Периферическое зрение (поле зрения)
Под периферическим зрением понимается функция сетчатки глаза, реализующаяся вне желтого пятна. Периферическое зрение характеризуется в принципе теми же свойствами, что и центральная часть сетчатки (в области желтого пятна), от которой зависит состояние остроты зрения. Периферическое зрение участвует в различении положения, формы предметов. Оно имеет важное значение для обозрения и прослеживания движущихся объектов. Восприятие движущихся предметов, так называемое динамическое восприятие, периферическим зрением осуществляется значительно лучше, чем центральной частью сетчатки.
Периферическое зрение отличается более высокой чувствительностью к свету, что позволяет видеть предметы в сумерки и ночью. Состояние периферического зрения оценивается путем измерения доля зрения.
Величина поля зрения определяется максимальным расстоянием, в пределах которого можно одновременно воспринимать неподвижным взором два предмета.
Поле зрения в значительной мере зависит от состояния остроты центрального зрения. Эта зависимость не является однозначной. Иногда при нормальном состоянии остроты зрения границы поля зрения бывают резко сужены. У многих детей при нарушении остроты зрения (до известных пределов) границы поля зрения остаются в пределах нормы.
Определение поля зрения производится обычным или проекционным периметром, позволяющим оценить его границы. Нормальные границы поля зрения характеризуются следующими показателями: для белого цвета, с височной стороны (кнаружи) 90°, с носовой стороны (кнутри) 60°, книзу 70°, кверху 60°. Бинокулярное поле зрения на белый цвет составляет около 120°. Границы поля зрения на другие цвета хуже, чем на белый цвет. Так как на периферии преобладают палочки, а не колбочки, ощущение цвета очень слабое. Все цвето-рые раздражители кажутся одинаковыми. Ближе к центру сетчатки при адекватном воздействии появляются ощущения сначала синего, затем желтого, красного и, наконец, зеленого цвета.
Следует учитывать как монокулярное, так и бинокулярное поля зрения. При концентрическом сужении
340 |
320 |
zoo |
1BD |
Рис. 4. Границы нормального поля зрения.
60 |
30 |
150 |
165 195 |
345 |
гю |
330 |
/гъ |
3/5 |
300 |
гв5 ' 'до1
270
Рис. 5. Сужение поля зрения с носовой стороны.
105 |
SO |
135 |
150 |
1B5 |
300 |
285 |
210
Рис 6. Концентрическое сужение поля зрения до точки фиксации
поля зрения периферические ограничения поля зрения более или менее одинаковы во всех направлениях. В других случаях поле зрения суживается только с одной какой-либо стороны — или с внутренней, или с наружной. Иногда при наличии глубоких нарушений периферического зрения на обоих глазах выпадают соответствующие друг другу части поля зрения или противоположные части. Такое изменение поля зрения называется гемианоптическим. На рис. 4, 5, 6 показаны разные формы нарушения поля зрения: а) границы нормального поля зрения, б) сужение поля зрения с носовой стороны; в) концентрическое сужение поля зрения до точки фиксации.
Ограниченные дефекты поля зрения, получившие название скотом, различаются по месту их расположения. Встречается центральная скотома, захватывающая точку фиксации взора и зависящая от поражения желтого пятна; парацентральная — находящаяся вблизи
точки фиксации, периферическая скотома, захватывающая некоторые периферические части сетчатки Различаются абсолютная и относительная скотомы При абсолютной скотоме на белый цвет отсутствует всякое ощущение в этой части сетчатки. При относительной скотоме зрительная чувствительность лишь снижена. Например, белые объекты кажутся серыми. Способность различать цвета при этом утрачивается, ощущение же белого цвета сохраняется.
При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и процессы целостно, одновременно, во взаимных связях, пространственных и временных отношениях. Нормальное поле зрения позволяет бегло читать, охватывая сразу целое слово, иногда строку, бегло просматривать целую страницу, охватывать взором настенные таблицы, карты и другие дистантно расположенные объекты Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия.
