Семинар. Вопрос 3. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера.

Немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854—1932) пос­ле окончания Мюнхенского университета был учителем в реальном училище и гимназии, получил звание профессо­ра. В своих педагогических исследованиях он дал научное обоснование идеям трудовой школы и гражданского воспи­тания. В эпоху «автоматизированного разделения труда» каж­дый человек должен иметь профессиональное образование, считал Кершенштейнер, поэтому задачами школы должны стать трудовое воспитание и обучение, профессиональная подготовка.

Педагог исходил из того, что дети состоятельных родите­лей получают нужное государству воспитание и дома, и в сред­них учебных заведениях, находясь там до 18 лет, а дети тру­дящихся покидают народные школы в возрасте 13—14 лет, когда у них еще не сформировался характер. В связи с этим он пред­ложил создавать обязательные дополнительные школы, пред­назначенные для работающих подростков. Такие учебные за­ведения, по мысли Г. Кершенштейнера, должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой приспо­сабливалось изучение всех предметов, они должны были обес­печить профессионально-техническое обучение и выработать у молодежи навыки выполнения гражданских обязанностей. Трудовая школа — это образовательное учреждение для де­тей народа, которые, по мнению педагога, в большинстве сво­ем обладают образным мышлением, поэтому для них более интересен ручной труд. В трудовой школе предполагались различные формы практической деятельности в строгой си­стеме и последовательности.

Г. Кершенштейнер придавал большое значение обстанов­ке вне школы, деятельности различных молодежных органи­заций. Реализуя свои идеи на практике, педагог перестроил учебные планы народных школ Мюнхена (в них большое место отводилось математике, естествознанию и рисованию), способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий. Идеи Г. Кершенштейнера разделял В.А. Лай, который много писал о трудовой школе — школе действия.

Течение нового воспитания объединило многих педагогов, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения, сыграло пози­тивную роль в развитии педагогической теории и практики образования в XX в. Представителями нового воспитания были А. Ферьер, О. Декроли, Д. Дьюи, Р. Кузине и другие педагоги.

Согласно концепции нового воспитания школа должна быть интернатного типа, в которой создана воспитываю­щая среда, обеспечивающая физическое, умственное и нрав­ственное развитие детей. Такая школа подготовит их к ши­роко трактуемой практической деятельности. Приоритетным считалось физическое развитие детей как предпосылка рас­крытия их интеллектуальных сил и способностей, поэтому школы нового типа предлагалось создавать в сельской мест­ности. В жизни воспитанников важное место отводилось занятиям физическим трудом, спортом, играми, дальними экскурсиями. В обучении теоретики нового воспитания от­давали предпочтение умственному развитию и отрицатель­но относились к книжной образованности, полагая, что в школе учащимися должна усваиваться система логически связанных знаний, имеющих выход на практику. Привер­женцы нового воспитания выдвинули принцип концентра­ции учебных предметов, согласно которому одновременно должно изучаться ограниченное число предметов, монотон­ность и однообразие в учебной работе преодолеваются пу­тем использования разнообразных методов и приемов обуче­ния, стимулирующих активность учащихся.

В конце XIX — начале XX в. в некоторых странах мира, в том числе и в России, открылся ряд «новых школ» (школа Е.С. Левицкой в Царском Селе, 1900). В это же время были сформулированы принципы жизнедеятельности этих учеб­ных заведений: совместное воспитание мальчиков и девочек, интернатный характер школы, объединение детей в неболь­шие группы (10—12 человек), широкое использование в пе­дагогических целях физического труда, спорта, экскурсий, построение учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сочетание в обучении кол­лективных и индивидуальных форм работы, детское само­управление и т.д. Все «новые школы» были частными учеб­ными заведениями среднего образования и предназначались для детей из состоятельных семей.


Наши рекомендации