Периферическое зрение (поле зрения)

Под периферическим зрением понимается функция сетчатки глаза, реализующаяся вне желтого пятна. Периферическое зрение характеризуется в принципе теми же свойствами, что и центральная часть сетчатки (в области желтого пятна), от которой зависит состоя­ние остроты зрения. Периферическое зрение участвует в различении положения, формы предметов. Оно имеет важное значение для обозрения и прослеживания дви­жущихся объектов. Восприятие движущихся предметов, так называемое динамическое восприятие, перифериче­ским зрением осуществляется значительно лучше, чем центральной частью сетчатки.

Периферическое зрение отличается более высокой чувствительностью к свету, что позволяет видеть пред­меты в сумерки и ночью. Состояние периферического зрения оценивается путем измерения доля зрения.

Величина поля зрения определяется максимальным расстоянием, в пределах которого можно одновремен­но воспринимать неподвижным взором два предмета.

Поле зрения в значительной мере зависит от со­стояния остроты центрального зрения. Эта зависимость не является однозначной. Иногда при нормальном со­стоянии остроты зрения границы поля зрения бывают резко сужены. У многих детей при нарушении остроты зрения (до известных пределов) границы поля зрения остаются в пределах нормы.

Определение поля зрения производится обычным или проекционным периметром, позволяющим оценить его границы. Нормальные границы поля зрения характери­зуются следующими показателями: для белого цвета, с височной стороны (кнаружи) 90°, с носовой стороны (кнутри) 60°, книзу 70°, кверху 60°. Бинокулярное по­ле зрения на белый цвет составляет около 120°. Гра­ницы поля зрения на другие цвета хуже, чем на белый цвет. Так как на периферии преобладают палочки, а не колбочки, ощущение цвета очень слабое. Все цвето-рые раздражители кажутся одинаковыми. Ближе к центру сетчатки при адекватном воздействии появляют­ся ощущения сначала синего, затем желтого, красного и, наконец, зеленого цвета.

Следует учитывать как монокулярное, так и бино­кулярное поля зрения. При концентрическом сужении


Периферическое зрение (поле зрения) - student2.ru

340

320

zoo

1BD


Рис. 4. Границы нормального поля зрения.


60

30

150

165 195

345

гю

330

/гъ

3/5

300

Периферическое зрение (поле зрения) - student2.ru гв5 ' 'до1

270

Рис. 5. Сужение поля зрения с носовой стороны.



105

SO

135

150

1B5

300

285

Периферическое зрение (поле зрения) - student2.ru 210

Рис 6. Концентрическое сужение поля зрения до точки фиксации

поля зрения периферические ограничения поля зрения более или менее одинаковы во всех направлениях. В других случаях поле зрения суживается только с одной какой-либо стороны — или с внутренней, или с наружной. Иногда при наличии глубоких нарушений периферического зрения на обоих глазах выпадают соответствующие друг другу части поля зрения или про­тивоположные части. Такое изменение поля зрения на­зывается гемианоптическим. На рис. 4, 5, 6 показаны разные формы нарушения поля зрения: а) границы нор­мального поля зрения, б) сужение поля зрения с носовой стороны; в) концентрическое сужение поля зрения до точки фиксации.

Ограниченные дефекты поля зрения, получившие название скотом, различаются по месту их расположе­ния. Встречается центральная скотома, захватывающая точку фиксации взора и зависящая от поражения жел­того пятна; парацентральная — находящаяся вблизи

точки фиксации, периферическая скотома, захватываю­щая некоторые периферические части сетчатки Раз­личаются абсолютная и относительная скотомы При абсолютной скотоме на белый цвет отсутствует всякое ощущение в этой части сетчатки. При относительной скотоме зрительная чувствительность лишь снижена. Например, белые объекты кажутся серыми. Способ­ность различать цвета при этом утрачивается, ощуще­ние же белого цвета сохраняется.

При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и процессы целостно, одновременно, во взаимных связях, простран­ственных и временных отношениях. Нормальное поле зрения позволяет бегло читать, охватывая сразу це­лое слово, иногда строку, бегло просматривать целую страницу, охватывать взором настенные таблицы, кар­ты и другие дистантно расположенные объекты Суже­ние поля зрения затрудняет целостность, одновремен­ность и динамичность восприятия.