Оно может быть односторонним (на одном глазу) и двусторонним (на оба глаза); равномерным, концентрическим во всех направлениях (вертикальном, горизонтальном и промежуточных) или более выраженным в каких-либо отдельных направлениях (по горизонтали, вертикали или по промежуточным направлениям).
Дети с разной степенью нарушения поля зрения имеют разные возможности в отношении восприятия предметов и изображений. Согласно расчетам, проведенным Н. В. Серпокрыл, дети с сужением границ поля зрения до 5° могут охватить взором предметы величиной в 5 см, при сужении поля зрения до 10° — в 10 см, до 15° — в 15 см При концентрическом сужении поля зрения от 5 до 15° учащиеся могут воспринимать предметы высотой до 15 еж с расстояния 33 см. Если поле зрения сужено кверху на 10°, книзу на 30°, ученик может видеть при фиксированном взоре предметы высотой 20 см.
У слабовидящих школьников сужение границ поля аречия на белый цвет отмечается в 90% случаев, на синий — 77%, на зеленый — в 57%. У нормально видящих детей сужение границ поля зрения на белый цвет отмечалось всего в 10% случаев, а на синий — в 23% случаев (исследования Н. В. Серпокрыл).
Состояние периферического зрения зависит от причин снижения зрения и от клинических форм, обусловивших зрительные дефекты. В одних случаях оно может быть обусловлено заболеванием внутренних оболочек глазного яблока и периферического конца зрительного нерва. В других случаях оно связано с заболеванием центрального конца зрительного нерва. Так, например, значительное сужение поля зрения (до 30—40°) отмечается при частичных атрофиях зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки, хо-риоритинитах. Бывают нарушения поля зрения в форме периферических скотом. Такие нарушения сколько-нибудь заметно не сказываются на процессах чтения, письма, изобразительной деятельности и других видах учебной работы. При центральных скотомах даже весьма ограниченное выпадение поля зрения мешает зрительному восприятию учебного материала
В связи с тем что скотома затрудняет восприятие отдельных частей предметов, изображений букв, цифр, частей рисунков и картин, ребенок не в состоянии быстро опознавать предъявляемые ему средства наглядности При узнавании объектов ему приходится мысленно восполнять пробелы восприятия, а это связано с замедленностью зрительного различения, трудностью зрительно-пространственного анализа,- повышением утомляемости, снижением работоспособности. Иногда мельчайшие центральные скотомы сопровождаются разрушением светочувствительных элементов (при множественном склерозе, нарушениях от ожогов солнцем желтого пятна и т п). В этих случаях у детей могут возникать огромные трудности при чтении, письме, восприятии и выполнении рисунков и других видах занятий.
Сужение поля зрения отмечается также при различных заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и при помутнениях роговицы Помутнение роговицы может закрывать область желтого пятна, в связи с чем затрудняется ясное видение воспринимаемых объектов Особенно большое выпадение поля зрения отмечается при отслойке сетчатки.
