Формы связи детского сада и школы
Аспекты:
I.Информационно-просветительский. Цель: информировать о том, что происходит в каждом образовательном учреждении, знакомится с новыми направлениями в работе, методиками и психологическими направлениями: *взаимное ознакомление с задачами воспитательно-образовательной работы; *знакомство с особенностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов; *совместные педагогические советы по проблемам готовности к школе, семинары по обсуждению программ, по вопросам адаптации ребенка к школе, о трудностях перехода в школу и как это все решать.
II.Методический. Взаимное ознакомление с формами, средствами, методами воспитательно-образовательной работы. Направления: *взаимные посещения занятий, уроков и их анализ; *семинары и практикумы по методикам; *совместные педагогические советы по методическим вопросам; *знакомство и обсуждение новой методической литературы, публикаций в различных журналах.
III.Практический. *взаимное посещение занятий, уроков; *предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками; *курирование воспитателями своих бывших воспитанников; *проведение диагностики в начале и конце года, с результатами которых знакомятся учителя; установление контактов между детскими коллективами: совместные уроки, занятия, развлечения, утренники, праздники, туристические походы, выставки детских работ.
Работа с семьей по подготовке детей к школе
Подготовка к школе осуществляется на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду. Концепция дошкольного воспитания: «Подготовка к школе – это не самоцель, а результат всей воспитательно-образовательной работы, поэтому в течение всех предшествующих лет работы мы должны осторожно касаться данной проблемы в общении с родителями». Кульминация этой работы приходится на подготовительную группу. Вначале года проводится родительское собрание о задачах работы в подготовительной группе в связи с подготовкой детей к школе. Индивидуально проводится работа с родителями по результатам входной диагностики. Эту работу лучше проводить психологу и давать родителям конкретные рекомендации по работе с детьми. Воспитатели также проводят индивидуальную работу по своему плану. Средствами наглядного просвещения эту работу освещают в родительских уголках и папках-передвижках. Можно организовать ряд выставок, показывающих достижения детей по тем или иным вопросам. Достижения можно показать на открытых занятиях, утренниках, могут быть организованы встречи с учителями начальной школы, выставки школьных принадлежностей по согласованием с учителем. Кульминацией данной работы является праздничный выпуск детей в школу, где детям даются напутствия, а они показывают свои достижения.
ВЫВОД
2. Система образования в России: принципы и звенья. Место дошкольных учреждений в системе образования.
1. Понятие системы образования, история развития системы образования
Система образования – это совокупность образовательных программ, стандартов, сеть учреждений и органов управления, а так же комплекс принципов, определяющих функционирование системы.
До конца XIX века основным звено системы образования была начальная школа. Затем появились более высокие ступени - средние, старшие классы общеобразовательной школы. Во многих странах средняя школа стала основной и самой популярной. С XIX века так же стала развиваться сеть дошкольных учреждений. Практика требовала развития специальных средних и высших учебных заведений для подготовки специалистов средней и высшего звена в области образования. Быстрое развитие технического прогресса и как следствие необходимость квалифицированных рабочих привело к созданию в XX в. сети ПТУ. Так же развивалась сеть культурно-просветительских учреждений (клубы, станции юннатов, кружки, секции и т.д.). Таким образом, в стране была создана специфическая СО.
СО любой страны включает учреждения осуществляющие: дошкольного воспитание, общее, среднее, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднеспециальное, высшее, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров.
2. Факторы развития системы образования
1 Социально-экономический
Уровень развития общественного производства вызывает потребность в создании и развитии определенной системы образования и её совершенствование. Более развитые страны имеют более развитую сеть образовательных учреждений, а так же возникают новые типы учебных заведений.
В западной Европе уже в XIX веке начальное образование было обязательным, так как бурное развитие производства требовало грамотных рабочих. В России только после революции 1917 года начальное и среднее образование было провозглашено обязательным, а непосредственно борьба с безграмотностью началась в середине 30-х годов XX века, что так же связано с бурным развитием промышленности в СССР. На современном этапе Россия имеет развитую систему общественного производства, для этого ей нужны квалифицированные специалисты, поэтому в России развитая сеть образовательных учреждений. А в странах третьего мира, таких как Нигерия, Зимбабве, общественное производство практически или совсем отсутствует, поэтому у них нет необходимости в квалифицированных специалистах, поэтому нет необходимости создавать сеть образовательных учреждений.
2 Политический
Политика общества, интересы различных сословий также накладывают отпечаток на систему образования. В обществе где есть сословия система образования двоякая: для имущих и неимущих слоев общества существуют различные учебные заведения.
