Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников.

Умственное воспитание – это специально организованный процесс, направленный на формирование системы знаний и умений, способов учебной деятельности, на развитие познавательной активности, умственных способностей

В области умственного воспитания проводятся серьезные, научные исследования. В 30-е гг

Л. С. Выготский разработал учение «О зонах развития». В познавательном развитии он выделил 2 зоны:

Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru ЗБР

Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru ЗАР

Зона актуального развития – это то, что сегодня ребенок уже усвоил и может использовать без помощи взрослого

Зона ближайшего развития – это завтрашний день ребенка, это знания и умения, которыми он может пользоваться с помощью взрослых

Обучение должно находиться на уровне ЗБР и вести за собой развитие.

Поддъяков Н. Н. поддержал идею, но выразил ее несколько иначе.

 
  Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru

Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru

       
    Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru
  Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников. - student2.ru
 

Стабильное Нестабильное

ядро ядро

Стабильное ядро – это ясные, отчетливые знания (то, что уже достигнуто = ЗАР)

Нестабильно ядро – это неясные, неотчетливые знания (то, чем ребенок будет овладевать = ЗБР)

Неясные, неотчетливые знания следует рассматривать не как недостаток развития, а как продолжение ясных и отчетливых знаний. Чтобы ребенка развивать, нужно, чтобы нестабильное ядро было как можно больше, но в то же время и стабильное ядро должно увеличиваться.

Запорожец А. В. Выдвинул теорию амплификации (обогащение, расширение, увеличение)

Амплификация предполагает максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного развития.

Также предполагает наполнение жизни ребенка наиболее значимыми для каждого возраста видами деятельности. Наиболее значимые виды деятельности в дошкольном возрасте – игра, конструирование, экспериментирование, продуктивные виды деятельности.

Понятие «амплификация» включает в себя:

1. понятие «психического возраста», который может опережать паспортный возраст или отставать от него

2. виды деятельности

3. сенситивный период

Проблема развития умственных способностей Л. А. Венгер.

Умственные способности – психические свойства, позволяющие успешно выполнять познавательную деятельность (ориентировочные реакции в окружающем с помощью доступных дошкольникам средств).

Главными познавательными способностями Венгер считал способность примерять сенсорные эталоны и способность к наглядному моделированию.

Венгера интересовала проблема одаренных детей. Он считал, что на умственное развитие главным образом влияют такие виды деятельности, как конструирование, сюжетно-ролевая игра, математика.

Исследования Запорожца, Венгера, Мухиной установили, что темпы умственного развития в дошкольном возрасте очень высоки, и если что-то упустить, то преодолеть это в более позднем возрасте очень сложно.

Т.о., это влияет на дальнейшее развитие человека.

Многие отечественные психологи (Леонтьев, Запорожец, Венгер, Логинова) придерживаются деятельностного подхода в формировании личности. Ребенок осваивает культуру общества, познает окружающее в процессе активной деятельности. Они выдвигают понятие значимых того или иного возраста видов деятельности. Именно в них наиболее благоприятно происходит развитие.

Дошкольный возраст – это возраст наглядно-образного мышления, хотя детям доступны и понятийные формы мышления.

Ученые рекомендуют как можно более полно использовать в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление и не форсировать развитие абстрактного мышления. Ими была выделена промежуточная форма мышления – между наглядно-образным и абстрактным, которую назвали наглядно-схематическим мышлением.

Значение умственного воспитания:

1.Дошкольный возраст – это начало развития, в том числе и умственного

2.Умственное развитие в дошкольном возрасте происходит очень интенсивно, это касается и накопления знаний, и развития ребенка, и развития познавательных психических процессов, и овладения способами умственной деятельности

3.В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений, понятий, которые будут влиять на все последующее развитие

4.Дошкольный возраст характеризуется тем, что одной из важнейших потребностей ребенка является потребность в познании и информационном обмене. Если эта потребность удовлетворяется, то развитие личности происходит по правильному пути

5.Велика роль взрослого, который удовлетворяет любознательность, поддерживает активность, создает развивающую среду, обучает ребенка

6.Велика роль дошкольного возраста в подготовке детей к школе и один из важных показателей готовности ребенка – это наличие у него познавательной активности и познавательных интересов

Задачи умственного воспитания:

Наши рекомендации