Основные модальности экспрессии музыкальных произведений

Основные средства выразительности
  Разновидности темпа Лад
Мажор Минор
Медленно Спокойствие Грусть
Умеренно медленно Уверенность Таинственность
Умеренно быстро Бодрость Смелость
Быстро Радость Тревожность

Однако для ориентировки взрослого в характере музыки, в ее основной окраске знания эти необходимы. Важно подвести детей к эмоциональному восприятию произведений разной музыкальной экспрессии. При этом целесообразно помочь детям установить взаимосвязи характера музыки с внешними проявлениями вызываемых ею эмоций. Дети должны уметь передать мимикой лица, позами и другими невербальными средствами, что им грустно или, наоборот, что они бодры и веселы.
На седьмом году жизни дети уже могут исполнять произведение соло и участвовать в хоровом исполнении на достаточно хорошем для них уровне. Важно учить дошкольников свободно изменять высоту (регистр) своего голоса в определенных упражнениях для голоса, в имитации голосов различных персонажей при инсценировках сказок (например, голоса персонажей — низкий, средний, высокий — в сказках «Три медведя», «Волк и семеро козлят»).
В ходе музыкальных занятий продолжается формирование навыка выполнения ритмичных движений, соответствующих характеру музыки, совершенствуются танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, подскоки, простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно). Внимание педагога к развитию танцевально-игровых умений способствует развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, качаются ветки, распускаются цветочки). Обучая детей инсценированию песен, музыкальных игр и небольших постановок, нужно стремиться использовать средства их мимики и пантомимики (зайчик трусливый и робкий, лисичка хитрая и коварная, волк злой и жадный, петушок гордый и красивый, хлопотливая курица, быстрая и юркая мышка и т. п.).
На последнем году обучения в специализированном детском саду все усвоенные ими навыки закрепляются в коллективных театрализованных видах деятельности. В этих видах детской деятельности важно закрепить у дошкольников адекватные, содержательные реакции на партнеров по совместной деятельности, воспитать желание участвовать в общении, радовать своих сверстников и взрослых. Вся программа обучения направлена на то, чтобы дети могли соотнести свои достижения в музыкальном воспитании с занятиями по изобразительной деятельности, игрой, забавами и свободным досугом. Ситуация успеха и радостного творчества каждого ребенка должна пронизывать всю жизнь группы и весь коррекционно-воспитательный процесс. Кроме того, в системной работе с родителями необходимо преследовать программные цели и задачи воспитания и обучения, и родители также должны создать в семье ситуацию, способствующую закреплению сформированных у детей умений и навыков, принятию продуктов детской деятельности и способов выражения детьми эмоциональных впечатлений и переживаний.
Занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми на шестом году жизни продолжают традиции предшествующих лет обучения. В процессе этого ознакомления у детей воспитывается чуткость к художественному слову, радость от ярких, запоминающихся описаний, сравнений и эпитетов. Важно, чтобы дети вслушивались в ритм и мелодику поэтического текста, надо помогать им выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в инсценировках знакомых произведений.
На третьем году обучения дети знакомятся с пословицами как новым художественным жанром. Очень важно научить детей воспринимать и понимать переносное значение некоторых слов и выражений. Например, выражение «на носу лодки» некоторые дети понимают буквально, и надо объяснить им, что нос лодки — это просто ее передняя часть, а у человека нос — орган для дыхания. Здесь не обойтись без наглядности: необходимо показать детям два рисунка — нос человека и лодки — и предложить им сравнить оба эти изображения. Потом поупражняться с детьми в составлении предложений на два разных значения слова «нос». Чуть позже детям можно объяснить значение идиомы «водить кого-либо за нос», которое можно трактовать как «обманывать», «что-либо скрывать». Чтобы дети запомнили значение этих выражений, необходимо, чтобы взрослые (и в группе, и дома) закрепляли их в повседневном общении. В целом необходимо отобрать несколько идиом, составить их список и вывесить для ознакомления родителей. Можно разбить знакомство с новыми выражениями по кварталам и вводить, например, по 2—3 выражения в квартал. Например, на первый квартал года предложить детям для ознакомления выражения и поговорки: «белая ворона», «золотые руки», «капля в море»; во втором квартале — «любишь кататься — люби и саночки возить», «чувствовать себя как рыба в воде», «водить за нос»; в третьем квартале — «висеть на волоске», «знать, как свои пять пальцев», «зарубить на носу». Эти и подобные им выражения существенно обогащают речь детей, развивают их рече-мыслительную деятельность, а при их правильном и регулярном использовании повышают статус детей в группе сверстников.
К концу обучения в рамках ознакомления с художественными произведениями дети должны в вербальном плане различать произведения разных жанров: сказку и стихотворение, узнавать несколько авторских и жанровых произведений, подбирать иллюстрации к знакомым художественным произведениям.
Отдельным, новым направлением работы на четвертом году обучения является эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Этот вид работы может планироваться и как отдельное занятие, и как часть организованной жизни детей в группе. Основная цель этого направления — воспитание у детей интереса к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности и развитие эстетического вкуса не только на занятиях, но и в быту, поскольку дети должны получить ориентиры для формирования основ украшения собственного жилища и быта.
Основная нагрузка на воспитателя при организации этой работы приходится на устройство каждодневного визуального окружения детей в группе, однако и вне стен дошкольного образовательного учреждения осуществляется работа по развитию у детей художественной культуры в условиях художественных музеев, выставок, театров.
Нужно учитывать особенности детей с нарушениями интеллекта и организовывать эту работу как минимум в три этапа. Во-первых, до выхода на выставку или в музей детей надо познакомить с отдельными предметами и картинами, изображающими те объекты, которые дети увидят на экскурсии. Во-вторых, перед выходом на экскурсию надо четко сформулировать цель посещения музея и дать детям установку, на что смотреть и какие элементы увиденного фиксировать в памяти (дав установку, что надо будет зарисовать, когда вернемся в группу). В-третьих, по завершении экскурсии надо закрепить с детьми увиденное в различных видах декоративно-прикладного или изобразительного искусства и обсудить увиденное. Отдельные задания по закреплению увиденного можно предлагать родителям наших воспитанников. Кроме того, родители должны знать, какие вопросы они могут задать детям дома и что можно изготовить с детьми во время выходных дней.
В результате обучения по данному направлению работы дети должны научиться дифференцировать произведения искусства на четыре группы: картины, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектурные памятники. В группе необходимо иметь список ближайших музеев, скульптурных и архитектурных памятников, некоторый запас репродукций, которые наиболее часто используются в ходе целенаправленных занятий.
Многолетний опыт работы, организованной в рамках системного подхода к воспитанию и обучению детей с нарушением интеллекта, показывает, что у них появляется не только определенный запас представлений, знаний, умений и навыков, но и внутренние мотивы, способствующие развитию познавательной активности и переходу их на другой психологический возраст и новую социальную ситуацию развития.