В нашем городе дети, чьи родители могут оплачивать учебу, могут поступить в гимназию иностранных языков или школу «Росток».
В странах с сословиями есть образование отдельно для каждого сословия
3 Историко-национальный
СО развивается под влиянием исторического опыта, национальных традиций (более подробно на семинаре «Система образования дошкольного образования за рубежом»)
Раздельное воспитание мальчиков и девочек в мусульманских странах. В некоторых странах до сих пор не обучают девочек.
4 Педагогический
Детей надо обучать с раннего возраста и готовить к обучению в школе. На базе средней школы должно проходить обучение в СУЗах и ВУЗах.
Влияние этих четырех факторов на систему образования в разных странах проявляется по разному, но постепенно складываются пути развития системы образования.
3. Особенности, тенденции развития системы образования в развитых странах
1. Все большая заинтересованность, желание общества в приобщении населения к более высокому уровню образования. Ведь чем выше уровень развития общества, тем культурнее должен быть человек. Развитие человека и общества тесно взаимосвязаны: общество создает условия для жизни человека, его материального и духовного благополучия. Кроме этого на развитие человека влияют и его способности. Эти особенности должна учитывать система образования.
В ряде развитых стран (Англия, Франция, Япония, Германия) осуществляется всеобщее начальное и даже обязательно среднее образование. В СССР с 1976 г. обязательным стало среднее образование. Для развития разных способностей детей расширяется сеть других учебных заведений (специализированные школы, кружки, секции и др.).
2. Расширение сети государственных бесплатных средних общеобразовательных школ, профессиональных учреждений, ВУЗов.
В США 90% школ – государственные и удовлетворяют всех желающих.
3. Сохранение тенденции платности образования.
В США плата за обучение в частных средних школах колеблется от 7 до 10 тыс. долларов в год, в детских садах 40-500 долларов в месяц (~от 500 руб.).
В Японии обучение детей от 6 до 15 лет всеобщее и бесплатное, а в школах второй ступени – частично платное.
4. Увеличение финансирования системы образования со стороны государства.
В США на нужды образования выделяется 12%. В других странах меньше.
5. Финансирование образования за счет других источников.
В США из федерального бюджета система образования получает 10%, из правительственного – 50%, частный капитал составляет 40%.
6. Расширение принципа муниципального руководства школами
7. Расширение типов школ и их структурное разнообразие (в зависимости от способностей учащихся и региона)
В Австрии 3 типа школ: реальные гимназии (углубленная подготовка по математическим и естественным наукам), экономические реальные гимназии (экономическое образование на базе общеобразовательной школы) и гимназии гуманитарного типа (иностранные языки). В этой же стране широко распространены полные и неполные общеобразовательные школы для детей до 15-19 лет, профессиональные – для сферы коммерции, делопроизводства, сельского хозяйства и сервиса.
В США дети учатся с 6 до 18 лет, обязательное посещение до 16 лет. Существует 3 типа школ:
1. двухступенчатая: начальная (6-13 лет), средняя (14-18)
2. трехступенчатая: начальная (6-12), неполное среднее (12-15), среднее (15-18)
3. трехступенчатая: начальная (6-10), неполное среднее (10-14), среднее (14-18)
Средняя школа в США двенадцатилетняя, есть страны где образование 10 и 11 лет
8. Предметы в школе по выбору учащихся с учетом их интересов.
В США в 9-12 классах обязательным являются английский язык и физкультура, а на выбор 90 предметов по циклам. Чтобы окончить среднюю школу надо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 английский язык, 15 общие науки, 10 математика, 5 биология и другие.
9. Сочетание разных форм учебной работы.
10. Преемственность и непрерывность образования, т.е. более глубокие знания требуют постоянного повышения квалификации и переподготовки специалистов.
4. Принципы системы образования:
1.Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие и заботу о жизни и здоровье человека.
2. Единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур, т.е. единство образования в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов РФ.
3. Общедоступность и адаптивность системы образования к потребностям обучающихся, т.е. бесплатность общего образования, всесторонняя защита потребителей образования в соответствии с уровнем и особенностями развития детей
4. Светский характер образования, т.е. образование должно научным, без религии.
5. Свобода и плюрализм в образовании подразумевает преемственность и вариативность образовательных программ, возможность получения образования на родном языке.
6 Демократический государственный характер управления, самостоятельность (автономность) образовательных учреждений.
Закон РФ об образовании гарантирует соблюдение определенных прав гражданам. Гарантии прав граждан РФ в области образования:
1. Возможность получать образование на территории РФ независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии, наличия судимости, состояния здоровья.
В нашем колледже учатся люди разных национальностей, не только девушки, но и юноши, разного возраста (были студентки старше 30 лет).