При органических заболеваниях центральной нервной системы причиной выпадения поля зрения обычно является заболевание зрительных путей, центрального конца зрительного нерва (сзади от хиазмы). В этих
случаях периферическое поле зрения значительно нарушается и носит характер гемианопсии Отмечается тлубокая патология зрительного восприятия, обусловленная нарушением деятельности мозговых клеток коры больших полушарий мозга. При поражении левой половины нервных зрительных путей выпадает правая половина поля зрения В этих случаях ребенок видит только левую сторону рассматриваемых предметов и изображений или воспринимает отдельные части, расположенные с левой стороны При заболевании зрительных путей с правой стороны выпадает левая половина поля зрения, и ребенок видит только правую сторону воспринимаемого объекта или изображения
При таком глубоком нарушении периферического зрения острота центрального зрения может бьпь сохранной Однако у детей возникают исключительные трудности при зрительном восприятии в сочетании с нарушением других высших форм познавательной деятельности Наряду с нарушением периферического зрения у них бывает расстроено бинокулярное и стереоскопическое зрение и нарушено восприятие формы и величины предметов Обычно эти дети характеризуются глубоким нарушением зрительного синтеза, пространственной ориентации, пространственного мышления, операций обобщения и других высших психических процессов
Эти нарушения настолько серьезны, что такие дети не могут обучаться в обычных условиях С ними нужно заниматься в индивидуальном порядке в условиях специального учреждения. Они должны находиться под постоянным наблюдением невропатолога и окулиста
Небольшое снижение периферического зрения отмечается при многих клинических формах Сужение поля зрения по крайней периферии сетчатки, как отмечалось выше, не отражается на восприятии учеб'нни материала (при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зрительных функций). При ориентации в более широком пространстве сужение поля зрения компенсируется поворотом головы и глаз в сторону наблюдаемого объекта Однако при ..^ачыелъчом сужении пглч ip<.; чя хотя бы одного глаза (до 30° и ниже) у учащихся могут возникать серьезные трудности во время познава-
тельной и игровой деятельности, а также при занятиях физкультурой, спортом и трудом
При выполнении трудовых операций, в частности во время работы на станках, учащиеся с концентрическим сужением поля зрения могут быть подвержены травматизму, так как они не в состоянии охватывать периферическим зрением все, что делается вокруг. У них, как правило, страдает целостность и одновременность обозрения предметов Они вынуждены рассматривать предметы по частям, обводя глазами их контуры и последовательно выделяя отдельные признаки. В связи с этим целостный одновременный характер восприятия у таких детей заменяется последовательным (сукцессивным узнаванием). Это значительно замедляет рассматривание предметов и изображений и требует длительной их экспозиции. В связи с замедленностью и фрагментарностью восприятия у них возникают большие трудности при чтении, списывании текстов, выполнении рисунков и т п Учебные пособия при суженном поле зрения воспринимаются замедленно, в несколько этапов При этом отмечается большое напряжение зрительного внимания, что обусловливает замедленность восприятия и повышенную утомляемость. В отдельных случаях в школах встречаются дети, у которых границы поля зрения сужены до 10—15° или до точки фиксации Такие дети являются практически слепыми, они лишены возможности обучаться с помощью зрения. Эти дети не могут свободно передвигаться в незнакомой местности При ориентации на улице в условиях большого города они нуждаются в посторонней помощи, даже если у них нет глубокого нарушения остроты зрения Дети с таким глубоким нарушением поля зрения должны направляться в специальные школы для слепых детей
Следует, однако, отметить, что в процессе обучения у учащихся развивается определенная зрительная сноровка при восприятии предметов и изображений, которая облегчает их ориентацию в пространстве Это зависит от сохранности других зрительных функций
В связи с О1ромным значением периферического зрения для восприятия учебного материала и ориентации в окружающем учителю необходимо иметь сведения о состоянии не только остроты центрального зрения, но и о периферическом зрении слабовидящих школьников
Выраженное нарушение поля зренмя у слабовидящих детей учитель может обнаружить в процессе наблюдения за тем, как учащиеся воспринимают материал во время уроков (при чтении, при письме, при ориентации на рабочем месте, при оценке расстояний и направлений во время занятий физкультурой) и во время игры. Из поля восприятия этих детей выпадают многие зрительные ориентиры при передвижении в пространстве, а также при обозрении предметов, расположенных на парте или рабочем месте. Такие дети обязательно должны обследоваться глазным врачом. Как правило, они подлежат медицинскому обследованию в начале и конце учебного года для того, чтобы определить те изменения, которые произошли в функциональном состоянии центрального и периферического зрения. Полученные данные помогут учителю применить некоторые индивидуальные нормы зрительной нагрузки в процессе учебной работы, правильно оценить трудности, которые возникают у детей при чтении, письме, рисовании и черчении в связи с нарушением зрения.