Оно может быть односторонним (на одном глазу) и двусторонним (на оба глаза); равномерным, концен­трическим во всех направлениях (вертикальном, го­ризонтальном и промежуточных) или более выражен­ным в каких-либо отдельных направлениях (по гори­зонтали, вертикали или по промежуточным направле­ниям).

Дети с разной степенью нарушения поля зрения имеют разные возможности в отношении восприятия предметов и изображений. Согласно расчетам, прове­денным Н. В. Серпокрыл, дети с сужением границ по­ля зрения до 5° могут охватить взором предметы ве­личиной в 5 см, при сужении поля зрения до 10° — в 10 см, до 15° — в 15 см При концентрическом сужении поля зрения от 5 до 15° учащиеся могут воспринимать предметы высотой до 15 еж с расстояния 33 см. Если поле зрения сужено кверху на 10°, книзу на 30°, уче­ник может видеть при фиксированном взоре предметы высотой 20 см.

У слабовидящих школьников сужение границ поля аречия на белый цвет отмечается в 90% случаев, на синий — 77%, на зеленый — в 57%. У нормально ви­дящих детей сужение границ поля зрения на белый цвет отмечалось всего в 10% случаев, а на синий — в 23% случаев (исследования Н. В. Серпокрыл).

Состояние периферического зрения зависит от при­чин снижения зрения и от клинических форм, обусло­вивших зрительные дефекты. В одних случаях оно может быть обусловлено заболеванием внутренних оболочек глазного яблока и периферического конца зрительного нерва. В других случаях оно связано с за­болеванием центрального конца зрительного нерва. Так, например, значительное сужение поля зрения (до 30—40°) отмечается при частичных атрофиях зри­тельного нерва, пигментной дегенерации сетчатки, хо-риоритинитах. Бывают нарушения поля зрения в форме периферических скотом. Такие нарушения сколько-ни­будь заметно не сказываются на процессах чтения, пись­ма, изобразительной деятельности и других видах учеб­ной работы. При центральных скотомах даже весьма ограниченное выпадение поля зрения мешает зрительно­му восприятию учебного материала

В связи с тем что скотома затрудняет восприятие отдельных частей предметов, изображений букв, цифр, частей рисунков и картин, ребенок не в состоянии бы­стро опознавать предъявляемые ему средства нагляд­ности При узнавании объектов ему приходится мыс­ленно восполнять пробелы восприятия, а это связано с замедленностью зрительного различения, трудностью зрительно-пространственного анализа,- повышением утомляемости, снижением работоспособности. Иногда мельчайшие центральные скотомы сопровождаются разрушением светочувствительных элементов (при мно­жественном склерозе, нарушениях от ожогов солнцем желтого пятна и т п). В этих случаях у детей могут возникать огромные трудности при чтении, письме, вос­приятии и выполнении рисунков и других видах за­нятий.

Сужение поля зрения отмечается также при различ­ных заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и при по­мутнениях роговицы Помутнение роговицы может за­крывать область желтого пятна, в связи с чем затруд­няется ясное видение воспринимаемых объектов Особен­но большое выпадение поля зрения отмечается при от­слойке сетчатки.

При органических заболеваниях центральной нерв­ной системы причиной выпадения поля зрения обычно является заболевание зрительных путей, центрального конца зрительного нерва (сзади от хиазмы). В этих

случаях периферическое поле зрения значительно на­рушается и носит характер гемианопсии Отмечается тлубокая патология зрительного восприятия, обуслов­ленная нарушением деятельности мозговых клеток ко­ры больших полушарий мозга. При поражении левой половины нервных зрительных путей выпадает правая половина поля зрения В этих случаях ребенок видит только левую сторону рассматриваемых предметов и изображений или воспринимает отдельные части, рас­положенные с левой стороны При заболевании зри­тельных путей с правой стороны выпадает левая по­ловина поля зрения, и ребенок видит только правую сторону воспринимаемого объекта или изображения

