Показатели готовности ребенка к школьному периоду жизни

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРЕДМЕТУ: «ПЕДАГОГИКА»

Содержание

Вопрос Стр.
Понятие, значение преемственности в работе детского учреждения и школы. Показатели готовности ребенка к школьному периоду жизни. Формы связи дошкольного учреждения и школы.
Система образования в России: принципы и звенья. Место дошкольных учреждений в системе образования.
Значение, задачи, формы работы дошкольных учреждений с семьей.
Формирование у дошкольников эмоционального отношения к явлениям общественной жизни. Содержание и методы патриотического воспитания.
Формирование волевого поведения и основ культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Формирование основ гуманизма и взаимоотношений с окружающими.
Понятие нравственного развития, нравственного воспитания, социализации. Значение и задачи социально - нравственного воспитания.
Виды, формы и методика организации труда в дошкольном учреждении.
Значение трудового воспитания дошкольников. Своеобразие труда в дошкольном возрасте. Задачи формирования компонентов трудовой деятельности. Задачи воспитания нравственных качеств в труде.
Значение, задачи эстетического воспитания и художественной деятельности. Основные средства эстетического воспитания. Виды художественной деятельности.
Занятия - как одна из форм организации учебно-познавательной деятельности. Значение, виды, структура занятий. Новые подходы к организации занятий.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: стимулирования и мотивации, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Принципы организации учебно-познавательной деятельности. Роль обучения в познавательном развитии дошкольников, своеобразие обучения в дошкольном возрасте. Новые подходы к организации обучения.
Необходимость, значение, задачи умственного воспитания дошкольников.
Дидактические игры, их значение, своеобразие, виды.
Театрализованные игры, их своеобразие, значение, виды. Условия и методика ор­ганизации театрализованных игр.
Игры со строительным материалом и конструктором, их своеобразие и значение. Условия и методика организации игр со строительным материалом и конструктором.
Своеобразие, значение сюжетно - ролевых игр. Разные подходы к руководству сюжетно - ролевыми играми. Раскрыть один из подходов.
Игрушка. История возникновения и создания, значение, требования, виды.
Игра - основной вид самостоятельной деятельности дошкольников. Происхождение игры, её социальный характер. Игра как средство развития и воспитания детей, самоценная деятельность дошкольника.
Понятие «здоровый ребенок». Значение, задачи и условия воспитания здорового ребенка.
Особенности периода раннего детства. Обоснование необходимости воспитания детей с первых лет жизни.
История создания и совершенствования программ дошкольного образования. Вариативность, виды программ.
История развития общественного дошкольного воспитания в РК.
Педагогика - как наука о воспитании человека. Возникновение и развитие педагогики на разных этапах за рубежом и в России. Структура педагогической науки, связь с другими науками.
Роль воспитателя в жизни детей дошкольного возраста. Особенности профессии воспитателя, влияние на формирование личности дошкольника. Требования к педагогу дошкольного учреждения.
Дети дошкольного возраста, их особенности. Самоценность дошкольного периода детства.
Конвенция прав ребенка. Соблюдение прав ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи одно из условий развития его индивидуальности.

1. Понятие, значение преемственности в работе детского учреждения и школы. Показатели готовности ребенка к школьному периоду жизни. Формы связи дошкольного учреждения и школы.

Преемственность – это содержательная, двухсторонняя связь, которая предполагает направленность воспитательно-образовательной работы детского сада с учетом требований школы и, с другой стороны, опору школы на достигнутый уровень развития детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.

Формы работы с родителями

I. Формы индивидуальной работы с родителями:

беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.

1. Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.

Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребенок провел вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждет детей сегодня: экскурсия в парк, музыкальное занятие и т. д.

Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание; например, рассказывает родителям о том, что их сын хорошо дежурил, что ему дано задание ознакомиться с улицей, на которой он живет, и в этом ему следует помочь. Не надо жаловаться родителям на ребенка, так как реакция их может оказаться педагогически несостоятельной. Частые жалобы лишь свидетельствуют о педагогическом бессилии воспитателя.

Во время вечерней беседы с родителями могут быть высказаны также замечания, касающиеся внешнего вида дошкольника (неподстриженные волосы, тесная обувь и др.); делать это надо в тактичной форме, обосновывая свои советы заботой о малыше.

Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон.

2. Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Например: воспитатель, убедившись в том, что причиной капризов ребенка является неправильное воспитание в семье, приглашает мать или отца на консультацию с целью разъяснить им причины капризов и пути их преодоления.