Таким детям следует обеспечить индивидуальный режим в чередовании труда и отдыха. Непрерывная зрительная нагрузка для этих детей не должна быть длительной. Она устанавливается индивидуально. Для отдыха глаз предлагают такие виды учебной работы, которые не связаны с напряжением зрения. Иногда могут быть предложены организационные задания (стереть написанное на классной доске, раздать тетради и т. д.). Некоторым детям со значительным нарушением остроты центрального зрения и периферического зрения рекомендуется давать отдых для глаз в середине урока путем переключения взора вдаль на 2—3 минуты.
В целях улучшения периферического зрения при некоторых формах нарушения органа зрения применяются специальные упражнения, способствующие формированию приемов и способов обозрения предметов в их пространственных отношениях. Для этого во внеклассное время в школе или в домашних условиях используются различные дидактические игры, связанные с динамическим обозрением объектов, расположенных в разных направлениях. Однако далеко не при всех клинических формах зрительных дефектов можно поднять функции периферического зрения.
Форменное и глубинное зрение
В литературе отмечается три вида пространственного зрения
а) форменное зрение, позволяющее воспринимать
телесность и форму предмета, что может быть обеспе
чено как монокулярным, так и бинокулярным зрением;
б) стереоскопическое зрение, обеспечивающее вос
приятие объемности предметов в трехмерном простран
стве с помощью бинокулярного зрения;
в) глубинное зрение, позволяющее оценивать глу
бину пространства (глубинный глазомер), восприни
мать удаление и взаимное расположение объектов в раз
ных направлениях по отношению их друг к другу.
Развитие пространственного зрения тесно связано с пространственным анализом и синтезом. На более ранних возрастных этапах развивается форменное зрение. Позднее формируется глубинное зрение, которое в нормальных условиях развивается уже со старшего дошкольного возраста.
Затем формируются более сложные пространственные представления, связанные с развитием глубинного и стереоскопического зрения. Оценка глубины пространства является результатом совместной деятельности сенсорных и двигательных функций глаза и зависит от содержания, методов и условий обучения и воспитания.
Важное значение при зрительном восприятии имеет форменное зрение, позволяющее различать форму и телесность предметов.
Слабовидящие дети воспринимают формы плоских, двухмерных предметов без особых затруднений (по сравнению с нормально видящими сверстниками).
Значительно сложнее протекает процесс восприятия объемных предметов, связанный со зрительной оценкой глубины пространства (глубин-ным глазомером) и пространственной ориентацией.
При монокулярном зрении, т. е. видении одним глазом, у ребенка восприятие глубины пространства нарушается и протекает более замедленно. В обычных условиях при нормальном бинокулярном и стереоскопическом зрении человек может правильно производить оценку глубины пространства. При монокулярном зрении это осуществляется в несколько раз медленнее (М А Тумаркипа). Поэтому нельзя требовать от
3 М И Зем юоа 33
ребенка, у которого сохранен только один глаз, быстро выполнять задания, требующие оценки глубины пространства и отношений между разноудаленными предметами. Большие трудности возникают у этих детей при восприятии перспективы, ориентации в большом пространстве, например во время занятий физкультурой и спортом (метание в цель, игра с мячом и т. п.).
Следует учитывать, что при одноглазии значительно снижается устойчивость ясного видения, отмечается значительное сужение поля взора, нарушение стереоскопического зрения. Все это весьма затрудняет оценку расстояний и пространственных отношений между предметами.
Следует, однако, отметить, что оценка пространственных отношений может совершенствоваться и в этих случаях в результате применения системы специальных тренировочных упражнений для развития монокулярного зрения у одноглазых детей. В методическом отношении весьма ценными являются специальные упражнения по развитию монокулярного зрения, формированию умений оценивать с помощью одного глаза величину и форму предметов, пропорциональные отношения (рассматривание предметов и изображений в связи с овладением системой знаний, рисование, лепка, моделирование, конструирование и др., а также занятия, способствующие развитию макроориентировки: подвижные игры, некоторые виды занятий физкультурой, ритмикой и т. п.).
