Приемы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации
Некоторые особенности обучения слабовидящих детей предметам политехнического цикла
Значительные трудности возникают у слабовидящих школьников при обучении их предметам политехнического цикла математике, физике, химии, географии, черчению, биологии
Овладение этими предметами связано с необходимостью визуального наблюдения, которое у слабовидящих школьников страдает несовершенством в связи с неполноценным зрением Однако, как показывает опыт обучения, преобладающее большинство слабовидящих успешно овладевает знаниями и использует их в практической деятельности Это достигается главным образом за счет использования правильных методов учебной работы Особенно важное значение при обучении предметам политехнического цикла имеет проведение лабораторных и практических занятий, разного рода опытов, вовлечение учащихся в самостоятельную и активную работу по моделированию, конструированию, измерению, использованию различных вычислительных операций и т д
При изучении математики важное значение имеет обучение детей приемам устного счета Устный счет заменяет выполнение вычислительных операций под контролем зрения
Устный счет можно использовать при выполнении разных видов работы, например, при самостоятельном составлении задач, геометрического и счетного материала, решении примеров и текстовых задач
Большое значение для усвоения математики имеет обучение способам решения задач и рациональным приемам вычислительных операций
Многие дети слабо воспринимают на слух математические тексты Одним из важных приемов преодоления этих трудностей являются математические диктанты Они способствуют формированию у слабовидящих детей способности воспринимать на слух математические при-
меры, улавливать смысловое содержание условии задлч, овладевать математическими терминами. Использование математических диктантов в некоторой степени освобождает учащихся от необходимости воспринимать эти тексты зрительным путем. Во время математических диктантов учащиеся должны производить устные вычисления. После того как произведены вычисления, учащиеся записывают в тетрадях готовые ответы. Тексты диктуются очень медленно, что дает учащимся возможность осознанно воспринимать на слух содержание математических примеров или задач и уяснять их смысловое содержание.
Учитывая, что некоторые слабовидящие дети не сразу уясняют смысловое содержание задач, рекомендуется применять моделирование при изучении метрической системы мер и геометрического материала, а также при решении текстовых задач. В начальных классах обучение математике важно связывать с занятиями по труду, изобразительной деятельности, природоведению
И Др.
Применение практически действенных приемов при обучении математике является важным условием сознательного усвоения знаний. На уроках труда дети могут изготовлять различные модели из картона, мягкой жести, проволоки. При этом рекомендуется пользоваться различными приемами измерений и вычислений. Особенно важно использовать моделирование условий задач с косвенным содержанием, так как иногда, не уяснив конкретное содержание условий задачи, учащиеся испытывают затруднения при их решении.
При обучении математике большое значение придается развитию у учащихся приемов глазомерной оценки расстояний, объемов, площадей и т. п. Такие приемы глазомерной оценки могут использоваться при выполнении различных заданий, связанных с измерением (измерение длин, объемов, измерение и вычисление площадей и т. п.). Практически действенные формы заданий способствуют сознательному усвоению знаний и освобождают учащихся от излишней зрительной работы. При овладении геометрическим материалом необходимо обратить внимание на правильность формирования геометрических представлений. Это достигается в процессе моделирования, конструирования, выполнения графических работ и т. д.
В целях проверки усвоения знаний рекомендуется проводить письменные и устные контрольные работы, а также предлагать познавательные задачи, связанные с выполнением практических работ учащихся. Такая форма работы будет способствовать более сознательному усвоению знаний.
Моделирование задач может широко практиковаться при обучении учащихся старших классов физике и черчению. При обучении физике моделирование позволяет ученикам уяснить сущность физических процессов и явлений, сформировать правильные понятия, опираясь на знания и личный опыт учащихся.
Сошлемся на положительный опыт учителя Ленинградской специальной школы А. А. Минаева. При обучении детей с нарушением зрения он предлагает учащимся во внеклассное время выполнение разнообразных практических и лабораторных работ. Для того чтобы учащиеся овладели методом решения физических задач, научились пользоваться аналитическими формулами и овладели знанием основных физических законов и определений, он широко использует моделирование условий задач. Это позволяет детям с неполноценным зрением наблюдать физические явления и устанавливать между ними зависимости в связи с решением задач. Учащиеся, работающие в кружке по физике, моделируют кронштейны, рычаги и многое другое. Демонстрацию рычагов первого и второго рода он осуществляет на разных конструктивного устройства моделях колодцев. Учащиеся уясняют физико-технические принципы подъема воды из колодца, овладевают лежащими в основе соответствующего явления физическими законами. Они решают задачи, пользуясь чертежами и схемами тех или иных моделей. Моделирование задач применяется и на уроках черчения и математики. Это имеет огромное познавательное значение. Учащиеся получают возможность на практически наглядной основе уяснить реальное содержание задачи, установить и обозначить предусмотренные условием задачи искомые данные и величины, раскрыть между ними связи и зависимости, применить математические расчеты и измерения, использовать графические средства. Опираясь на полученные знания и практический опыт, учащиеся сознательно овладевают системой знаний. Выполненные модели опробируются на лабораторных занятиях, что позволяет уяснить практическое значение получен-
ных учащимися знаний по математике, физике, черчению и сформировать правильные понятия об изучаемых физических явлениях и процессах
Моделирование условий задач, проведение практических и лабораторных работ обогащает мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию пространственного и технического мышления, развивает ориентировку в сложных физических явлениях, вооружает действенными знаниями, которые учащиеся могут сознательно использовать в процессе трудовой и иных видах деятельности Все это имеет для слабовидящих особенно важное значение в связи с тем, чго у них сужены возможности визуального наблюдения физических, химических и других процессов и явлений действительности.