При таком глубоком нарушении периферического зрения острота центрального зрения может бьпь сох­ранной Однако у детей возникают исключительные трудности при зрительном восприятии в сочетании с нарушением других высших форм познавательной дея­тельности Наряду с нарушением периферического зре­ния у них бывает расстроено бинокулярное и стерео­скопическое зрение и нарушено восприятие формы и величины предметов Обычно эти дети характеризуют­ся глубоким нарушением зрительного синтеза, простран­ственной ориентации, пространственного мышления, операций обобщения и других высших психических про­цессов

Эти нарушения настолько серьезны, что такие дети не могут обучаться в обычных условиях С ними нуж­но заниматься в индивидуальном порядке в условиях специального учреждения. Они должны находиться под постоянным наблюдением невропатолога и оку­листа

Небольшое снижение периферического зрения отме­чается при многих клинических формах Сужение поля зрения по крайней периферии сетчатки, как отмеча­лось выше, не отражается на восприятии учеб'нни материала (при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зри­тельных функций). При ориентации в более широком пространстве сужение поля зрения компенсируется поворотом головы и глаз в сторону наблюдаемого объекта Однако при ..^ачыелъчом сужении пглч ip<.; чя хотя бы одного глаза (до 30° и ниже) у учащихся могут возникать серьезные трудности во время познава-

тельной и игровой деятельности, а также при занятиях физкультурой, спортом и трудом

При выполнении трудовых операций, в частности во время работы на станках, учащиеся с концентри­ческим сужением поля зрения могут быть подвержены травматизму, так как они не в состоянии охватывать периферическим зрением все, что делается вокруг. У них, как правило, страдает целостность и одновремен­ность обозрения предметов Они вынуждены рассмат­ривать предметы по частям, обводя глазами их конту­ры и последовательно выделяя отдельные признаки. В связи с этим целостный одновременный характер вос­приятия у таких детей заменяется последовательным (сукцессивным узнаванием). Это значительно замедля­ет рассматривание предметов и изображений и требу­ет длительной их экспозиции. В связи с замедленностью и фрагментарностью восприятия у них возникают боль­шие трудности при чтении, списывании текстов, вы­полнении рисунков и т п Учебные пособия при су­женном поле зрения воспринимаются замедленно, в несколько этапов При этом отмечается большое на­пряжение зрительного внимания, что обусловливает замедленность восприятия и повышенную утомляемость. В отдельных случаях в школах встречаются дети, у которых границы поля зрения сужены до 10—15° или до точки фиксации Такие дети являются практически слепыми, они лишены возможности обучаться с по­мощью зрения. Эти дети не могут свободно передви­гаться в незнакомой местности При ориентации на улице в условиях большого города они нуждаются в посторонней помощи, даже если у них нет глубокого нарушения остроты зрения Дети с таким глубоким нарушением поля зрения должны направляться в спе­циальные школы для слепых детей

Следует, однако, отметить, что в процессе обучения у учащихся развивается определенная зрительная сно­ровка при восприятии предметов и изображений, кото­рая облегчает их ориентацию в пространстве Это зависит от сохранности других зрительных функций

В связи с О1ромным значением периферического зре­ния для восприятия учебного материала и ориентации в окружающем учителю необходимо иметь сведения о сос­тоянии не только остроты центрального зрения, но и о периферическом зрении слабовидящих школьников

Выраженное нарушение поля зренмя у слабовидя­щих детей учитель может обнаружить в процессе наб­людения за тем, как учащиеся воспринимают материал во время уроков (при чтении, при письме, при ориен­тации на рабочем месте, при оценке расстояний и на­правлений во время занятий физкультурой) и во время игры. Из поля восприятия этих детей выпадают мно­гие зрительные ориентиры при передвижении в про­странстве, а также при обозрении предметов, распо­ложенных на парте или рабочем месте. Такие дети обязательно должны обследоваться глазным врачом. Как правило, они подлежат медицинскому обследова­нию в начале и конце учебного года для того, чтобы определить те изменения, которые произошли в функ­циональном состоянии центрального и периферического зрения. Полученные данные помогут учителю приме­нить некоторые индивидуальные нормы зрительной нагрузки в процессе учебной работы, правильно оценить трудности, которые возникают у детей при чтении, письме, рисовании и черчении в связи с нарушением зрения.

