История происхождения и создания игрушки

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для детских игр. Использование игрушки содействует расширению детского кругозора.

Значение (роль)

Игрушка подсказывает детям идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на чувства и воображение ребенка.

Игрушка помогает сделать действия ребенка более реальными, настоящими. Игрушка для него – это крохотный кусочек окружающей действительности. Игра – это то, с чьей помощью формируется личность, благодаря ей ребенок не одинок в мире и это помогает ему постичь мир.

В. Гюго: «Подобно тому, как птица из всяких вещей сооружает гнезда, так и дети из всего, что попадает им в руки, делают себе игрушки».

История игрушки

Г. В. Плеханов выдвинул ряд важных положений в истории человеческого общества – труд старше игры. Это положение дает возможность понять, почему игра в жизни индивидуума предшествует труду.

Исследованием происхождения игрушки впервые начал заниматься Аркин. В своем исследовании он:

- сравнивал игрушки, добытые при археологических раскопках с современными игрушками;

- исследовал детские игрушки народов, стоящих на низших уровнях развития.

В процессе своих исследований Аркин приходит к выводу, что «… устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных структурных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт…»

Аркин выделяет изначальные игрушки:

· звуковые – трещетки, бубенцы, погремушки и т.д.

· двигательные – волчок, мяч, змей

· оружие – лук, стрелы, бумеранги

· образные игрушки – изображение животных и куклы

· веревочка – из которой делают различные фигуры.

Эти игрушки являются продуктом исторического развития.

Требования: педагогические, гигиенические

В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, умение согласовывать свои желания с желаниями сверстников, организованность, взаимопомощь, справедливость, честность.

Игрушка должна быть динамичной, давать детям возможность производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и др.

В игрушках может быть отражен и здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но без осмеяния, карикатуры. Игрушка должна отражать типичное, быть хорошо оформленной.

Гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).

Виды игрушек в детском саду.

1. сюжетно-образные (потому что они определяют сюжет игры).

В группе сюжетно-образных игрушек центральное место принадлежит кукле. С нею связаны разнообразные переживания. Дети во время игры как бы одушевляют куклу, разговаривают с нею, поверяют свои тайны и радости, заботятся о ней.

Дети одушевляют куклу потому, что верят в правду игры. Вне игры они, конечно, знают, что кукла — игрушка, а не живое существо.

Игры с куклами становятся более содержательными, когда для них имеется квартира, мебель, посуда, украшения, предметы бытовой техники, одежда и др.

К сюжетно-образным относятся также игрушки, изображающие зверей, домашних животных.

Особое место среди сюжетно-образных игрушек принадлежит изображающим персонажи сказок («Репка», «Три медведя»«Семеро козлят» и др.). В игре с такими игрушками сказка оживает. Они являются источником возникновения игры-драматизации.

Технические игрушки.

Многие из них приводятся в движение с помощью пружины (заводные игрушки), электричества, инерционного двигателя; есть игрушки с дистанционным управлением. Технические игрушки разнообразны по содержанию. Они отражают средства передвижения (автомашины, корабли, самолеты), технику, используемую в труде (тракторы, комбайны, подъемные краны, самосвалы), средства связи и информации (телефоны, радио, телевизоры, телеграф). К ним относятся также киноаппараты, фильмоскопы, эпидиаскопы. Широко распространены игрушки типа конструкторов, игрушки, создаваемые самими детьми из наборов деталей. Технические игрушки содействуют развитию любознательности, конструктивного мышления, творчества детей.

3.игрушки - забавы — смешные фигурки зверей, животных, человечков. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать веселый смех, сопереживание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т. д.

4.маскарадно елочные игрушки - игрушки связаны с празднованием Нового года.

Дети с ранних лет понимают, что эти игрушки делают елку красивой, нарядной. Елочные игрушки вызывают у них радость, восторг и вместе с тем способствуют развитию тонких движений, осторожному обращению с хрупкими вещами.

