Аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей

М.И. 3EMUOBA

УЧИТЕЛЮ

О ДЕТЯХ

С НАРУШЕНИЯМИ

ЗРЕНИЯ

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

М. И. ЗЕМЦОВА

УЧИТЕЛЮ

О ДЕТЯХ

С НАРУШЕНИЯМИ

ЗРЕНИЯ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1973

371.9 3-55

Рекомендовано к изданию

Рсдакционно-издательским советом

АПН СССР

Земцова М. И.

355 Учителю о детях с нарушениями зрения. М., «Просвещение», 1973. 159 с. с ил.

В книге раскрываются особенности развития детей ,. нарушениями зрения, освещаются способы и приемы, с помощью которых можно предупредить или преодолеть неуспеваемость такчх детей Пособие рассчитано на учителе?1 1"а(.с.-Вых шьол и может быть ис"Э1ыовано воспитателями и школьгн'мл ррд гами

0065-268

3ЖоТ(оз)-73 >78~73 371-9

Издательство «Просвещение» 1973

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в нашей стране создана дифференцированная сеть специальных общеобразовательных трудовых поли­технических школ. В этих школах слепые и слабови­дящие учащиеся получают общее образование, политех­ническую и трудовую подготовку, идейное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Им обеспечиваются условия для всестороннего развития умственных и фи­зических способностей.

Но значительное число слабовидящих детей в настоя­щее время обучается в массовых школах в одних и тех же классах с нормально видящими школьниками. Есте­ственно, что в массовой школе нельзя полностью воспро­извести те специфические условия, какие имеются в спе­циальных школах. Поэтому при обучении этих детей учителя массовой школы нередко встречаются с затруд­нениями, которые усугубляются незнанием характера и структуры зрительных дефектов, своеобразия психиче­ского и физического развития при слабовидении. В связи с этим при обучении в массовой школе такие дети не всегда получают своевременную помощь, в которой они нуждаются, что нередко приводит к стойкой неуспевае­мости и второгодничеству.

Чтобы предотвратить трудности в обучении и неус­певаемость слабовидящих детей, учителю необходимо знать их во всрх отношениях.

Разностороннее знание структуры зрительных дефек­тов, состава нарушенных функций зрения, характера вторичных отклонений в физическом и умственном раз­витии позволит учителю найти эффективные методы обучения и воспитания учащихся при разных формах аномального развития.

В предлагаемой вниманию учителя книге делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснован-

i:oro обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы. Наибольшее внимание при этом уделяется той категории детей с нарушениями зрения, которые испыты­вают специфические трудности в процессе обучения. В книге освещаются основы обучения слабовидящих, не­которые данные, характеризующие нарушения функций зрения, особенности познавательной деятельности при нарушении зрения, пути и условия компенсации и кор­рекции нарушенных и недоразвитых функций, некоторые методы и принципы организации обучения и, наконец, гигиенические требования к учебной работе.

Главная задача нашей книги — помочь учителю мас­совой школы повысить успеваемость и обеспечить разви­тие умственных и физических способностей слабовидя­щих детей.

Автор с глубокой благодарностью воспримет все за­мечания и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование книги. Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, Погодинская ул., д. 8, Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ, ПУТИ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения

Зрительный анализатор является сложной функцио­нальной системой, включающей воспринимающий при­бор зрения (глаз), зрительный нерв, по которому из окру­жающей среды сигналы поступают в кору больших полу­шарий мозга, и наконец воспринимающие клетки в затылочной области коры и рассеянные зрительные эле­менты в других областях коры.

Высокая организация нервных элементов зрительной системы обеспечивает сложный зрительно-пространствен­ный анализ и синтез воспринимаемых предметов, процес­сов и, явлений действительности.

Кратко остановимся на описании элементов зритель­ной системы.

Глазное яблоко (рис. 1) состоит из наружной оболоч­ки— склеры. Передняя часть склеры переходит в проз­рачную ткань— роговицу. Наружные волокна склеры




Ресничная мышца

Стекловидная масса Центральная ямка Зрительная ось

Роговица Радужная оболочка Передняя камера

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru Сосудистая оболочка

Рис 1. Схема глаза человека.

образуют твердую оболочку зрительного нерва. Изнутри склера выстлана богатой кровеносными сосудами обо­лочкой, носящей название сосудистого тракта, в котором различаются три части: сосудистая оболочка, ресничное тело и радужная оболочка (радужка). Впереди сосудис­тая оболочка постепенно уплощается, образуя ресничное тело, в состав которого входят ресничная и аккомодаци­онная мышцы. С помощью последней устанавливается глаз для зрительного восприятия предметов, находящих­ся на различных расстояниях от наблюдателя. Ресничная мышца иннервируется волокнами глазодвигательного нерва. Радужная оболочка составляет часть сосудистого тракта с отверстием посредине — зрачком. Радужка у разных людей имеет разный цвет, что зависит от содер­жания в ней пигмента. В радужке имеются мышцы, с помощью которых суживается и расширяется зрачок. За радужкой расположен хрусталик. Позади хрусталика все пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Внутренняя оболочка глазного яблока — сетчатка расположена с внутренней стороны сосудистого тракта. По своему строению она является наиболее сложной и несет важные функции зрения, обеспечивающие процесс зрительного восприятия.