Таким детям следует обеспечить индивидуальный режим в чередовании труда и отдыха. Непрерывная зрительная нагрузка для этих детей не должна быть дли­тельной. Она устанавливается индивидуально. Для отды­ха глаз предлагают такие виды учебной работы, которые не связаны с напряжением зрения. Иногда могут быть предложены организационные задания (стереть написан­ное на классной доске, раздать тетради и т. д.). Не­которым детям со значительным нарушением остроты центрального зрения и периферического зрения реко­мендуется давать отдых для глаз в середине урока путем переключения взора вдаль на 2—3 минуты.

В целях улучшения периферического зрения при не­которых формах нарушения органа зрения применяют­ся специальные упражнения, способствующие формиро­ванию приемов и способов обозрения предметов в их пространственных отношениях. Для этого во внеклас­сное время в школе или в домашних условиях исполь­зуются различные дидактические игры, связанные с ди­намическим обозрением объектов, расположенных в разных направлениях. Однако далеко не при всех кли­нических формах зрительных дефектов можно поднять функции периферического зрения.

Форменное и глубинное зрение

В литературе отмечается три вида пространственного зрения

а) форменное зрение, позволяющее воспринимать
телесность и форму предмета, что может быть обеспе­
чено как монокулярным, так и бинокулярным зрением;

б) стереоскопическое зрение, обеспечивающее вос­
приятие объемности предметов в трехмерном простран­
стве с помощью бинокулярного зрения;

в) глубинное зрение, позволяющее оценивать глу­
бину пространства (глубинный глазомер), восприни­
мать удаление и взаимное расположение объектов в раз­
ных направлениях по отношению их друг к другу.

Развитие пространственного зрения тесно связано с пространственным анализом и синтезом. На более ран­них возрастных этапах развивается форменное зре­ние. Позднее формируется глубинное зрение, которое в нормальных условиях развивается уже со старшего дошкольного возраста.

Затем формируются более сложные пространственные представления, связанные с развитием глубинного и сте­реоскопического зрения. Оценка глубины пространства является результатом совместной деятельности сенсор­ных и двигательных функций глаза и зависит от содер­жания, методов и условий обучения и воспитания.

Важное значение при зрительном восприятии имеет форменное зрение, позволяющее различать форму и телесность предметов.

Слабовидящие дети воспринимают формы плоских, двухмерных предметов без особых затруднений (по сравнению с нормально видящими сверстниками).

Значительно сложнее протекает процесс восприятия объемных предметов, связанный со зрительной оценкой глубины пространства (глубин-ным глазомером) и про­странственной ориентацией.

При монокулярном зрении, т. е. видении одним гла­зом, у ребенка восприятие глубины пространства нару­шается и протекает более замедленно. В обычных ус­ловиях при нормальном бинокулярном и стереоско­пическом зрении человек может правильно производить оценку глубины пространства. При монокулярном зре­нии это осуществляется в несколько раз медленнее (М А Тумаркипа). Поэтому нельзя требовать от

3 М И Зем юоа 33

ребенка, у которого сохранен только один глаз, быстро выполнять задания, требующие оценки глубины про­странства и отношений между разноудаленными пред­метами. Большие трудности возникают у этих детей при восприятии перспективы, ориентации в большом пространстве, например во время занятий физкульту­рой и спортом (метание в цель, игра с мячом и т. п.).

Следует учитывать, что при одноглазии значитель­но снижается устойчивость ясного видения, отмечает­ся значительное сужение поля взора, нарушение стере­оскопического зрения. Все это весьма затрудняет оценку расстояний и пространственных отношений меж­ду предметами.

Следует, однако, отметить, что оценка простран­ственных отношений может совершенствоваться и в этих случаях в результате применения системы специ­альных тренировочных упражнений для развития мо­нокулярного зрения у одноглазых детей. В методиче­ском отношении весьма ценными являются специальные упражнения по развитию монокулярного зрения, фор­мированию умений оценивать с помощью одного глаза величину и форму предметов, пропорциональные отно­шения (рассматривание предметов и изображений в связи с овладением системой знаний, рисование, лепка, моделирование, конструирование и др., а также заня­тия, способствующие развитию макроориентировки: подвижные игры, некоторые виды занятий физкульту­рой, ритмикой и т. п.).