Маскарадные игрушки лишь напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, ушки, клюв), но этого достаточно, чтобы дети играли — жили в образе.

5.спортивно-моторныеигрушки, предназначенные прежде всего для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эти игрушки можно разделить на несколько групп.

1-я группа — игрушки, развивающие сенсорномоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, содействующие развитию координации движений кисти руки и пальцев, развитию ловкости и глазомера, целеустремленности движений и сообразительности (волчки, щелчки, бусинки).

2-я группа — игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы, ловкости, координации движений руки и корпуса (серсо, обручи, мячи, пропеллеры, кольцебросы, кегли и др.).

3-я группа — игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища (каталки, обручи, скакалки, кони-палочки, коньки, ролики, велосипеды, педальные автомобили и др.). Каталки с веревочкой и каталки с палочкой используются преимущественно младшими детьми и содействуют упражнению в ходьбе и беге. Они привлекают красочные оформлением (иногда украшены цветными шариками, бубенчиками, изображают птичку, мельницу и др.).

4-ю группу составляют игрушки для групповых игр, в которых дети соревнуются в точности, быстроте, ловкости движений (настольные крокеты, баскетбол, пинг-понг). Они содействуют развитию коллективных взаимоотношений, развивают ловкость движений, умение рассчитать силу удара, соотнести свои движения с движениями товарища.

6.музыкальные и озвученные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики и др., игрушки, изображающие музыкальные инструменты (пианино, рояль, балалайки, цимбалы и др.). Они удовлетворяют интерес детей к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить мелодии песен, маршей. Воспитатель следит за тем, чтобы звуки, издаваемые игрушкой, были чистыми, мелодия воспроизводилась точно, и не допускает резких, слишком громких, неприятных для слуха звуков.

7.театральные игрушки по содержанию являются образными, но они имеют свое педагогическое назначение — служить целям эстетического воспитания, развития речи и мышления, воображения, способности воспроизведения

Наиболее распространенным кукольным актером является Петрушка — веселый спутник детской жизни, участник многих игр и развлечений. Широко используется также куклы бибабо — мягко-жесткая подвижная игрушка-перчатка. Манипуляции куклой требуют умений, достигаемых тренировкой. Постепенно старшие дошкольники овладевают простейшими навыками вождения куклы над ширмой.

Показ театральных кукол сопровождается проговариванием текста, поэтому игры с такими игрушками содействуют развитию правильной и интонационно выразительной речи, умения слушать, своевременно подавать реплику.

8.дидактические игрушки.

Они предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения ребенка. Это и народные дидактические игрушки — разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, бочонки, мелкие игрушки (вкладыши, бирюльки и др.), и разнообразные игрушки для конструирования — мозаика, палочки и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, парные картинки, квартеты, кубики.

Дидактические игрушки интересны тем, что ребенок, играя с ними, решает задачу, условия которой заключаются в конструкции самой игрушки (например, собрать и разобрать матрешку, пирамиду). Он не всегда может заметить все свойства дидактической игрушки, задача воспитателя — научить детей видеть их.

С помощью готовой игрушки дети знакомятся со многими предметами, начинают понимать их назначение в жизни человека, учатся обращаться с ними. В каждой игре к игрушке предъявляются особые требования, рожденные замыслом и воображением ребенка.

9.Развитию фантазии у ребенка в игре помогают строительные материалы, которые входят в ассортимент игрушек и пособий для игр. Назначение их — развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей. Игры со строительными игровыми материалами объединяют детей единством замысла и действий, стремлением к цели — созданию постройки.

10.И г р у ш к и-самоделки делаются самими детьми или родителями, воспитателем. Это спутники детства многих поколений, когда еще не было промышленного производства игрушек. Не утратили они своего значения и сейчас. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает трудности, радуется успеху. В своей творческой, созидательной деятельности он ищет общения с товарищами, предлагает им вместе играть.

Электронные

Наши рекомендации