Об особенностях формирования у слабовидящих географических представлений и понятий
Многие слабовидящие дети не имеют достаточно отчетливых географических представлений Они не могут непосредственно зрительно представить многие географические объекты и явления, например, восход и заход солнца, линию горизонта, силуэты гор, движение небесных светил, облаков, разнообразный природный ландшафт и др В связи с этим у них возникают трудности при формировании географических понятий
Специфические трудности возникают у детей с нарушениями зрения при изучении плана и карты, при проведении измерительных работ на местности, выполнении лабораторных и практических работ по географии
В связи с недостатками зрения дети не могут непосредственно чувственно воспринимать многие явления и процессы, происходящие в природе Учитывая эго, при обучении географии и природоведению следует особое внимание обращать на развитие наблюдательности и формирование зрительно-пространственного синтеза в процессе овладения системой знаний Для развития наблюдательности огромное значение имеет проведение экскурсий в природу При проведении экскурсий внимание учащихся фиксируется на тех свойствах объектов, которые могут быть восприняты не только с помощью зрения, но и других органов чувств (слух, осязание и т д ).
Использование неполноценного зрения в совокупности с другими органами чувств позволяет осуществлять
чувственное познание динамических процессов и явлений в связи с изучением географии и природоведения.
Опираясь на имеющиеся знания и синтетическое восприятие окружающих объектов, слабовидящие дети могут представить и мысленно воссоздать сложную топографическую картину местности направление и распо-ложрние леса, болота, реки и т п Все это помогает развитию наблюдательности и формированию топографических представлений.
Перед тем как дать задание познакомиться с рельефом местности, необходимо ознакомить детей с геоморфологическими моделями и подробно объяснить цель и задачи проводимой экскурсии
При обучении географии используются геоморфологические модели гор с вершинами и перевалами, бассейна и излучин рек, водопада, геррасы, действующих и потухших вулканов и т. п. Уменьшенное изображение географических объектов в виде модели позволит учащимся путем зрительного и осязательного восприятия овладеть целостным представлением о происходящих в природе сложных динамических процессах, которые они затрудняются воспринимать и наблюдать непосредственно
Для уяснения учащимися соответствующих понятии им читаются рассказы и статьи на изучаемую тему При этом учитель опирается на те представления, которые у них сложились при изучении моделей
После такой предварительной подготовки дается задание самостоятельно наблюдать те или иные географические объекты и явления во время проводимой экскурсии При этом учитель предварительно ставит перед учащимися ряд познавательных задач и вопросов, способствующих организации хода наблюдений.
Важное значение для формирования пространственных представлений имеет выполнение разнообразных практических работ, связанных с необходимостью ориентации учащихся на местности В процессе выполнения этих работ развиваются приемы глазомерной оценки расположения разных географических объектов и расстояния до них Так, например, учитель может предложить определить, в каком направлении и на каком приблизительно расстоянии от учащихся находится лес, как далеко от них находятся населенные пункты В целях развития пространственной ориентировки детей необходимо научить самостоятельно пользоваться планом, кар-
той, глобусом. Перед этим надо хорошо изучить условные обозначения" географических объектов.
Очень важно со слабовидящими школьниками младших классов отработать понятия, связанные с пространственной ориентировкой: «ближе» — «дальше»; «шире» — «уже»; «мельче» — «глубже». Важно сформировать понятия, связанные с оценкой направлений: «поперек», «вдоль» и др. При обучении детей ориентировке в плане и карте в качестве раздаточного материала используются разные по масштабу карты и планы. Контуры карт и планов обводятся жирным черным карандашом для четкости восприятия. Черным карандашом или тушью обрисовываются также очертания границ разных государств, рек, морей и т. пЛ Для изготовления раздаточного материала по географии могут привлекаться родители, учащиеся старших классов, а также участники кружков домов пионеров. При изучении животного мира по географии следует посетить зоопарк, предварительно ознакомившись с чучелами птиц и животных в биологическом кабинете.
При сопровождающейся объяснением демонстрации картин, карт, схем детям с низким зрением разрешается к ним подходить. При остроте зрения 0,! и ниже рекомендуется предлагать в качестве раздаточного материала раскрашенные географические карты для слепых.
При формировании географических представлений используются знания, которые дети усвоили во время занятий математикой, природоведением, черчением,трудом. Для усвоения слабовидящими школьниками условных обозначений, связанных с ориентировкой по сторонам горизонта, учитель может подобрать специальные географические задачи.
Географические познавательные задачи позволяют учащимся установить сложные причинно-следственные связи и зависимости между разными процессами и явлениями. Чтобы при изучении географии учащиеся овладели умением сознательно пользоваться иллюстративными средствами наглядности, они должны хорошо уяснить принцип плоскостного изображения условных обозначений географических объектов и правильно соотносить их с реальными географическими объектами. При этом
1 Для подрисовки контуров настольных географических и исторических карт могут быть использованы карты из старых учебников.
настоящие размеры географических объектов дети должны научиться правильно соотносить с известным масштабным уменьшением этих размеров на плане или карте. Внимание учащихся обращается на масштабное воспроизведение, основанное на предварительных измерениях и расчетах, которые они производят на практических занятиях. Чтобы сформировать правильные понятия о географическом пространстве, детей учат приемам ориентировки предметов по сторонам горизонта и локализации их места на плане. В этой связи детям предлагается ряд практических упражнений и познавательных задач. Учитывая трудности слабовидящих при ориентировке на карте и плане, с ними следует хорошо отработать навыки, связанные с определением положения отдельных ориентировочных пунктов на карте. Обучение умению пользоваться зрительными ориентирами при работе с картой позволит слабовидящим быстро находить искомый географический объект и устанавливать его связь с другими. Такими зрительными ориентирами могут быть: материки, океаны, моря, крупные реки. Основное значение при этом приобретает взаимное расположение объектов, что позволяет при нахождении географических пунктов воссоздавать целостный образ карты, на которой легко могут быть выделены отдельные географические пункты в их пространственных отношениях к другим. Формирование географических представлений, как отмечалось выше, тесно связано с развитием оценки направлений, что предполагает применение различных видов пластического моделирования. Во время индивидуальной работы со слабовидящими детьми рекомендуется практиковать упражнения с применением контурных карт, на которых выделены некоторые исходные ориентиры, по которым они воссоздают целостные представления о географических объектах. Особо важное значение при обучении географии и природоведению имеет развитие у учащихся наблюдательности. Это достигается разными методами: путем организации экскурсии в природу для наблюдения сезонных изменений в разные времена года, путем наблюдения за динамическими суточными изменениями (высота солнца над горизонтом, положение тени в разное время дня).
Важное познавательное значение имеют фенологические наблюдения за погодой, за температурными изменениями и т. п. Чтобы облегчить проведение фенологиче-
9. М. И. Земцова 129
ских наблюдений, рекомендуется использовать специальные приборы, позволяющие заменить неполноценное зрение слуховым наблюдением (фотофон, фоноскоп и другие)1. Такие приборы предназначены для детей с очень низким зрением (с остротой зрения 0,05—0,09)
Умелое сочетание различных практически действенных методов обучения с наблюдениями и накоплением географических и природоведческих знаний позволит слабовидящим детям в процессе обучения сформировать правильные географические представления и понятия, а также сознательно овладеть соответствующими знаниями и практическими умениями.