Семинар. Вопрос 1. пед. учение Я.А.Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670).

Я. А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое несомненно принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности задатков каждой личности.

Считая, что детям присуща склонность к труду, чешский педагог усматривал цель воспитания в удовлетворении этого влечения. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (т. п. естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая — автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая — автопраксия (практическое осуществление); третья — автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая — автолексия (умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда).

Формулируя правила учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить простое и основательное обучение, отвергает вербализм, предлагает идти в преподавании от реального. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделяет вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая дидактика" и "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой выдающегося чешского педагога. Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию — пансофии. Пансофия, в понимании Я.А. Коменского, — это отражение в сознании человека всего реально существую­щего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.

В своей утопии "Лабиринт света и рай сердца" (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Я. А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду.

Я. А. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний, подавления детей в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на "поприще труда". Школа виделась Коменскому как заведение непрестанных умственных усилий учащихся, соревнования умов и дарований, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал ученый, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

Я. А. Коменский поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьного дела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе. Жизнестойкость, современность педагогических идей Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолевать косность, догматизм в воспитании, развивать духовные силы ребенка.

Находясь в условиях той эпохи, будучи человеком глубоко религиозным, он раскрывал цель воспитания в довольно компро­миссной форме: каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в сво­ем земном существовании он должен быть разумным создани­ем. Он должен, утверждал Я.А. Коменский в четвертой главе «Великой дидактики», все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и по­нять, что находится в мире... Чтобы ... ничто не было неиз­вестным в какой-либо как малой, так и в большой вещи... Истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3) чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей. Можно выразить все эти требования тремя хорошо известными словами: I. Научное образование. II. Добродетель или нравственность. III.Религиозность, или благочестие». Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я.А. Коменский конкретизировал свою основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педа­гогической концепции и философское, и сугубо практичес­кое значение. Из этих положений Я.А. Коменского вытекало и его кон­кретное требование, чтобы во всяком благоустроенном об­ществе создавались и функционировали школы как воспи­тательно-образовательные учреждения для совместного вос­питания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в исто­рии образования предложил и стройную систему школ, аргу­ментируя ее разработанной им же самим возрастной перио­дизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рож­дения до 6 лет должна быть материнская школа — воспита­ние в семье под руководством матери. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в разви­тии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Я.А. Коменским уже в одном из его ранних педагогических сочинений — «Материнская шко­ла», благодаря которому он с полным основанием рассматри­вается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.

За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. Эта школа должна была, пользуясь род­ным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Я.А. Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой.

Эта школа должна была сообщать учащимся ши­рокий круг реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различ­ными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное вос­питание на основе чтения текстов Священного писания, пере­веденных на родной язык. Для каждого из шести лет обуче­ния в школе родного языка Я.А. Коменский предполагал написать особый учебник.

Третья ступень школьного образования, по Я.А. Комен­скому, гимназия или латинская школа, должна была откры­ваться в каждом городе, будучи предназначенной для юно­шей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. На первый взгляд латинская школа Я.А. Коменского похожа на традиционную латинскую школу, существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изу­чение традиционных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд прин­ципиальных новшеств, которые сближают эту школу с об­щеобразовательной школой нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводи­лось изучению реальных предметов — математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигу­рировали история, этика, предусматривалось изучение но­ны х языков. Лишь потом должны были изучаться риторика и диалектика. Имен­но для этого типа школы, Я.А. Коменский разработал целостную систему учебников— «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра».

Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18—24 лет, проявивших осо­бые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Я.А. Коменского, должны были открываться в каж­дом государстве или крупной провинции. И на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Я.А. Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.

Таким образом, Я.А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству, начиная с раннего детства, дости­гать высот научного образования. Вместе с этим он разработал оригинальную дидактичес­кую систему, получившую позднее название классно-уроч­ной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение со­держания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения.

При предлагавшейся Я.А. Коменским системе организации процесса обучения детей одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя уча­щиеся должны были одновременно продвигаться вперед к еди­ной для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго опре­деленным началом и концом, определенная продолжительность учебного дня — от четырех уроков в школе родного языка до шести уроков в день в латинской школе. Все это поразительно напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира, сохранявшуюся на протяжении трех с лишним сто­летий. Предпринимаемые в XX столетии попытки перестро­ить все школьное дело, организацию и методы образователь­ной работы пока что ощутимых преимуществ не показали.

Я.А. Коменский был глубоко убежден в том, что и облас­ти обучения и воспитания в целом действуют законы, об­щие для природы, и методы школьной работы должны на эти законы опираться, т.е. они должны быть природосообразными. Метод обучения, предлагавшийся Я.А. Коменским, был достаточно прост и в целом характеризовался рядом при­знаков, которые сам великий педагог изложил в ряде пра­вил и основоположений, раскрытых в многочисленных его сочинениях, прежде всего в «Великой дидактике». В общем же требования к организации обучения, сформулированные Я.А. Коменским, могут быть сведены к следующим: посколь­ку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их словам, обучение нужно начинать с наблюдения над эти­ми вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Это положение Я.А. Коменский резюмировал в своем «зо­лотом правиле» в главе XX «Великой дидактики»: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вку­су — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чув­ствами...»

Я.А. Коменский постоянно говорил о необходимости оз­накомления детей с реальными вещами, но он прекрасно понимал, что это возможно далеко не всегда. Поэтому он рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства —- картины, макеты, модели и т.п. Придавая особое значение непосредственному ознакомлению детей с изучаемыми вещами и явлениями, Я.А. Ко­менский уделял особое внимание раскрытию причинных взаимосвязей между явлениями внешнего мира, приучению учащихся к их обнаружению и анализу.