Консультации для родителей проводят воспитатель, врач, заведующий учреждением, логопед, юрист. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы.

Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю, и родителям. Положительный результат консультации зависит от знания педагогом системы воспитания ребенка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечении некоторого времени после проведенной консультации он интересуется тем, как родители используют полученные знания в воспитании своих детей.

3. Посещение семьи воспитателем — один из действенных путей изучения семьи воспитанника, установления тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель — увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. От воспитателя требуются тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. Вот почему важно готовиться к каждому посещению семьи: ставить перед собой ясную цель, продумать вопросы, на которые педагог хотел бы получить ответ, предложения и советы, которые будут высказаны родителям. Особенно ответственным является первое посещение. От того, как оно пройдет, во многом зависит установление взаимопонимания, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей. Необходимо до посещения семьи уточнить сведения, характеризующие ее состав, профессии родителей, место их работы, расстояние от дома до детского учреждения и места работы. Посещение семья будет более эффективным, если воспитатель перед этим составит для себя характеристику уровня развития и воспитанности ребенка, выделив в ней моменты, требующие выяснения и обсуждения с родителями. Например: если ребенок пяти лет в детском саду проявляет недостаточную самостоятельность, плохо владеет навыками самообслуживания, воспитатель во время посещения семьи будет выяснять следующие вопросы: что ребенок делает дома сам? Какие поручения и обязанности выполняет? Советы и предложения педагога будут вытекать из хода беседы в семье. Первое посещение должно дать воспитателю достаточно полное общее представление об укладе жизни семьи, семенном «климате-», системе воспитания ребенка.

Последующие посещения позволяют педагогу обстоятельней разобраться в конкретных вопросах воспитания ребенка, например: организация и руководство его игровой деятельностью дома, трудовое воспитание и т. д. Как правило, он договаривается с родителями о времени своего прихода, что создает более непринужденную обстановку во время пребывания его в семье.

Результаты посещения семей целесообразно фиксировать в специальной тетради или дневнике-учете.

4. Отдельные родители или другие члены семьи приглашаются в дошкольное учреждение для того, чтобы более убедительно, наглядно показать им некоторые особенности поведения их ребенка и пути педагогического воздействия на него. Например, Колю дома считают неспособным к самообслуживанию, его излишне опекают, за него все делают. Наблюдая сына в группе, родители видят, как он выполняет обязанности дежурного, самостоятельно одевается на прогулку. Убедившись в возможностях своего ребенка, они дома продолжают воспитывать у него самостоятельность.

В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные и профессиональные костюмы для кукол, починить игрушку, построить на участке домик для игры, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения.

Формирование у дошкольников эмоционального отношения к явлениям общественной жизни. Содержание и методы патриотического воспитания.

Патриотизм – это важнейшее нравственное качество гражданина любой страны.

Патриотизм – это нравственная сила, которая определяет поведение людей, является источником их героизма, мужества, благородства. Патриотизм отличает его действенный характер: единство чувства любви к Родине и желание защищать ее от врагов. Патриотизм интернационалистичен.

Патриотизм формируется под влиянием образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, в детском саду, в школе, в трудовом коллективе. Чувство любви к Родине, к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления представлений об общественной жизни, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Чувство патриотизма – это любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития патриотических чувств, т.к. впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека. Сказки, пословицы, поговорки, загадки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Он направляет и регулирует восприятие окружающего мира. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать о том, что их интересует. Важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывал.

Т.о., целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства и формирует убеждения ребенка.

Содержание и методы работы при воспитании патриотических чувств.

Воспитание любви к маме, родным и близким. Малыш впервые открывает родину в семье. Это ближайшее окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Мама – это самый дорогой человек у ребенка. К ней он обращается и с радостью, и с горем. Каждый ребенок любит свою маму, она самая красивая и умная.

Воспитание любви к детскому саду. Этому способствует организация жизни в детском саду: интересная деятельность, участие в общих праздниках, общение с товарищами, заботливое отношение воспитателя к детям. Надо создать в детском саду такие условия, чтобы ребенок чувствовал комфорт и уют, чтобы ему нравилось ходить в детский сад.

Воспитание любви к труду людей. При ознакомлении детей с трудом взрослых, важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Воспитатель обращает внимание на сложный и коллективный характер труда. надо учить детей беречь труд и результаты труда определенных людей, воспитывать у детей бережное отношение к своим вещам, игрушкам, книгам и т.д.

