Управление современной школой, функции внутришкольного управления

Государственное управление в сфере общего среднего образования осуществляют в соответствии с законом Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» Президент Республики Беларусь, Правитель­ство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции. Контроль в сфере общего среднего образова­ния, координацию деятельности республиканских органов государствен­ного управления, местных исполнительных и распорядительных орга­нов в сфере образования осуществляет Министерство образования Рес­публики Беларусь. Непосредственное управление школой или внутришколъное управление строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Внутришкольное управление - это целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптималь­ное функционирование и обязательное развитие школы

Непосредственное руководство школой осуществляет ее руководитель (директор). В любом общеобразовательном учреждении создается педагогический совет из числа педагогических работников данного учреждения. Педагогический совет является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и др.

Высшим органом самоуправления школой выступает совет школы, который формируется из педагогических работников, учащихся и их законных представителей. Кроме того, могут создаваться иные органы самоуп­равления, например, попечительский совет, родительский комитет.

Функции внутришкольного контроля:

Функция целепалагання заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа, состояния управляемой системы и требований, к ней.

Следующей функцией внутришкольного управления является планирование. Планирование в управлении школой - это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:

• единство целевой установки и условий реализации;

• единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

• осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;

• обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;

• стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;

• целенаправленность - учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей и общественных организаций;

• перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);

• комплексность - использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• объективность — учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.

Важной функцией внутришкольного управления является функция организации деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:

- предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;

- отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;

- мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;

- обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;

- оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;

- выбор форм стимулирования участников деятельности;

- оценка хода и результатов конкретного дела.

Завершающей функцией внутришкольного управления является контроль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развиваю­щейся личности учащегося и общегосударственным требованиям. Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы. В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образова­нного процесса и повышения качества их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагогической и управленческой деятельности.

Планирование работы школы

Планирование выступает одной из функций виутришкольного управлеиня и представляет собой разработку планов развития и комплекса мер по их выполнению. Критериями хорошего плана являются: соответствие потребностям школы и социального окружения; реальность и достижимость при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах; четкая определенность предполагаемых результатов; возможность качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов и др.

В перспективном плане отражаются следующие разделы:

• тематика педсоветов и заседаний методических объединений;

• профсоюзные собрания и производственные совещания;

• совещания при директоре;

• перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

• потребность школы в педагогических кадрах;

• повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.);

• развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы;

• социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условии труда и отдыха.

Перспективный план согласуется с планами местного управления.

Годовые планы составляются в мае — июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Подготовка годового плана работы школы проходит несколько этапов:

• изучение новых нормативных, инструктивных документов; теоретических и методических материалов по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности директором школы, его заместителями и руководителями школьных служб (первая учебная четверть);

• создание инициативной группы по разработке и корректировке структуры проекта плана, определение источников и форм сбора необходимой информации под руководством директора школы (вторая учебная четверть);

• анализ получаемой информации, заслушивание отчетов о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы; выявление возникающих трудностей и путей их устранения в перспективе (третья учебная четверть);

• подготовка и обсуждение проекта плана (конец четвертой четверти).

Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали - организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных за данную форму работы; тематика (содержание) работы; сроки выполнения; формы контроля.

Наши рекомендации