В процессе учебной работы учащиеся воспринимают предметы преимущественно с расстояния 30— 33 см (при чтении, письме). Необходимость оценки глубины пространства на таком расстоянии часто возникает также при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время занятий трудом, проведения лабораторных и практических работ. У слабовидящих детей оценка глубины пространства нарушается и при бинокулярном зрении. Развитие глубинного зрения зависит от состояния остроты зрения. При остроте центрального зрения 0,2 и ниже отмечается значительное нарушение глубинного глазомера. По своим возможностям такое зрение приближается к монокулярному зрению (М. А. Тумаркина). При более высокой остроте прения (0,3—0,6) глубинное зрение по своим возможностям и устойчивости близко к норме.
Зрительная оценка глубины пространства зависит от состояния других зрительных, а также двигательных функций глаза, в особенности от состояния бинокулярного, стереоскопического и глубинного, зрения.
Выраженные аномалии развития бинокулярного и стереоскопического зрения отмечаются у детей, страдающих косоглазием. У этих детей значительно снижена или нарушена способность видеть двумя глазами и сливать изображения в единый зрительный образ (Э. С. Авети-сов, И. Д. Смольянинова и др.)- В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения при косоглазии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства и в формировании сложных пространственных представлений. При выполнении ими учебных заданий, связанных с оценкой пространства в трех его измерениях (например, зрительное наблюдение географических объектов в естественных условиях, выполнение многих работ по черчению и изобразительной деятельности, а также проведение некоторых видов занятий физкультурой и спортом), у них встречаются большие трудности. С такими детьми проводят индивидуальную работу.
Следует учитывать, что нарушение глубинного зрения при косоглазии, как правило, сочетается с недоразвитием глазодвигательных функций. В связи с этим страдает зрительная фиксация, возникают трудности в прослеживании движущихся объектов.
При содружественном косоглазии, как правило, нарушена симметрия в положении глаз, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза и вносит своеобразие в развитие стереоскопического зрения у детей (Э. С. Аветисов, Заксенвегер (ГДР), М. Б. Эйдинова и др.).
При содружественном, косоглазии отсутствует единство в деятельности обоих глаз. В связи с этим с большим затруднением осуществляется направленный взгляд при восприятии того или иного объекта. Это, в свою очередь, затрудняет зрительно-пространственный анализ воспринимаемых объектов и формирование трехмерного зрительного образа.
Со зрительной оценкой пространства связаны все виды учебной, трудовой и игровой деятельности детей.
Нарушение зрительно-пространственного синтеза при содружественном косоглазии обусловливает замедлен-
3* 35
ность темпов выполнения движений, недостатки развития координации при письме, рисовании, занятии трудом. Наибольшие трудности у этих детей возникают при восприятии и выполнении перспективных изображений. Дидактический материал должен экспонироваться сравнительно дольше. Им надо давать больше времени для рассматривания и наблюдения объектов
Для ознакомления этих детей с иллюстрациями необходимо широко использовать раздаточный материал. Благодаря этому дети получают возможность не спеша рассмотреть изображенные предметы и явления. В результате у них формируются правильные зрительные представления.
При нарушении бинокулярного и стереоскопического зрения у детей возникают большие затруднения во время занятий черчением, изобразительным искусством и т. п. Узнавание сложных изображений с перспективными сокращениями объектов, множественными пересечениями контурных очертаний предметов, с многообразием светлотных и цветовых отношений, изменением пропорций, для этих детей весьма затруднено. При неустойчивости фиксации взора, усугубляющейся нарушением бинокулярного зрения, они часто бывают не в состоянии воспринимать предметы и изображения в их тесной взаимной связи. Эти дети ограничиваются выделением отдельных признаков изображаемых предметов. Зрительное узнавание у них протекает последовательно и многоэтапно и характеризуется наличием большого количества уподоблений, замен одних воспринимаемых объектов другими, сходными с ними.