В процессе учебной работы учащиеся восприни­мают предметы преимущественно с расстояния 30— 33 см (при чтении, письме). Необходимость оценки глу­бины пространства на таком расстоянии часто возни­кает также при выполнении различных видов изобра­зительной деятельности, во время занятий трудом, проведения лабораторных и практических работ. У слабовидящих детей оценка глубины пространства на­рушается и при бинокулярном зрении. Развитие глу­бинного зрения зависит от состояния остроты зрения. При остроте центрального зрения 0,2 и ниже отмеча­ется значительное нарушение глубинного глазомера. По своим возможностям такое зрение приближается к монокулярному зрению (М. А. Тумаркина). При более высокой остроте прения (0,3—0,6) глубинное зрение по своим возможностям и устойчивости близко к норме.

Зрительная оценка глубины пространства зависит от состояния других зрительных, а также двигательных функций глаза, в особенности от состояния бинокуляр­ного, стереоскопического и глубинного, зрения.

Выраженные аномалии развития бинокулярного и сте­реоскопического зрения отмечаются у детей, страдающих косоглазием. У этих детей значительно снижена или на­рушена способность видеть двумя глазами и сливать изображения в единый зрительный образ (Э. С. Авети-сов, И. Д. Смольянинова и др.)- В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения при косогла­зии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства и в формировании сложных пространствен­ных представлений. При выполнении ими учебных зада­ний, связанных с оценкой пространства в трех его из­мерениях (например, зрительное наблюдение географи­ческих объектов в естественных условиях, выполнение многих работ по черчению и изобразительной деятель­ности, а также проведение некоторых видов занятий физкультурой и спортом), у них встречаются большие трудности. С такими детьми проводят индивидуальную работу.

Следует учитывать, что нарушение глубинного зрения при косоглазии, как правило, сочетается с недоразвитием глазодвигательных функций. В связи с этим страдает зрительная фиксация, возникают трудности в прослежи­вании движущихся объектов.

При содружественном косоглазии, как правило, на­рушена симметрия в положении глаз, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза и вносит своеобразие в развитие стереоскопического зре­ния у детей (Э. С. Аветисов, Заксенвегер (ГДР), М. Б. Эйдинова и др.).

При содружественном, косоглазии отсутствует единст­во в деятельности обоих глаз. В связи с этим с большим затруднением осуществляется направленный взгляд при восприятии того или иного объекта. Это, в свою очередь, затрудняет зрительно-пространственный анализ воспри­нимаемых объектов и формирование трехмерного зри­тельного образа.

Со зрительной оценкой пространства связаны все ви­ды учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Нарушение зрительно-пространственного синтеза при содружественном косоглазии обусловливает замедлен-

3* 35

ность темпов выполнения движений, недостатки разви­тия координации при письме, рисовании, занятии трудом. Наибольшие трудности у этих детей возникают при вос­приятии и выполнении перспективных изображений. Ди­дактический материал должен экспонироваться сравни­тельно дольше. Им надо давать больше времени для рас­сматривания и наблюдения объектов

Для ознакомления этих детей с иллюстрациями необ­ходимо широко использовать раздаточный материал. Благодаря этому дети получают возможность не спеша рассмотреть изображенные предметы и явления. В ре­зультате у них формируются правильные зрительные представления.

При нарушении бинокулярного и стереоскопического зрения у детей возникают большие затруднения во вре­мя занятий черчением, изобразительным искусством и т. п. Узнавание сложных изображений с перспектив­ными сокращениями объектов, множественными пересе­чениями контурных очертаний предметов, с многообра­зием светлотных и цветовых отношений, изменением пропорций, для этих детей весьма затруднено. При не­устойчивости фиксации взора, усугубляющейся наруше­нием бинокулярного зрения, они часто бывают не в сос­тоянии воспринимать предметы и изображения в их тес­ной взаимной связи. Эти дети ограничиваются выделени­ем отдельных признаков изображаемых предметов. Зри­тельное узнавание у них протекает последовательно и многоэтапно и характеризуется наличием большого ко­личества уподоблений, замен одних воспринимаемых объ­ектов другими, сходными с ними.