Расширению представлений о труде, углублению чувств уважения и любви способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые отражают деятельность людей разных профессий. Дети читают различные произведения о труде. У старших дошкольников формируем знания о социальной значимости труда взрослых, о высоких моральных качествах трудящихся. Это становится основой формирования чувства уважения к старшим, которое проявляется в почтительном, вежливом отношении детей к старшим, в умении и готовности прийти на помощь, проявить внимание и заботу, в бережном отношении к труду взрослых.

Воспитание любви к природе.

Воспитание любви к своему городу (поселку, республике, Москве, России). Родина для маленького ребенка начинается с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой он живет и где расположен его детский сад в младшей группе начинается проявления любви к своим родным местам. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – это частица Родины. Знакомя детей с родным городом, нужно обращать внимание на достопримечательности, памятники, музеи. При знакомстве детей с РК, мы знакомим их со столицей республики, рассматриваем национальный флаг, костюмы, знакомим с коми-орнаментом. Дети должны знать, чем знаменит их родной край, каким трудом были заняты люди раньше.

Детей старшего возраста знакомят со столицей Родины – Москвой. У детей воспитываем любовь к России. Ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разной национальности, у каждого народа свои традиции, песни, архитектура. Т.о. любовь к Родине должна стать для детей глубоким чувством. Он должен стремится не только побольше узнать о ней, но и хотеть впоследствии трудится на ее благо.

Воспитание толерантности

ВЫВОД: целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства и формирует убеждения ребенка, кроме перечисленных выше средств, особую важность приобретает пример взрослых, родителей, воспитание толерантного отношения не только к людям разных национальностей, но и друг к другу.

Младшая группа.

Больше внимания уделяем формированию у детей навыков выполнения ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формируем качества личности: чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность. Приемы непосредственное общение с воспитателем, инсценировки несложных сюжетов с игрушками, дидактические и подвижные игры (условия ставим – не создавать шум), игры-занятия, игры-упражнения, основанные на приобретенном опыте закрепления правил этикета, напоминание в игровой форме. Тематика: мы моем свои расчески, наши мамы, наши хорошие поступки, кукла Таня простудилась.

Средняя группа.

Нравственно направленные занятия. Тематика: чем можно порадовать маму, у нас в гостях бабушка, не забывай о товарищах. Наглядный показ образцов культуры поведения в различных ситуациях.

Старшая группа.

Этические беседы, художественная литература, вопросы, яркие эмоции, оценки. Тематика: моя мама, моя семья, мой детский сад, мои товарищи, наши добрые дела, будь вежлив, будь аккуратен, я дома, доставляй людям радость добрыми делами. Вводится панорама добрых дел.

Подготовительная группа.

Коллективное чтение с последующим пересказом, индивидуальные беседы, игры-инсценировки и игры-упражнения. Воспитатель должен вести записи наблюдений за поступками детей. Игровые приемы утрачивают свою силу. Тематика: «Мой день дома», «Что мы видели в доме быта?», «Ваши добрые поступки», «Добрые поступки Вани».

ВЫВОД: Т.О. в дошкольном возрасте волевые процессы и навыки культуры поведения только начинают развиваться. Воспитатель в этой работе будет испытывать определенные трудности, связанные с особенностями детей, но ежедневная целенаправленная работа, которая включает в себя:

Ø знакомство детей с четкими и доступными правилами поведения.

Ø соблюдение режима дня, который поддерживает спокойное уравновешенное состояние, своевременную смену деятельности, отдых, предупреждает утомление, формирует определенные стереотипы, привычку поведения.

Ø разумную организацию развивающей среды.

Ø создание интересной и содержательной жизни детей в детском саду.

Ø беседы, экскурсии

Ø связь с родителями т.п.

будут способствовать формированию у детей основ волевого поведения и основ культуры поведения и в целом нравственного воспитания дошкольников.

Т.о. мы постепенно вводим детей в мир человеческих взаимоотношений. При этом знакомим их с правилами добрых отношений и постепенно формируем качества личности, которые будут благоприятствовать общению со сверстниками (организованность, доброжелательность, уступчивость, отзывчивость и щедрость).

В каких случаях потребность общения между сверстниками не удовлетворяется?

1. Ребенок не находит предпочитаемого сверстника.

2. Может быть его предложения сверстники отвергают.

3. Может быть сразу несколько детей претендуют на какое–то занятие или роль ведущего.

