др.;

- музыкальная деятельность, в ходе которой дети поют, водят хо­роводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная деятельность предполагает игру детей в ку­кольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

Наши рекомендации