У многих детей, имеющих нарушения бинокулярного и стереоскопического зрения, отмечаются серьезные не­достатки в фиксации взора, в оценке глубины простран­ства, прослеживании движущихся предметов. Это за­трудняет динамическое восприятие, в частности, при про­смотре кинофильмов. У таких детей возникают некото­рые специфические трудности при восприятии изображе­ний, переданных в перспективе и в сложных ракурсах. При оценке глубины пространства эти учащиеся опира­ются на приемы логического объяснения и на знания правил перспективных сокращений. При восприятии предметов и явлений действительности они опираются На отдельные смыслоразличительные признаки и мыс­ленно вносят коррективы в пространственные отношения

S6

и взаимосвязи частей предметов, которые им трудно не­посредственно воспринимать с помощью неполноценного зрения. Аналогичными приемами восприятия глубины пространства пользуются также учащиеся при моноку­лярном зрении. В связи с этим при необходимости давать оценку глубины пространства, например при проведении работ на местности, наблюдении трехмерных объектов и т. п , учитель должен сопровождать восприятие уча­щимися соответствующих объектов их словесной обри­совкой. Можно давать предварительное словесное опи­сание тех объектов, которые учащимся предстоит наблю­дать самостоятельно.

В условиях специального обучения пространственное зрение развивается и совершенствуется Под влиянием применения системы направленных упражнений, способ­ствующих развитию бинокулярного и стереоскопического зрения, восприятие глубины пространства при разных формах косоглазия и других нарушениях зрения улуч­шается (исследования Э. С. Аветисова, И. Л. Смольяни-новой, Заксенвегера (ГДР) и др.). Занятия по восста­новлению бинокулярного и стереоскопического 3pei ия проводятся в глазных кабинетах некоторых лечебных учреждений.

В условиях воспитания и обучения детей для форми­рования пространственных представлений используются различные графические и измерительные работы, неко­торые виды игровой и трудовой деятельности, различ­ные виды внеклассных заданий, связанных с занятиями физкультурой, спортом, туристическими походами и т. д.

Важным средством развития бинокулярного и стерео­скопического зрения в домашних условиях являются раз­личные виды бытового труда и игровой деятельности: пластическое моделирование, конструирование из бума­ги, картона и других материалов, занятия с мозаикой, плетение, рисование, игра в мяч, в кегли и т. п. Для раз­вития стереоскопического зрения в домашних условиях могут применяться различные стереоскопические рисунки и рассматривание в стереоскоп разных картинок. Для рассматривания изображений могут применяться алло­скоп, фильмоскоп и др. В процессе разных видов игровой и трудовой деятельности развивается не только биноку­лярное стереоскопическое зрение, но и другие зритель­но-сенсорные и двигательные функции глаза, обеспечи­вающие зрительно-пространственный синтез и формиро-

вание целостных зрительных образов объемных предме­тов, воспринимаемых в трехмерном пространстве. В про­цессе обучения важно развивать у детей наблюдатель­ность, творческое, воссоздающее воображение, прост­ранственное мышление и другие высшие формы познава­тельной деятельности.

Лечебно-восстановительные упражнения по развитию бинокулярного зрения при его нарушении рекомендуют­ся глазными врачами, которые проводят наблюдения за состоянием зрения у этих детей. Многие упражнения мо­гут проводиться в условиях учебной работы в связи с изучением программного материала, например по изо­бразительному искусству, труду, природоведению и т. д. Такие упражнения, как правило, должны соответствовать общим дидактическим требованиям и иметь целенаправ­ленный, осознанный характер. Очень важно, чтобы они представляли для учащихся известный интерес. Позна­вательная ценность таких упражнений должна сочетать­ся с элементами занимательности.