Эти причины ведут с эмоциональному дискомфорту. Для их снятия необходимо, чтобы ребенок видел сверстника, чем он занят в этот момент, понимал эмоциональное состояние сверстника. Детей нужно знакомить с нормативными способами разрешения конфликта:

1. Установление очередности пользования или выполнения привлекательных или непривлекательны обязанностей. Если установление очередности невозможно, то нужно бросить жребий.

2. Деление поровну привлекательных предметов или обязанностей.

3. Учить детей подчинятся решениям или пожеланиям большинства.

Задачи СНВ

- Воспитание нравственных чувств у детей.

Нравственные чувства – это очень сложная сфера мира человека. Мы «притрагиваемся» к душе ребенка, а душа – это очень тонкий инструмент, наше прикосновение должно быть очень щепетильным и аккуратным, тактичным. Дети очень эмоциональны, их чувства неустойчивы, изменчивы. Сначала ребенок проявляет свои чувства только по отношению к самым близким людям. Постепенно круг этих людей расширяется.

Проводя работу по НВ нужно иметь ввиду не только содержательную формулу, но и заботится о воспитании отношения ребенка ко всему, что он узнает или делает. Это отношение во многом задается взрослым.

- Воспитание нравственных представлений

Область нравственных представлений достаточно сложна. Учитывая малый опыт детей им сложно объяснить многие простые понятия, но для формирования нравственного поведения должна быть заложена основа представления, следовательно, педагог должен очень тщательно отбирать познавательный материал, должен продумать как достойно преподнести его детей. Мы должны уметь использовать примеры из жизни, из опыта самих детей, из художественной литературы. Говорить с детьми надо на понятном им языке. Эта работа требует такта от взрослого.

- Воспитание навыков и привычек нравственного поведения

Дети должны видеть образец нравственного поведения взрослых людей. Можно организовать специальные, непродолжительные наблюдения за поведением людей и их отношениями, а также на занятиях, в повседневной жизни проигрывать разнообразные жизненные ситуации, где дети приобретают нравственные умения. Необходимо наблюдать за детьми, их действиями, поступками, предугадывать нежелательные действия, оценивать их («+» - прилюдно, «-» - наедине) и т.о., подводить детей к самооценке.

ВЫВОД:Т.о. дошкольный возраст является наиболее значимым для воспитания основ нравственного поведения, нравственного развития. Нравственное воспитание ребенка будет тогда приносить плоды, когда взрослый умело будет проводить планомерную работу, используя следующие средства: чтение художественной литературы, примеры из жизни взрослых и самих детей; пример нравственного поведения, тесная связь с родителями.

8. Виды, формы и методика организации труда в дошкольном учреждении.

Выделяют 4 вида труда:

{ Хозяйственно-бытовой

Направлен на поддержание порядка в группе и на участке (вытирание пыли, мытье игрушек, уборка в шкафчиках и т.п.)

Значение:

- дети знакомятся с предметным миром, который используется в этом труде и с предметами, с помощью которых они делают уборку;

- воспитывается аккуратность, стремление к чистоте и порядку;

- дети помогают воспитателю, няне, дворнику и другим взрослым;

- осваивают способы поддержания порядка;

- воспитывается самостоятельность

{ Труд в природе

Æ Работа в уголке природы

Æ Работа в цветнике, на огороде

Значение:

- дети получают много новых знаний о растениях, животных, уходе за ними, питании;

- развивается наблюдательность;

- дети овладевают способами ухода;

- формируется бережное доброе отношение к животным и растениям;

- формируется осознание необходимости ухода за живыми существами

{ Ручной труд

(практикуется со средней группы)

Æ Работа с бумагой и картоном

Æ Работа с бросовым материалом

Æ Работа с природным материалом

Æ Работа с тканью

Значение:

- приносит конкретную пользу: дети мастерят что-то для своих игр, участвуют в украшении интерьера, делают подарки;

- дети знакомятся с различными видами материала, их свойствами, качествами, осваивают способы обработки материала;

- формирует у детей аккуратность, осторожность, развивает мелкую моторику, воспитывает эстетические чувства, дает навыки, полезные в жизни.

{ Самообслуживание

Связан с формированием гигиенических навыков и в дошкольном возрасте выделяется как самостоятельный вид труда, т.к. дети только начинают приобретать эти навыки.

Значение:

- дети усваивают способы ухода за своими вещами, за собой. Это делает детей независимыми от других, воспитывает аккуратность, опрятность, потребность в чистоте.

Трудовые поручения

Поручать можно только то, чему ребенок научился (учиться в совместном труде). В организации поручений роль воспитателя продолжает оставаться существенной: воспитатель ставит цель, мотивирует, помогает планировать, подготовить все, дает оценку. Работу ребенок использует сам.