Приложение 1

Режим дня для групп первого и второго годов обучения
(от 3 до 5 лет)

1. Подъем, утренний туалет 7.30—7.50
2. Утренняя гимнастика 7.50—8.10
3. Игры 8.05—8.30
4. Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.50
5. Подготовка к занятиям 8.50—9.00
6. Занятия по подгруппам 9.00—10.00
7. Прогулка, индивидуальные занятия 10.00—12.00
8. Подготовка к обеду, обед 12.00—12.45
9. Подготовка ко сну 12.45—13.00
10. Дневной сон 13.00—15.00
11. Подъем, туалет, закаливание 15.00—15.30
12. Полдник 15.30—15.45
13. Подготовка к занятиям 15.45—16.00
14. Фронтальные занятия 16.00—16.45
15. Свободная деятельность детей 16.45—17.10
16. Подготовка к прогулке, прогулка 17.10—18.45
17. Подготовка к ужину, ужин 18.45—19.20
18. Чтение литературы, просмотр фильмов, беседы 19.20—19.45
19. Подготовка ко сну, гигиенические процедуры 19.45—20.30
20. Ночной сон 20.30—7.30

Режим дня для групп третьего и четвертого годов обучения
(от 5 до 7 лет)

1. Подъем, утренний туалет 7.30—7.50
2. Утренняя гимнастика, самомассаж 7.50—8.10
3. Уборка постелей 8.05—8.30
4. Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.50
5. Подготовка к занятиям 8.50—9.00
6. Занятия по подгруппам 9.00—10.30
7. Прогулка, индивидуальные занятия 10.30—12.15
8. Подготовка к обеду, обед 12.15—12.45
9. Подготовка ко сну 12.45—13.00
10. Дневной сон 13.00—15.00
11. Подъем, туалет, закаливание 15.00—15.30
12. Полдник 15.30—15.45
13. Подготовка к занятиям 15.45—16.00
14. Фронтальные занятия 16.00—16.45
15. Свободная деятельность детей 16.45—17.10
16. Подготовка к прогулке, прогулка 17.10—18.45
17. Подготовка к ужину, ужин 18.45—19.20
18. Чтение литературы, игры, просмотр фильмов, беседы 19.20—19.45
19. Подготовка ко сну, гигиенические процедуры 19.45—20.30
20. Ночной сон 20.30—7.30

Приложение 2

Наши рекомендации