В целях воспитания в процессе этих занятий эстети­ческих чувств, которые могут оказать свое положитель­ное воздействие на ход развития зрительных функций, учащимся предлагается выполнение разных декоративно-прикладных работ (художественное вырезывание" выпи­ливание, вязание, плетение, изготовление различных са­модельных настольных игр, карнавальных костюмов и т. п.). В домашних условиях детям могут предлагаться игры, связанные с ориентацией в пространстве (кольце-брос, забрасывание шариков в трубочку и др.).

Слабовидящим детям начальных классов важно пред­лагать игровые упражнения ив условиях школы. У детей младшего школьного возраста имеются большие потен­циальные возможности для развития в условиях обуче­ния бинокулярного и стереоскопического зрения. Эти возможности обусловлены тем, что указанные функции находятся у них в стадии формирования и обладают большой пластичностью и податливостью.

Под воздействием целенаправленных специальных упражнений, способствующих развитию бинокулярного и стереоскопического зрения, оценка пространственных от­ношений значительно улучшается. Дети, у которых имеет­ся содружественное косоглазие, научаются пользоваться двумя глазами, что облегчает осуществление биноку­лярного синтеза при восприятии дистантно расположен-

ных объектов, а также предметов, расположенных в пре­делах узкого зрительного поля.

Восстановление глубинного и стереоскопического зре­ния служит зрительно-сенсорной основой для формиро­вания \ слабовидящих детей сложных пространственных представлений, что может способствовать успешному ус­воению знаний, в частности, по таким предметам, как геометрия, стереометрия, черчение, физика, изобрази­тельное искусство и др.

Развитие зрительно-пространственного синтеза спо­собствует улучшению ориентировки в пространстве: во время игровой деятельности, занятий физкультурой, спортом, трудом. Все это оказывает положительное воз­действие на развитие высших форм зрительного анализа и синтеза.

Цветоразпичение и контрастная чувствительность

Как известно, нормально видящий глаз воспринимает свет, характеризующийся длиной волн от 390 до 760 нм (миллионных долей миллиметра). К разным лучам спект­ра чувствительность глаза неодинакова: к желто-зелено­му цвету она выше, к синему в 40 раз ниже, чем к жел­тому.

Световые лучи разной длины волны вызывают раз­ные ощущения цвета. Свет с длиной волны около 665 нм соответствует красному цвету, 580 нм— желтому, 527— зеленому, 475 нм — синему, 445 нм — фиолетовому. Наи­более чувствителен глаз к световым лучам с длиной вол­ны 555 нм.

При нарушении различительной способности к цвету учащиеся испытывают затруднения при узнавании раз­ных цветов. Существуют разные типы нарушений цвето­вого зрения:

а) полная цветовая слепота: все цвета кажутся се­
рыми (так называемая ахромазия);

б) частичное нарушение цветоразличения — оттенков
красных и зеленых цветов.

В этом случае все цвета нередко воспринимаются в двух основных тонах —желтом (в длинноволновой час­ти спектра) и голубом (в коротковолновой части спект­ра). В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в дру­гих— к зеленым лучам;

в) частичное нарушение цветоразличения к сине-фи­олетовой части спектра.

В этом случае спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленом тонах.

У учащихся школ слепых, имеющих остаточное зре­ние в пределах 0,01—0,04, понижение цветоощущения встречается весьма часто (А. И. Каплан, Н. В. Серпо-крыл).

Однако наряду с цветовой слепотой и разными фор­мами патологии цветового зрения у многих детей с на­рушением зрения наблюдается и нормальное цветораз-личение (А. И. Каплан). Среди слабовидящих наруше­ния цветоразличения встречаются довольно часто. В массовых школах такие случаи очень редки.

Нарушение цветоразличения может быть обусловлено поражением колбочкового аппарата глаза зрительного нерва или центральной нервной системы. Оно может быть врожденным и приобретенным. Врожденные де­фекты цветоразличения обусловлены внутриутробными аномалиями развития органов зрения или патологией генетического характера. Приобретенные формы наруше-ьия цветового восприятия возникают в результате орга­нических заболеваний органа зрения, центральной нерв­ной системы или травматических повреждений.