Поручения бывают нескольких видов (классификация по Шатовой):

% по форме организации:

- индивидуальные

- подгрупповые

- общие

% по продолжительности:

- кратковременные

- длительные

- постоянные

- длительные

% по содержанию:

- соответствуют видам труда

Через каждое поручение каждый ребенок должен пройти неоднократно. Необходимо детей учить отчитываться о проделанной работе. Форма оценки – благодарность.

Обязанности

Это работа, которая необходима для жизни группы. Они ценны тем, что сам ребенок ставит цель. Мы формируем у него ответственность.

К обязанностям относятся:

- длительные поручения

- домашние задания (опыты, прогулки с родителями и т.д.)

- дежурство – направлено на обслуживание других детей, учат трудиться на общественную пользу, воспитывается ответственность. Традиционно в работе детей выделяются 3 вида дежурств: 1. Дежурство по столовой (со средней группы); 2. Дежурство по подготовке к занятию (со второй половины средней группы); 3. Дежурство по уголку природы (со старшей группы).

Организация дежурств

Каждый новый вид дежурства начинается со специальной беседы, в процессе которой закрепляются обязанности дежурных, проигрывается весь ход работы, дети знакомятся с уголком дежурных.

Обязанности дежурных усложняются постепенно: со средней группы – накрывают на стол; старшая группа – накрывают и убирают; подготовительная группа – разносят 2-3 блюда.

До начала дежурств через поручения обучают всем способам работы. Дежурных нужно назначать вечером накануне. Дети самостоятельно кладут свои карточки в кармашки. Перед этим дается анализ предыдущим дежурным. Необходимо соблюдать гигиенические требования к организации дежурств:

· чистые руки

· правильно брать предметы и приборы

· использование косынок, колпаков, фартуков

Дежурные должны участвовать в утренней гимнастике, должны отчитываться за выполненную работу. Воспитатель обязательно благодарит дежурных.

Руководство трудом детей.

Постановка цели в труде

Цель перед детьми нужно ставить разнообразно, цель помогут поставить разнообразные взрослые (воспитатели, няни, старший воспитатель), игрушки, персонаж, дети другой группы, сами дети.

Цель всегда связана с мотивом. Мотив может быть разнообразным:

Ø Интерес к процессу труда

Ø Интерес к материалу

Ø Интерес к совместной работе со взрослым

Ø Интерес к работе со сверстниками

Ø Игровые мотивы (помочь персонажу)

Ø Позаботиться о ком-то (социальный)

Ø Познавательный мотив

Очень важно, чтобы мотив соответствовал содержанию труда. Должно быть сочетание личностных и общественных мотивов (если что-то делается в 1й раз, то это делается для самого ребенка). Мотив должен быть оправдан, он должен поддерживаться на протяжении процесса труда.

2. Обучение детей планированию

Планирование – это предварительное продумывание хода труда.

Планируется подготовка (что понадобиться, сколько, как это лучше разместить) и процесс исполнения (с чего начнем, что сделаем потом, чем закончим) и результат.

В практике чаще планируется только процесс исполнения.

Способы планирования

à по образцу воспитателя в совместном труде;

à по картинкам;

à по вопросам;

à с помощью пальчиков (по Крыловой);

à в виде рассказа ребенка;

à коллективный (в общем или совместном труде).

Действия

Они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к данному виду труда. В процессе выполнения деятельности дети часто попадают в конфликтные ситуации. В конфликте, как правило, виноваты обе стороны, поэтому необходимо рассматривать виновность каждого.

Воспитатель должен помочь детям доброжелательно выйти из конфликта.

Н. К. Крупская

Особое внимание уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыка общественника-коллективиста. Она требовала, чтобы дети с юных лет проникались уважением к физическому труду. Тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Большую роль отводила производственному труду и указывала, что в работу мастерских не следует допускать ремеслиничество; учащихся 10х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов.

Это длительный процесс, начинающийся с раннего и дошкольного возраста и продолжающийся всю жизнь, он накладывает отпечаток на качество развития человека.

Трудовое воспитание направлено на освоение социального опыта всех предшествующих поколений, который включает ЗУНы и нравственные аспекты. Трудовая деятельность - специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей.

В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.

Она имеет определенную структуру:

1. мотив (для чего?)

2. цель (что делать?)

3. планирование деятельности (предмет)

4. организация деятельности (средства)

5. ход работы (исполнение)

В процессе выполнения работы и по достижению результата, включаем оценку и контроль.