Но существуют ограничения на получение профессионального образования по полу, здоровью, наличия судимости.
У нас не имеют право обучаться люди имеющие судимость, и люди имеющие некоторые заболевания. Женщины не могут быть шахтерами. Больные или люди переболевшие туберкулезом не могут работать на пыльных производствах.
2. Получение в государственных муниципальных учреждениях бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования.
3. Для граждан с отклонениями в развитии создаются условия, разрабатываются специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции развития и социальной адаптации.
В нашем городе существует сеть учреждений для детей, имеющих различные отклонения в здоровье. Для дошкольников функционирует комплекс детских садов (№40, 106?), для школьников с различными отклонениями в интеллектуальном развитии – школа №45
4. Гражданам, имеющим феноменальные способности, дается возможность получить элитарное образование и государственные стипендии.
5. Образовательные учреждения, их характеристика. Место ДОУ в системе образования
Деятельность образовательных государственных образовательных учреждений регулируется типовым положением (95г.), где даны различные вида ДОУ и уставы учебных учреждений.
В системе образования большое место уделяется дошкольному образованию (я/с, д/с, комплексные). В настоящее время в дошкольных учреждениях введены дополнительные программы, авторские программы, технологии («Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Парма», «Детство», обучение Зайцева). Дополнительные занятия, которые проводятся платно (английский, танцевальные курсы).
Типы и виды образовательных учреждений (каждый тип имеет свой вид).
1. типы по возрасту и образовательному признаку:
а) дошкольные учреждения ( ясли, д/с, ясли – д/с, д/с приоритетным направлением – коррекция психики, физич. развития);
б) общеобразовательные учреждения со ступенями (школы, лицеи, гимназии (с 1-5 кл.), колледжи.
- в гимназию принимаются после собеседования и экзамена. Готовят их по программе повышенной сложности (физ – мат, хим. – бил., языковые науки и др.). Могут быть гимназии одного профиля, но соединяться на какой-то факультет.
- лицеи – супергимназии, учебные заведения для особо одаренных детей, готовят их для поступления в ВУЗы, применяется усложненная специальная программа (технические лицеи, педагогические лицеи)
- колледж – средние школы, дающие среднее образование и проф. Образование. Отдельные колледжи дают по типу заказа (высшее и неполное высшее образование)
- профессиональный: училища, техникумы, проф. Училища, институты, академии, консерватории, университеты, магистра-туры, аспирантура.
- специальные, коррекционные школы для детей с отклонениями в развитии (слабовидящие, глухие, слабослышащие)
- дополнительное образование: музыкальные школы, хореографические клубы, центры.
- учреждения для детей – сирот: детдома, приюты, дома ребенка, дома малютки.
- другие типы: курсы, институты повышения квалификации, переподготовка кадров.
2. По организационно – правовой форме:
а) государственные (институты, университеты)
б) муниципальные (колледж, национальные, региональные учеб. заведения);
в) негосударственные (частные, религиозные, духовная семинария, воскресные школы)
3. По форме получения образования:
а) стационарные, с отрывом от производства;
б) без отрыва (заочн., вечерние, семейные, самообразование, экстерном)
Для всех форм существует единый государственный образовательный стандарт.
Место ДОУ в системе образования.
Дошкольное образование занимает начальное звено в системе образования РФ. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения решают следующие задачи:
1. осуществлять охрану жизни и здоровья детей,
2. обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие,
3. приобщать к общечеловеческим ценностям, взаимодействовать с семьей1 в интересах полноценного развития ребенка.
Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использование образовательных программ.
В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:
· детский сад
· детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.)
· детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
· детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
· детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)
· центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей
6. Органы управления образованием:
· Федеральные – Министерство образования РФ
· Республиканские (национально – региональные, краевые, областные, автономные) – Министерство образования РК
· Муниципальные – городское управление народным образованием г. Ухты
Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией.
Функции органов управления:
· Вырабатывают решения
· Принимают законы
· Планируют
· Организуют
· Контролируют
Различные инфраструктуры в образовании имеют свои полномочия.
Федеральные органы разрабатывают государственные стандарты, программы, формируют финансирование, прогнозирует развитие образования. Федеральные и региональные вырабатывают решения, принимают законы в области образования, контролируют деятельность образовательных служб. Региональные и муниципальные руководят выпуском учебников, организуют подготовку и переподготовку кадров, обеспечивают развитие педагогической науки.
ВЫВОД.
3.Значение, задачи, формы работы дошкольных учреждений с семьей.
Семья – это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.
В современных условиях, когда идет бурное изменение политического, социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания также претерпевает значительные изменения.