Врожденные и приобретенные формы нарушения цве-юразличения характеризуются разными признаками (Е. Б. Рабкин). При врожденных и приобретенных фор­мах цветоаномалий чувствительность зрительного ана­лизатора к разным участкам спектра различна. Так, при врожденных нарушениях отмечается снижение чувстви­тельности главным образом к красному и зеленому цве­там, а при приобретенных нарушениях— к трем основ­ным цветам: красному, зеленому, синему.

Неодинакова также и чувствительность органа зре­ния к различным светлотам. При врожденных расстрой­ствах различения ' светлотных отношений контрастная чувствительность может не нарушаться, а при приобре­тенных формах она снижена.

Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый, стабильный характер, а приобретен­ные весьма изменчивы, могут переходить одна в дру­гую.

Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать значительные сдвиги в

развитии и даже полностью нормализоваться (следует, однако, заметить, что в некоторых случаях цветоразли-чение может снижаться и при приобретенных формах патологии цветоразличения).

Врожденные нарушения цветоразличения встречают­ся на оба глаза и рассматриваются как явление биноку­лярное, а приобретенные нарушения могут иметь как бинокулярный, так и монокулярный характер. Бинокуляр-ность нарушений в значительной мере позволяет отли­чать врожденные формы аномалий развития цветораз­личения от приобретенных форм, что имеет большое значение как для диагностики, так и для прогноза разви­тия способности различать ц^ета при некоторых формах нарушения зрительной системы в условиях обучения и воспитания.

Формы и степени расстройства цветоразличения за­висят от клинических форм слепоты и слабовидения, их происхождения, локализации и течения (А. И. Каплан).

Для зрительного ощущения определенное значение имеет изменение угла зрения, т. е. расстояния от глаз до воспринимаемого цветного объекта. Впервые это было подмечено И. М. Сеченовым и зкспериментально пока­зано Б. Г. Ананьевым, А. И. Зотовым, Б. М. Тепловым и др

Особенности пространственной динамики восприятия цветов цветоаномалами при нарушении зрения на боль­шом фактическом материале описаны А. И. Зотовым.

Под влиянием упражнений в ходе обучения способ­ность различать цвета при многих приобретенных фор­мах нарушений цветоразличения может развиваться (А. И. Зотов, Ж- И. Шиф и др.). При этом большую роль играют специально направленные упражнения в цветоразличении, проведение разных дидактических игр, связанных с различением цветов и цветовых оттенков, использование цветовой мозаики, цветового домино, пар­ных картинок, рассматривание и анализ по смысловому содержанию, по форме и другим признакам предметных и сюжетных картинок, рисунков, самостоятельное вы­полнение красочных рисунков в связи с занятиями по изобразительному искусству, беседы об искусстве, соче­тающиеся с рассматриванием и анализом красочных ху­дожественных картин, в основном предусмотренных программой изобразительного искусства (об этом будет подробнее сказано ниже).

Цветовое различение развивается в процессе выполне­ния многих видов учебной деятельности (занятия изо­бразительной деятельностью, домоводством; выполнение лабораторных и практических работ, требующих визу­ального наблюдения за протеканием физических и хими­ческих процессов, сопровождающихся изменением цвета и цветовых оттенков, и др.).

При утомлении цветоразличение может ухудшаться. Поэтому важно соблюдать определенный режим зритель­ной нагрузки при выполнении учебных заданий.

Характеризуя цветоразличение, следует иметь в виду его основные свойства: светлоту (яркость), цветовой тон, насыщенность. Цветоразличение зависит от условий вос­приятия: от яркости, контрастности, насыщенности того или иного цвета.

Для облегчения восприятия окрашенных в разные цвета предметов и изображений следует усиливать яр­кость, контрастность, увеличивать насыщенность цвета, что облегчает учащимся вычленение объекта из фона и обеспечивает более четкое восприятие изображаемых предметов, процессов и явлений.

Усиление яркости и контрастности позволит учащим­ся с глубоким нарушением цветового зрения оценивать разные цвета по ряду косвенных признаков. Различение яркости сохраняется у детей даже при очень низкой ост­роте центрального зрения и используется ими как опор­ный ком<

Наши рекомендации