Организация жизнедеятельности детей в коллективе. Педагогическое руководство коллективом

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в об­щении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве.

На первом году жизни малыш интересуется ровесником как не­известным объектом из многообразного окружающего мира. Он может разглядывать его, принимать за подвижную игрушку. В то же время взаимодействие с себе подобным позволяет ребенку уви­деть в другом самого себя. В 1,5 года дети любят рассматривать картинки, на которых изображены сверстники, сравнивая их одеж­ду, мимику, «видя» себя со стороны.

Совместные действия в возрасте до 1,5 лет возникают редко, так как дети не умеют еще согласовывать свои желания, не чувст­вуют состояние ровесника.

После 1,5 лет начинает зарождаться детское общение. Малыш видит в сверстнике партнера по совершению кратковременных действий, основанных главным образом на подражании друг другу. Постепенно, к 3 годам, общение со сверстниками начинает зани­мать все большее место в жизни ребенка. Детям нравится быть друг с другом эмоционально раскованными, общаться на равных. В то же время говорить об устойчивых детских контактах в этом возрас­те еще рано, поскольку деятельность с предметами и общение со взрослым для ребенка более важны.

В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время прово­дит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активно­му общению в совместной деятельности с другими детьми. У него появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека. Эмоциональная децентрация позво­ляет ребенку устанавливать более продолжительные и результатив­ные контакты с другими детьми.

В младшем и среднем дошкольном возрасте условием разви­тия детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество).

В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стре­мится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планиро­вать свои действия с другими детьми.

Для старших дошкольников свойствен коллективный харак­тер большинства видов деятельности. Происходит освоение но­вых форм сотрудничества (совместное планирование, распре­деление ролей и обязанностей). Организация воспитателем кол­лективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Начина­ют устойчиво проявляться чувства симпатии, доброжелательно­сти, избирательные дружбы. Все это позволяет установить в группе общий эмоционально-положительный тон общения, атмо­сферу комфортности и раскрепощенности для каждого ребенка.

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаи­мопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольни­кам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Все это обогащает социальное разви­тие старших дошкольников.

Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейших этапом накопления и закрепле­ния в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гу­манных отношений, сотворчества.

С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравне­нию с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и но­вой для ребенка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом опре­деляются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности - учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения.

Учитель стимулирует стремление младших школьников к объ­единению в совместной деятельности - привлекательной по со­держанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника).

Организация под руководством педагога внеучебных интерес­ных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного раз­вития личности.

В средней школе номинальное образование «класс» становит­ся реальным. У детей формируется чувство «мы - общность», «мы - коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в общешкольной жизни. Форми­рующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постанов­ки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательны­ми, появляются устойчивые дружеские объединения. «Открытие Я» школьником меняет мотивацию совместной дея­тельности. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.

Особенностью взаимоотношении учащихся старших классов яв­ляется стремление к «трансляции» значимых индивидуальных ка­честв сверстникам и готовность группы интегрировать индивиду­альные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Для старших подростков характерна ярко выраженная сориентированность на будущую жизнь, про­фессию; расширенная сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания.

Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широ­кого и многогранного проявления самостоятельности, самоорга­низации и инициативности классного коллектива. В таком кол­лективе неповторимая личность подростка раскрывается в обста­новке творческой самореализации.

Таким образом, на протяжении дошкольного и школьного воз­раста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотруд­ничеству, достижению значимых результатов.

Учитель (воспитатель) демонстрирует детям способы планиро­вания и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.

По мере развития детского коллектива педагог переходит на по­зицию равноправного участника совместной деятельности детей. Партнерская позиция учителя (воспитателя) позволяет ему обсуж­дать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Об­щение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную дея­тельность «изолированных» детей, выявить их достоинства, при­влечь к ним внимание сверстников.

В коллективе детей, достигнувшим высокого уровня сотрудни­чества, педагог преимущественно занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность для детского самоуправления, педагог помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству.

Таким образом, современная гибкая педагогическая техноло­гия организации детского коллектива позволяет реализовать гу­манистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

49. Понятие о семье и семейном воспитании. Функции семьи и ее роль в воспи­тании детей

По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». Он выделяет следующие параметры семьи:

- демографический — структура семьи (бездетная, однодетная, мало-или многодетная, полная или неполная);

- социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

- социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

- технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Издавна семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:

- сохранение жизни и здоровья;

- удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

- рождение и воспитание детей;

- создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;

- воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов.

Таким образом, семья является институтом социализации и воспитания детей.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.

Семья может стать основой формирования глубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений — любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.

Особенно тяжело отражается на ребенке отсутствие согласованности между требованиями школы и семьи. Для обеспечения единства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, так как объектом их заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того, школа располагает значительным арсеналом средств, которые могут способствовать развитию отношений в семье, формированию благоприятной атмосферы, сплачивать семью, нравственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.

Наши рекомендации