Ямбург Е.А. Педагогический декамерон. €

Какие значимые качества педагогической профессии выделяет Е.А. Ямбург, вспоминая «Молитву Богу за ребенка» Я. Корчака?

«Молитва Бога за ребенка» Я. Корчака служит утешением педагогу, ободряет его в дни неизбежных сомнений, спасает от отчаяния. Это так естественно, что воспитатель Корчак приносит молитву Богу за ребенка. Я же молюсь за учителя. Даже не «тишайшим шепотом», как Корчак во всех иных случаях, когда не возвышал свой голос за ребенка, а молча.

Господи, учитель всего-навсего человек со всеми своими человеческими слабостями. Несовершенный, он призван принять и взрастить ребенка – существо, подобное Тебе, еще не отравленное миазмами жизни. Кто поручится за то, что он справится со своей задачей? Господи, пошли ему мудрости построить дом свой не на песке. Убереги его от гордыни всезнания, соблазна присвоить себе Твой помысел. Спаси от искусителей.Ниспошли воспитателям – воспитателей, учителям – учителей.

?
Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1989. – С.7.

Что, с точки зрения учителя-словесника является ценностным в профессиональной деятельности педагога?

Детали, вопросы, приемы, задания, монологи… - Во имя чего весь этот комплекс? Увлечь литературой? Воспитывать личностью? Да, и то, и другое, но прежде всего – во имя общения. Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди подобных и равных ему: ведущий и ведомый одновременно. … В принципе я – за «подвижность» урока. За уникальную, неповторимую даже для самого себя форму. Мой излюбленный жанр: урок – на каждый раз! Это урок духовного равноправия, урок, на котором воспитывается демократический характер и где ученик не иллюстрирует заранее подготовленную учителем «схему», а вместе с учителем, иногда вопреки ему, сам постигает истину…

Идя на урок, словесник обычно прикидывает, что он д а с т ребятам, и не задумывается, что он в о з ь м е т у них. А «взять» еще важнее: и для учителя, и для ребят. …Больше ребят – больше возможностей. На собственных уроках откроется тогда еще больше, чем на курсах усовершенствования. Прежде я учил добывать знания, теперь этому учусь у них. «Сказал – усвоил – проверил» - устаревшая схема общения с ними. И вот я задался целью: урок сделать основной формой повышения квалификации и самообразования. Ведь именно на уроке, а не на курсах и семинарах приходит к учителю многократно выверенная двойным (его и ребячьим) опытом самое необходимое – практическое знание…

Вести за собой, общаясь, можно по-разному: то, образно говоря, как Болконский, который ринулся со знаменем в бой, не оглядываясь, побегут ли за ним солдаты или нет; то как Левинсон, с оглядкой и остановками; то как Макаренко и Сухомлинский, окружив себя учениками. Пробовал так и эдак. В каждой манере – своя поэзия. С годами, однако, все больше тянет к мудрому принципу яснополянской школы. «Кто лучше напишет? И я с вами»,- говорил Л.Н.Толстой ученикам. Это принцип лежит в основе самообразовательного урока, где не только учитель, но и школьник имеет право на «своего» Пушкина, Некрасова, Блока…

- Что вас заставило пойти именно в школу? – спросили однажды.

- Жажда наживы! Духовной. Люблю отдавать себя ребятам. И снова получать «себя» от них – в том же количестве, сколько ребят в классе».

 
 
Ямбург Е.А. Педагогический декамерон. € - student2.ru

Подумаем!

Тест 18. Общая характеристика педагогической профессии

Вопрос 1.

Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и функцией педагога, называется педагогической …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. компетенцией

2. профессией

3. специализацией

4. квалификацией

Вопрос 2.

Приспособление учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации составляет сущность ________ функции педагогической профессии.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. прогностической

2. коррекционной

3. адаптивной

4. гуманистической

Вопрос 3.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. государственные чиновники

2. жрецы

3. вольнонаемные граждане

4. родители

Вопрос 4.

Педагогическая деятельность относится в соответствие с классификацией Е.А.Климова к группе:

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. Человек – Знак

2. Человек – Техника

3. Человек – Человек

4. Человек – Природа

Вопрос 5.

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. управление и воспитание

2. контроль и оценка

3. преподавание и воспитательная работа

4. социализация и развития

Вопрос 6.

Основу педагогического призвания составляет…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. любовь к детям

2. профессиональная подготовка

3. коммуникативная культура учителя

4. физическое и психическое здоровье

Наши рекомендации