У многих детей, имеющих нарушения бинокулярного и стереоскопического зрения, отмечаются серьезные недостатки в фиксации взора, в оценке глубины пространства, прослеживании движущихся предметов. Это затрудняет динамическое восприятие, в частности, при просмотре кинофильмов. У таких детей возникают некоторые специфические трудности при восприятии изображений, переданных в перспективе и в сложных ракурсах. При оценке глубины пространства эти учащиеся опираются на приемы логического объяснения и на знания правил перспективных сокращений. При восприятии предметов и явлений действительности они опираются На отдельные смыслоразличительные признаки и мысленно вносят коррективы в пространственные отношения
S6
и взаимосвязи частей предметов, которые им трудно непосредственно воспринимать с помощью неполноценного зрения. Аналогичными приемами восприятия глубины пространства пользуются также учащиеся при монокулярном зрении. В связи с этим при необходимости давать оценку глубины пространства, например при проведении работ на местности, наблюдении трехмерных объектов и т. п , учитель должен сопровождать восприятие учащимися соответствующих объектов их словесной обрисовкой. Можно давать предварительное словесное описание тех объектов, которые учащимся предстоит наблюдать самостоятельно.
В условиях специального обучения пространственное зрение развивается и совершенствуется Под влиянием применения системы направленных упражнений, способствующих развитию бинокулярного и стереоскопического зрения, восприятие глубины пространства при разных формах косоглазия и других нарушениях зрения улучшается (исследования Э. С. Аветисова, И. Л. Смольяни-новой, Заксенвегера (ГДР) и др.). Занятия по восстановлению бинокулярного и стереоскопического 3pei ия проводятся в глазных кабинетах некоторых лечебных учреждений.
В условиях воспитания и обучения детей для формирования пространственных представлений используются различные графические и измерительные работы, некоторые виды игровой и трудовой деятельности, различные виды внеклассных заданий, связанных с занятиями физкультурой, спортом, туристическими походами и т. д.
Важным средством развития бинокулярного и стереоскопического зрения в домашних условиях являются различные виды бытового труда и игровой деятельности: пластическое моделирование, конструирование из бумаги, картона и других материалов, занятия с мозаикой, плетение, рисование, игра в мяч, в кегли и т. п. Для развития стереоскопического зрения в домашних условиях могут применяться различные стереоскопические рисунки и рассматривание в стереоскоп разных картинок. Для рассматривания изображений могут применяться аллоскоп, фильмоскоп и др. В процессе разных видов игровой и трудовой деятельности развивается не только бинокулярное стереоскопическое зрение, но и другие зрительно-сенсорные и двигательные функции глаза, обеспечивающие зрительно-пространственный синтез и формиро-
вание целостных зрительных образов объемных предметов, воспринимаемых в трехмерном пространстве. В процессе обучения важно развивать у детей наблюдательность, творческое, воссоздающее воображение, пространственное мышление и другие высшие формы познавательной деятельности.
Лечебно-восстановительные упражнения по развитию бинокулярного зрения при его нарушении рекомендуются глазными врачами, которые проводят наблюдения за состоянием зрения у этих детей. Многие упражнения могут проводиться в условиях учебной работы в связи с изучением программного материала, например по изобразительному искусству, труду, природоведению и т. д. Такие упражнения, как правило, должны соответствовать общим дидактическим требованиям и иметь целенаправленный, осознанный характер. Очень важно, чтобы они представляли для учащихся известный интерес. Познавательная ценность таких упражнений должна сочетаться с элементами занимательности.