Трудовая деятельность оказывает определенное влияние на нравственную социализацию личности, на социальное развитие дошкольника, его отношение к труду, обуславливается уровнем сформированности трудовой деятельности. Чем выше уровень трудовой деятельности, тем выше уровень отношения к труду. От уровня трудовой деятельности зависит и желание трудится.

Выделяется такое понятие как «трудовая активность» (Логинова В.И.) и рассматривается как качественная характеристика трудовой деятельности.

Трудовая активность предполагает способность человека самостоятельно поставить общественно-значимые цели, самостоятельно действовать и достичь качественного результата. Иначе говоря, это собственное побуждение, стремление трудиться в силу понимания необходимости и значимости труда.

Формирование трудовой активности у человека происходит по мере усвоения социального опыта трудовой деятельности.

Общие задачи

Методы организации учебно-познавательной деятельности: стимулирования и мотивации, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Общедидактические методы по Лернеру:

информационно – рецептивный,

репродуктивный

эвристический (частично-поисковый,

исследовательский

Методы организации УПД

Æ Словесные – широко применяются в сочетании с наглядными и практическими методами, т.к. велика роль слова в воспитании и обучении детей.

* Беседа – один из сложных методов и приемов, представляет собой диалог воспитателя и детей в процессе живого общения. Цель диалога – закрепление и систематизация знаний у детей. Чаще используется после экскурсий, чтения, показа и т.д. Может быть познавательная, этическая (о животных, труде, об окружающем мире, о дружбе)

Значение:

1. Вызывает в памяти образные знания, полученные ранее, учит вдумываться в вопросы, искать правильные ответы, учит внимательно слушать всех участников беседы

2. В младшей и средней группе используется как прием обучения

3. В старшей группе может быть методом обучения.

Успех беседы зависит от сформулированных вопросов и это самое сложное.

Кроме того, в процесс беседы включается показ предметов, картин, игровые и практические задания.

Условно беседа состоит из 3-х частей:

- начало (Цель: заинтересовать, организовать внимание детей. Используется художественное слово, сюрпризный момент);

- основная часть (Основное содержание);

- заключительная (Подводится итог, делаем вывод, обобщение).

* Рассказ воспитателя – образное, живое изложение каких-то фактов, которые нельзя увидеть, о которых трудно прочитать.

В процессе рассказывания происходит живое общение рассказчика с детьми. Он рассказывает, передает свои впечатлений и свое отношение. Дети любят рассказы воспитателя больше, чем чтение.

Требования:

1. Логическая последовательность

2. Завершенность

3. Эмоциональность

4. Должен быть образцом литературной речи

Воспитатель может рассказывать о том, что он видел по пути в детский сад, где побывал, о своем детстве, про своих детей, об общественных событиях и т.д.

* Чтение художественной литературы – один из эмоциональных методов и приемов, многое дает для развития речи детей.

Требования:

1. Правильный отбор литературы для чтения детям (произведения должны быть высокохудожественными, воспитательно-направленными)

2. Побор иллюстраций

3. Выразительное чтение, работа над непонятными и новыми словами. Беседа после чтения, работа по содержанию.

* Использование проблемных вопросов и ситуаций – в них дети становятся в условия поиска ответа, решения.

Æ Наглядные

Значение:

Очень важны, учитывая особенность дошкольников – наглядно-образное мышление, конкретность мышления, маленький опыт детей. Наглядные методы позволяют сделать процесс обучения более интересным и доступным.

* Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений. Ушинский К. Д. писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно, прежде всего, развивать их способность к наблюдению». Могут быть длительными и кратковременными, проводиться на занятиях и в повседневной жизни.

Требования:

1. До начала наблюдения должна быть четко сформулирована цель

2. Должно быть объективным, т.е. вестись без предубеждений, ожидаемых результатов

3. Должно быть полным

4. Надо проводить так, чтобы испытуемый об этом не знал

5. Исследователь должен владеть техникой достаточно быстрой записи наблюдаемых фактов

* Показ игрушек, предметов (обувь, мебель овощи)

Требования:

1. Подбор предметов по величине, цвету и количеству

2. Продумать место для показа предметов и игрушек (фон и уровень восприятия)

3. Сопровождать показ ясным, точным словом воспитателя

4. Включение для восприятия разных анализаторов

5. Включать самих детей в активную деятельность с предметами и игрушками

* Демонстрация и рассматривание картин и иллюстраций – для детского сада специально созданы серии картин: времена года (Веретенникова); домашние и

Наши рекомендации