Распределение нагрузки между специалистами

Время Учитель- дефектолог Учитель- логопед Педагог- психолог Воспитатель
9.00—9.30 Подгрупповые занятия (подгруппа А) Индивидуальные занятия   Подгрупповые занятия (подгруппа Б)
9.30—10.00 Подгрупповые занятия (подгруппа Б) Индивидуальные занятия   Подгрупповые занятия (подгруппа А)
10.00—13.00 Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия   Прогулка, режимные моменты, обед
15.00—16.00     Индивидуальные занятия Режимные моменты, полдник
16.00—17.00     Социально-эмоциональное развитие Фронтальные занятия
17.00—18.30     Занятия по коррекции специфических отклонений Прогулка, режимные моменты
18.30—19.30 (один раз в неделю) Работа с родителями Работа с родителями Работа с родителями  

Приложение 3

Методика педагогического обследования ребенка
(четвертого года жизни)

Представленная методика предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребенка с умственной недостаточностью в возрасте от 3 до 4 лет. Данный возраст выбран в качестве типичного при поступлении ребенка в специализированное ДОУ компенсирующего или комбинированного вида и для начала системной коррекционно-педагогической работы с ним в дошкольном учреждении.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдениеза ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы.
I. Социальное развитие
1. Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в ходе беседы с его родителями, в течение всего хода обследования, а также в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и о своих родителях.
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:
1.1. Как тебя зовут?
1.2. Найди свою фотографию (выбор из трех фотографий детей);
1.3. Найди фотографию своей мамы (выбор из трех, даются фотографии трех женщин); «Кто это на фотографии? Как зовут твою маму?»
1.4. Найди фотографию своего папы (выбор из трех, даются фотографии трех мужчин); «Кто это на фотографии? Как зовут твоего папу?»
2. Средства общения ребенка:
— экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);
— предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);
— речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
— устанавливает контакт легко и быстро;
— контакт избирательный;
— контакт формальный;
— не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).
5. Особенности характера ребенка:
спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.
6. Бытовые навыки (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):
навык еды — самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания — самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания — самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности — самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
II. Физическое развитие
В целях изучения уровня сформированности основных движений предлагаются комплексы упражнений для детей 3—4 лет.
В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.
В связи с тем что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!»), так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать), т. е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ.
Следует подчеркнуть, что специалист приступает к обследованию только тогда, когда между ним и малышом устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.
Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.
При этом педагог обращает внимание на контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослым), его активность, концентрированность на выполнении задания. Отмечается эмоциональное реагирование на поощрения или замечания, способность обнаружить ошибочность собственных действий, заинтересованность в результате деятельности.





Наши рекомендации