Занятия изобразительной деятельностью
И их значение для развития наблюдательности
И совершенствования зрительно-пространственных
Представлений
Трудности зрительно-пространсгвенного анализа, неумение пользоваться приемами наблюдения обусловливают своеобразие обучения слабовидящих изобразительной деятельности.
Однако опыт передовых учителей показал, чго слабовидящих можно научить разносюронне и достаточно полно воспринимать натурные объекты, овладевать обогащенными конкретным содержанием образами и передавать их в реалистических рисунках и скульптуре.
Формирование образов предполагает целенаправленное наблюдение, зрительную память, зрительное произвольное внимание, образное и пространственное мышление. При обучении слабовидящих изобразительному искусству возникает необходимость в преодолении значительных и специфических трудностей
Неполноценное зрение не позволяет им выделить многие признаки, свойства, форму, строение и взаимосоотношение отдельных частей в натурном объекте В выполненных некоторыми слабовидящими рисунках с натуры отмечается нарушение пропорциональных отношений, неправильное взаимоположение некоторых частей и т п. Особенно большие трудности возникают у детей в про-
1 Специальные приборы подробно описаны в работе Р С Мур i-това «Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников». М, «Просвещение», 1968
цессе наблюдения и передачи перспективных изображений Эти трудности обусловлены недоразвитием у детей бинокулярного, стереоскопического и глубинного глазомера (при косоглазии, амблиопии, монокулярном зрении и других зрительных недостатках). Использование некоторых специфических приемов обучения позволяет слабовидящим детям воспринимать натурные объекты и передавать их в рисунках При наблюдении натурных объектов важно использовать разные сенсорные функции зрение, осязание, слуховое восприятие
На основе воссоздающего воображения обогащаются образы восприятия и памяти На ^тои же основе формируется умение воплощать указанные образы в скульптуре и рисунке
Слабовидящие школьники осуществляют изучение натуры в сравнительно медленном темпе Они не видят детально некоторых существенных признаков предметов Эти специфические особенности зрительно пространственного анализа затрудняют воссоздание целостного, синтетического образа и передачу трехмерного натурною объекта в виде двухмерного рисунка на плоскости Слабовидящие школьники нуждаются в специфических приемах обучения изобразительному искусству При изучении натурного предмета применяются разные методиче ские приемы Прежде всего детям необходимо словесно обрисовать натурный объект, выделив его основные признаки, форму, строение, величинные отношения После предварительной обрисовки натурного объекта и выделения основных признаков учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть натурный объект, а затем обследовать его с помощью осязания Рассматривание и обследование натурного объекта учащимися сопровождается словесным объяснением учителя В тех случаях, когда у детей возникают трудности, связанные со становлением образа, рекомендуется использовать наглядные таблицы, в которых последовательно раскрываются строение и основные признаки, характеризующие предмет Перед тем как предложить передать натурный объект в изображении, рекомендуется ознакомить учащихся с изобразительными средствами и последовательными стадиями построения рисунка Учи-тель наблюдает за правильным ходом построения изображений.
У слабовидящих детей могут возникать расхождения между формирующимся образом натурного объекта и
9* 131
графическим его изображением на плоскости. Поэтому надо научить детей приемам сличения натуры с изображением и умению вносить при этом необходимые уточнения в рисунок.
Для обогащения образа памяти рекомендуется прочесть те или иные отрывки из литературных произведений на соответствующую тему. Это поможет учащимся осмыслить сформировавшийся на основе восприятия натуры зрительно-пространственный образ.
Использование литературных текстов на уроках изобразительного искусства в значительной мере восполняет пробелы непосредственно чувственного опыта детей и помогает им с помощью воссоздающего воображения и логической памяти сформировать расчлененный зрительный образ предмета. На основе того, что они наблюдали с помощью зрения, обследовали руками при изучении натуры и слышали во время рассказа учителя или чтения им литературных текстов, у них воссоздается целостный зрительный образ. На основе пространственного воображения, интеллектуальной интерпретации и логической переработки воспринятого у учащихся могут сформироваться достаточно полные зрительные образы, которые они правильно передают в изображении.
В связи с обучением изобразительному искусству важно научить детей произвольно оперировать образами, мысленно уменьшать или увеличивать предметы, устанавливать связи между отдельными частями предмета, соотносить образ восприятия отдельного предмета с образом восприятия рисунка. Особенно важно научить учащихся приемам передачи трехмерного предмета в виде двухмерного изображения в рисунке. Сформировавшиеся у детей сложные синтетические образы важно облечь в словесную форму. Для этого рекомендуется использовать чтение литературных текстов на соответствующие темы не только в начале выполнения рисунка, но и после его завершения; кроме того, ученикам следует предлагать подробно рассказывать о том, что они нарисовали.
В этих условиях наглядный образ служит опорой словесной обрисовки изображаемого предмета, а слово помогает воссоздать наглядный образ памяти и внести необходимые уточнения в рисунок. На уроках изобразительной деятельности выполняются иллюстрации к сказкам, рассказам, басням, стихотворениям и другим литературным произведениям. В качестве литературных и
иллюстративных произведений на уроках могут быть использованы отрывки из произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина, Пришвина и др.
Положительный опыт использования литературных текстов на уроках изобразительной деятельности имеется в целом ряде школ слабовидящие, в частности, в московских школах-интернатах № 2 и № 5 для слабовидящих детей (учителя В. А. Бельмер, А. И. Жарикова), в ленинградских школах слабовидящих, в киевской школе для слабовидящих детей.
Обучение изобразительной деятельности имеет важное коррекиионное значение для формирования предметных и пространственных представлений, развития пространственного мышления у слабовидящих детей. Пользуясь глазомером при изучении натуры, они оценивают форму, величинные отношения, овладевают приемами восприятия ближнего и дальнего пространства, пространственными понятиями. В процессе обучения рисунку формируются понятия: «правее», «левее», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади» — и вырабатываются приемы оценки глубины пространства на основе зрительного анализа и синтеза. Важное методическое значение имеет обучение детей восприятию и выполнению перспективных рисунков. Восприятие перспективы и передача ее в изображении способствует формированию глубинного глазомера, бинокулярного зрения и развитию сложных психических процессов, обеспечивающих восприятие натуры и передачу ее в рисунке.
Следует учитывать, что при неполноценном зрении учащиеся не могут продолжительно заниматься рисованием или черчением, В связи с этим придается большое значение охране и рациональному использованию зрения в процессе обучения рисунку.