Метод обучения, пропагандировавшийся Я.А. Коменским, характеризовался стремлением сделать весь педагогический процесс разумно организованным и Целенаправленным: со­держание, расположение и изучение учебного материала долж­ны быть последовательными, переходящими от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распростра­ненному. Если содержание и методы обучения будут отвечать дет­ским возможностям, т.е. будут им доступными, то и весь учеб­ный труд будет восприниматься детьми радостно, с искрен­ним удовольствием. Только учитывая все это, побуждая детей к накоплению личного опыта в процессе активной деятельности, и можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где фор­мируется человеческая личность. Главный педагогический труд Я.А. Коменского назван «Великая дидактика». В своих многочисленных трудах Я.А. Коменский посто­янно обращался к причинам пороков человеческого обще­ства и путям их устранения, главным из которых он считал правильно организованное воспитание. Я.А. Коменский считал необходимым воспитание у детей, в их созна­нии и поведении таких общечеловеческих добродетелей, как мудрость, умеренность, мужество, справедливость, чест­ность, выносливость в труде и т.п. Все эти качества лич­ности должны развиваться у каждого ребенка с раннего возраста путем наставлений, подкрепляемых конкретными делами и поступками.

В процессе воспитания Я.А. Коменский решающую, мо­жет быть, роль отводил примеру самого учителя, а также при­мерам, заимствованным из истории и литературы.

В школьной работе Я.А. Коменский огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем. Я.А. Коменский в противоположность существующей прак­тике полагал, что подлинная дисциплина должна быть созна­тельным соблюдением учащимися школьных законов, норм человеческого общежития, своего долга.

Развивая свои ранние идеи о воспитании, Я.А. Коменский в «Пампедии» высказал весьма продуктивную мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Если в «Вели­кой дидактике» он говорил о четырех школах — материнской, родного языка, гимназии и академии, то в «Пампедии» у него речь идет о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь. В этих высказываниях великого педагога-мыслителя в зародыше содержится ведущая идея современной концеп­ции непрерывного образования.
3 семинар. Вопрос 2. Д.Локк и его "Мысли о воспитании"

Д. Локк (1632 —1704) — английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. В педагогической концепции Д. Локка нашли отражение его социально-политические и философские воззрения, а так­же немалый педагогический опыт, накопленный им в качест­ве преподавателя и домашнего воспитателя. Необходимость теоретического обоснования возникнове­ния знаний, идей из мира чувств была поставлена всем ходом развития науки и общественной мысли. Эта настоятельная задача решалась в фундаментальном труде Д. Локка «Опыт о человеческом разумении» (1690). Критика Д. Локком учения о врожденных идеях и разра­ботанная в связи с этим концепция опытного происхождения человеческого знания составляют краеугольный камень как его теории познания, так и системы педагогических идей. Идеи не врождены, в том числе идея Бога и нравственные правила, они не рождаются вместе с человеком. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка подобен «чисто­му листу». Во внутренней структуре человеческого опыта Д. Локк выделял два источника знаний, идей: первый — ма­териальные объекты ощущений и обусловленные ими идеи чувственных качеств и представлений, с которыми связаны простые первичные идеи. Они составляют содержание так называемого «внешнего опыта»; второй источник знаний оп­ределяет идеи так называемого «внутреннего опыта». С «внут­ренним опытом», или «рефлексией», связан акт мышления. В итоге происходит процесс комбинирования простых идей внешнего опыта, их обобщение, абстрагирование.

Следует заметить, что Д. Локк один из первых педаго­гов-мыслителей, поставивший вопрос о пределах возмож­ностей воспитания, которые ограничены как индивидуаль­ными возможностями, так и условиями жизни индивида. Концепция воспитания и образования изложена Д. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится как бы программа воспитания джентльмена, делового челове­ка нового общества. Отдавая некоторую дань традициям свет­ского воспитания — обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого «для деловых за­нятий в реальном мире».

Творчество философа и педагога Джона Локка (1632 — 1704) составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его общефилософских воззрений, на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях.

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

В отличие от картезианства, отправная формула которого "я мыслю — следовательно, существую" означала критику чувственного опыта как-критерия познания, Локк утверждал, что человеческое знание является прежде всего следствием внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской" (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию

Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом назывались определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключения делались лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).

В набор дисциплин и занятий полноценного воспитания и обучения Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения — "хорошие манеры и знание света".

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. "Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет, — благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми".

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразностисоциальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, | Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — "для деловых занятий в реальном мире". Но f он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обу-I чение, по Локку, — это процесс формирования общественных и | нравственных устоев личности.

В "Мыслях о воспитании" (1693) содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания - обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Локк настаивал на практической направленности обучения необходимого "для деловых занятий в реальном мире". Для совершенствования разума Джон Локк считал необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы. Рекомендуемый им круг чтения содержится в его "Мыслях о том, что читать и изучать джентльмену" (1703) которые являются как бы библиографическим дополнением к "Мыслям о воспитании". Сюда он включил кички по истории, географии, логике. морали и философии, искусству управления (политике), искусству правильного письма II речи и т.д. "Мысли о воспитании" открываются разделом о физическом развитии и воспитании ребёнка, и лишь после этого рассматривается умственное и нравственное. Локк считал, что физ. Труд - различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ - снимает усталость от учебных занятий, укрепляет здоровье.


Наши рекомендации