В целях воспитания в процессе этих занятий эстетических чувств, которые могут оказать свое положительное воздействие на ход развития зрительных функций, учащимся предлагается выполнение разных декоративно-прикладных работ (художественное вырезывание" выпиливание, вязание, плетение, изготовление различных самодельных настольных игр, карнавальных костюмов и т. п.). В домашних условиях детям могут предлагаться игры, связанные с ориентацией в пространстве (кольце-брос, забрасывание шариков в трубочку и др.).
Слабовидящим детям начальных классов важно предлагать игровые упражнения ив условиях школы. У детей младшего школьного возраста имеются большие потенциальные возможности для развития в условиях обучения бинокулярного и стереоскопического зрения. Эти возможности обусловлены тем, что указанные функции находятся у них в стадии формирования и обладают большой пластичностью и податливостью.
Под воздействием целенаправленных специальных упражнений, способствующих развитию бинокулярного и стереоскопического зрения, оценка пространственных отношений значительно улучшается. Дети, у которых имеется содружественное косоглазие, научаются пользоваться двумя глазами, что облегчает осуществление бинокулярного синтеза при восприятии дистантно расположен-
ных объектов, а также предметов, расположенных в пределах узкого зрительного поля.
Восстановление глубинного и стереоскопического зрения служит зрительно-сенсорной основой для формирования \ слабовидящих детей сложных пространственных представлений, что может способствовать успешному усвоению знаний, в частности, по таким предметам, как геометрия, стереометрия, черчение, физика, изобразительное искусство и др.
Развитие зрительно-пространственного синтеза способствует улучшению ориентировки в пространстве: во время игровой деятельности, занятий физкультурой, спортом, трудом. Все это оказывает положительное воздействие на развитие высших форм зрительного анализа и синтеза.
Цветоразпичение и контрастная чувствительность
Как известно, нормально видящий глаз воспринимает свет, характеризующийся длиной волн от 390 до 760 нм (миллионных долей миллиметра). К разным лучам спектра чувствительность глаза неодинакова: к желто-зеленому цвету она выше, к синему в 40 раз ниже, чем к желтому.
Световые лучи разной длины волны вызывают разные ощущения цвета. Свет с длиной волны около 665 нм соответствует красному цвету, 580 нм— желтому, 527— зеленому, 475 нм — синему, 445 нм — фиолетовому. Наиболее чувствителен глаз к световым лучам с длиной волны 555 нм.
При нарушении различительной способности к цвету учащиеся испытывают затруднения при узнавании разных цветов. Существуют разные типы нарушений цветового зрения:
а) полная цветовая слепота: все цвета кажутся се
рыми (так называемая ахромазия);
б) частичное нарушение цветоразличения — оттенков
красных и зеленых цветов.
В этом случае все цвета нередко воспринимаются в двух основных тонах —желтом (в длинноволновой части спектра) и голубом (в коротковолновой части спектра). В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в других— к зеленым лучам;
в) частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра.
В этом случае спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленом тонах.
У учащихся школ слепых, имеющих остаточное зрение в пределах 0,01—0,04, понижение цветоощущения встречается весьма часто (А. И. Каплан, Н. В. Серпо-крыл).
Однако наряду с цветовой слепотой и разными формами патологии цветового зрения у многих детей с нарушением зрения наблюдается и нормальное цветораз-личение (А. И. Каплан). Среди слабовидящих нарушения цветоразличения встречаются довольно часто. В массовых школах такие случаи очень редки.
Нарушение цветоразличения может быть обусловлено поражением колбочкового аппарата глаза зрительного нерва или центральной нервной системы. Оно может быть врожденным и приобретенным. Врожденные дефекты цветоразличения обусловлены внутриутробными аномалиями развития органов зрения или патологией генетического характера. Приобретенные формы наруше-ьия цветового восприятия возникают в результате органических заболеваний органа зрения, центральной нервной системы или травматических повреждений.
