Тендряков В.Ф. Ночь после выпуска.
1976. – С.47. Писатель приглашает нас принять участие в дискуссии, развернувшейся в учительской во время выпускного бала. Какова роль учителя в управлении учебно-воспитательным процессом в классе?
Сторонником какой позиции вы являетесь? Приведете аргументы.
– Будем исходить из существующего ремесленничества – миллионы учителей по стране преподают одни и те же знания по математике, физике, по прочим наукам. Одни и те же, но каждый своими силами, на свой лад. Как в старину от умения отдельного кустаря-сапожника зависело качество знаний, получаемых учеником. Попадет ученик к толковому преподавателю – повезло, попадет к бестолковому – выскочит из школы недоучкой. Вдуматься – лотерея. А не лучше ли из этих миллионов отобрать самых умных, самых талантливых и зафиксировать их преподавание хотя бы на киноленте. Тогда исчезнет для учеников опасность попасть к плохому учителю, все получат знание по одному высокому стандарту…
– По стандарту!.. Бездушная кинолента, выдающая всем одинаковую порцию знаний… Да ведь мы с тобой только тем и занимаемся, что стараемся приноровиться к каждому в отдельности ученику – один успевает быстрей, другой медленней, третий совсем не тянет. Да что там говорить, обучать живых, нестандартных людей может только живой, нестандартный человек.
|
Прилежаева М.П. Избранные повести и рассказы. – М., 1962- с.137
Познакомьтесь с разными точками зрения педагогов на проблему участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе. Какая позиция вам ближе? Почему?
– Позвольте мне внести предложение.
Петр Леонидович поднял глаза. Говорила председательница родительского комитета Анастасия Вадимовна Марфина.
– Школе трудно воспитывать детей без поддержки родителей. А родители плохо помогают. Отчего? Одним некогда. Другие сами не умеют и не знают, что такое воспитывать. Иные даже портят и калечат детей. У меня давно в голове одна мысль, я думаю… – Анастасия Вадимовна замешкалась, боясь, не показалась бы учителям ее мысль неосуществимой фантазией, но взглянула на Андрея Андреевича, тот внимательно и с участием слушал.
– Вот что я думаю: организовать при школе университет для родителей. Не возражайте, пожалуйста, Петр Леонидович, погодите спорить! Может быть, слишком громкое название – университет! Но ведь дело не в названии, а в сути. Вы, учителя наших ребят, и в родительском университете будете нашими лекторами. А может быть, и мы вам поможем, Петр Леонидович?
Он не сразу нашелся. Какая дерзость! В чем собирается ему помогать эта председательница родительского комитета, которая, наверное, не помнит, как решать уравнения с двумя неизвестными?
Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши // Школьные годы / Сост. Ю.Томашевский. – М., 1975. – С.162-163.
– Нет от природы дурных людей, есть дурные воспитатели! Да! – гремел Василий Васильевич, и оконные стекла отзывались на его голос. – Мы, учителя, не справляемся с воспитанием, даем брак… Согласен! Подписываюсь! Но!.. Но ведь в школе ученик проводит всего каких-нибудь шесть часов в сутки, остальные восемнадцать часов – дома! Законно спросить: чье влияние сильней на ребенка? Нас, учителей, или вас, родителей?..
– Вы хотите сказать. Василий Васильевич… – начал было отец Дюшки.
– Хочу сказать, Федор Андреевич, – голос Василия Васильевича стал тверд, лицо величественно, – что когда вы в ущерб семье с раннего утра до позднего вечера пропадаете на работе, то не считайте – мол, это так уж полезно для общества. Обществу. Уважаемый Федор Андреевич, нужно, чтоб вы побольше отдавали времени своему сыну, заражали его тем, чем сами богаты. Да! Вы трудолюбивы, вы работоспособны, а сын, увы. Этого от вас не перенял. Не перенял он и вашу кипучую энергию, и ваше чувство ответственности перед делом. Не обижайтесь за мою прямоту.
|
Подумаем!
Тест 14. Система образования в России
Вопрос 1.
Установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки возлагается на …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. органы местного самоуправления
2. образовательное учреждение
3. федеральные органы государственной власти и органы управления образованием
4. субъекты Российской Федерации
Вопрос 2.
Под диверсификацией образовательных учреждений понимается …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. расширение штата администрации образовательного учреждения
2. введение элементов самоуправления в педагогическом коллективе
3. многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования
4. передача ряда полномочий высших органов управления низшим
Вопрос 3.
К дополнительным образовательным учреждениям НЕ относится…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. спортивная школа
2. дом детского творчества
3. музыкальная школа
4. аспирантура
Вопрос 4.
Самостоятельный вид профессиональной педагогической деятельности людей, направленный на достижение организацией в рыночных условиях определенных целей управления путем рационализации использования экономических и человеческих ресурсов, называется…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. миссией организации
2. концепцией управления
3. педагогический менеджмент
4. менеджмент
Вопрос 5.
Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. концепцией управления
2. закономерностью управления
3. управленческим решением
4. принципом управления
Тест 15. Образовательные учреждения и их типы
Вопрос 1.
Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. высшего
2. послевузовского
3. среднего
4. начального
Вопрос 2.
Высшее учебное заведение, которое вносит большой вклад, направленный на развитие науки, культуры, образования путем научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники, культуры, называется …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. институтом
2. колледжем
3. академией
4. научно-исследовательским институтом
Вопрос 3.
Классификация образовательных учреждений на государственные, муниципальные и негосударственные проводится на основе …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. формы собственности
2. качества получаемого образования
3. количества обучающихся
4. методов обучения
Вопрос 4.
Пол, возраст, квалификация, образование составляют ________ структуру управления.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. ролевую
2. функциональную
3. социальную
4. организационную
Вопрос 5.
Управленческая культура, основанная на решении всех проблем временными творческими группами, называется …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. культурой власти и силы
2. ролевой культурой
3. командной культурой
4. культурой индивидуальностей
Тест 16. Принципы управления образовательными системами
Вопрос 1.
Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ___________ в управлении.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. обратной связи
2. системности
3. делегирования полномочий
4. новых задач
Вопрос 2.
Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа __________________ управления.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. системности
2. научной обоснованности
3. гуманизации
4. демократизации
Вопрос 3.
Реализация принципа ______________ управления придает процессу управленческой деятельности последовательность, логичность и комплексность.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. сочетания централизации и децентрализации
2. взаимосвязи единоначалия и коллегиальности
3. системности и целостности
4. демократизации
Вопрос 4.
Наиболее общие правила, которые должны выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления, называются __________управления.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. закономерностями
2. формами
3. принципами
4. методами
Вопрос 5.
Основное содержание принципа_________ заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на основе научных методов и подходов.
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. научности
2. объективности и полноты информации
3. демократизации и гуманизации
4. системности и целостности
Тест 17. Методы, приемы, средства управления образовательными системами
Вопрос 1.
Комплекс принципов, методов, форм и приемов эффективного управления педагогическими системами называется педагогическим…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. моделированием
2. планированием
3. менеджментом
4. прогнозированием
Вопрос 2.
К функциям управления педагогическим процессом НЕ относится…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. контроль
2. рецензирование
3. стимулирование
4. анализ
Вопрос 3.По ресурсам управленческую информацию разделяют на …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. первичную и вторичную
2. своевременную и несвоевременную
3. правовую, техническую, финансовую, энергетическую, материальную
4. полную и неполную
Вопрос 4.
Одним из условий успешного достижения целей и задач педагогического менеджмента является …
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. реализация межпредметных связей
2. использование дисциплинарных средств воздействия
3. обоснованное принятие управленческого решения
4. финансово-хозяйственная деятельность
Вопрос 5.
К установленным уровням мониторинга не относится…
Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1
1. родительский
2. школьный (вузовский)
3. региональный
4. государственный
Почитаем!
1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. – М: Смысл.-1999.-137с.
2. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. – М.: Народное образование, 2009.- 208 с.
3. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Просвещение, 2003.- 230 с.