Врожденные и приобретенные формы нарушения цве-юразличения характеризуются разными признаками (Е. Б. Рабкин). При врожденных и приобретенных формах цветоаномалий чувствительность зрительного анализатора к разным участкам спектра различна. Так, при врожденных нарушениях отмечается снижение чувствительности главным образом к красному и зеленому цветам, а при приобретенных нарушениях— к трем основным цветам: красному, зеленому, синему.
Неодинакова также и чувствительность органа зрения к различным светлотам. При врожденных расстройствах различения ' светлотных отношений контрастная чувствительность может не нарушаться, а при приобретенных формах она снижена.
Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый, стабильный характер, а приобретенные весьма изменчивы, могут переходить одна в другую.
Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать значительные сдвиги в
развитии и даже полностью нормализоваться (следует, однако, заметить, что в некоторых случаях цветоразли-чение может снижаться и при приобретенных формах патологии цветоразличения).
Врожденные нарушения цветоразличения встречаются на оба глаза и рассматриваются как явление бинокулярное, а приобретенные нарушения могут иметь как бинокулярный, так и монокулярный характер. Бинокуляр-ность нарушений в значительной мере позволяет отличать врожденные формы аномалий развития цветоразличения от приобретенных форм, что имеет большое значение как для диагностики, так и для прогноза развития способности различать ц^ета при некоторых формах нарушения зрительной системы в условиях обучения и воспитания.
Формы и степени расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слепоты и слабовидения, их происхождения, локализации и течения (А. И. Каплан).
Для зрительного ощущения определенное значение имеет изменение угла зрения, т. е. расстояния от глаз до воспринимаемого цветного объекта. Впервые это было подмечено И. М. Сеченовым и зкспериментально показано Б. Г. Ананьевым, А. И. Зотовым, Б. М. Тепловым и др
Особенности пространственной динамики восприятия цветов цветоаномалами при нарушении зрения на большом фактическом материале описаны А. И. Зотовым.
Под влиянием упражнений в ходе обучения способность различать цвета при многих приобретенных формах нарушений цветоразличения может развиваться (А. И. Зотов, Ж- И. Шиф и др.). При этом большую роль играют специально направленные упражнения в цветоразличении, проведение разных дидактических игр, связанных с различением цветов и цветовых оттенков, использование цветовой мозаики, цветового домино, парных картинок, рассматривание и анализ по смысловому содержанию, по форме и другим признакам предметных и сюжетных картинок, рисунков, самостоятельное выполнение красочных рисунков в связи с занятиями по изобразительному искусству, беседы об искусстве, сочетающиеся с рассматриванием и анализом красочных художественных картин, в основном предусмотренных программой изобразительного искусства (об этом будет подробнее сказано ниже).
Цветовое различение развивается в процессе выполнения многих видов учебной деятельности (занятия изобразительной деятельностью, домоводством; выполнение лабораторных и практических работ, требующих визуального наблюдения за протеканием физических и химических процессов, сопровождающихся изменением цвета и цветовых оттенков, и др.).
При утомлении цветоразличение может ухудшаться. Поэтому важно соблюдать определенный режим зрительной нагрузки при выполнении учебных заданий.
Характеризуя цветоразличение, следует иметь в виду его основные свойства: светлоту (яркость), цветовой тон, насыщенность. Цветоразличение зависит от условий восприятия: от яркости, контрастности, насыщенности того или иного цвета.
Для облегчения восприятия окрашенных в разные цвета предметов и изображений следует усиливать яркость, контрастность, увеличивать насыщенность цвета, что облегчает учащимся вычленение объекта из фона и обеспечивает более четкое восприятие изображаемых предметов, процессов и явлений.
Усиление яркости и контрастности позволит учащимся с глубоким нарушением цветового зрения оценивать разные цвета по ряду косвенных признаков. Различение яркости сохраняется у детей даже при очень низкой остроте центрального зрения и используется ими как опорный ком<