Сетчатка глаза состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевыми аппаратами: палоч­ками и колбочками, которые являются рецепторами света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами су­меречного и ночного зрения. Колбочки являются аппара­тами дневного зрения. В сетчатке глаза насчитывается 130 миллионов палочек, которые размещены главным обра­зом по периферии сетчатки глаза, от них зависит состоя­ние поля зрения. В сетчатке же имеется 7 миллионов кол­бочек, размещенных в центральной части сетчатой обо­лочки, преимущественно в области желтого пятна. От них зависит состояние центрального зрения и цветоразличение. Наиболее важное значение имеет центральная часть сет­чатки— желтое пятно, имеющее углубление — централь­ную ямку. Желтое пятно лежит кнаружи от соска (дис­ка) зрительного нерва. Центральная ямка состоит из од­них колбочек. В желтом пятне за пределами центральной ямки размещаются палочки, количество которых увели­чивается к периферии сетчатки. Место вхождения зри­тельного нерва (слепое пятно) лишено фоторецепторов.

Левое поле зрения

Правое поле зрения


Левый 'ПОЗ

Правый глаз Зрительный нерв Ци пиарный узел Подкорковый зрительный узел

Хиазма - Зрительный тракт

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru Зритель­ный центр в коре за -тылочной области мозга

Рис 2. Зрительные нервные пути.

Нервное возбуждение, возникающее в сетчатке глаза, под влиянием световой энергии, передается в проводящие нейроны, длинные отростки которых выходят из глазного яблока и образуют зрительный нерв. Волокна зритель­ных нервов обоих глаз после частичного перекреста (хи­азмы) выходят в виде отдельных нервных стволов, так называемого зрительного тракта (см. рис.2). Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах подкор­ки (наружном коленчатом теле, зрительном бугре и перед­нем четверохолмии). Из наружного коленчатого тела зри­тельные нервные пути идут к корковым зрительным цент­рам, расположенным в затылочной области. При световом воздействии подкорка оказывает влияние на общий тонус центральной нервной системы и на эмоционально-воле­вую сферу человека. В подкорковых образованиях проис­ходит частичное переключение импульсов со зрительных нервных путей на слуховые, двигательные и другие, что частично обеспечивает связь зрения с другими видами чувствительности. В своей функциональной деятельности глаз тесно связан с корой больших полушарий мозга и

находится под постоянным ее воздействием. Благодаря этому обеспечиваются сложные процессы зрительно-прост­ранственного анализа и синтеза. В коре через много­численные разветвления нервных путей происходит пере­броска импульсов из слуховой, двигательной и других областей в затылочную область. Это позволяет осуществ­лять зрительно-пространственную ориентацию с участием других сенсорных функций.

Слабовидящих детей

При аномальном развитии детей с сенсорными не­достатками (слабовидящие, глухие и др ) отмечаются:

а) первичные отклонения в деятельности функций,
обусловленные повреждением того или иного органа
вследствие заболеваний или травматических повреж­
дений организма;

б) вторичные отклонения в виде временного недо­
развития некоторых психических и двигательных функ­
ций, тесно связанных с пострадавшими сенсорными функ­
циями. Так, при нарушении зрения, как отмечалось
выше, обнаруживаются затруднения в развитии двига­
тельных функций, ориентации в пространстве, восприя­
тии, в формировании предметных и пространственных
представлений Все это обусловливает специфические
трудности при обучении.

Прежде всего отмечаются отклонения в развитии самой зрительной системы. Это так называемые внут­рисистемные функциональные нарушения зрения (ос­трота зрения, поле зрения, цветоразличение и др.). На­рушения зрительной системы отрицательно сказываются на формировании других систем, тесно связанных со зрением (двигательная ориентация, пространственное и предметное восприятие с помощью осязания или слуха и т. д.).

При внутрисистемном нарушении или недоразвитии какой-либо функции зрения в той или иной степени могут пострадать другие звенья зрительной системы. Так, например, при снижении до определенного уровня остроты центрального зрения часто отмечается сужение поля зрения. При нарушении бинокулярною, стереоско-

пического, зрения отмечаются отклонения в развитии двигательных функций глаза (недостатки фиксации взора, снижение амплитуды движения глаз, нарушение прослеживающих функций), недостатки контрастного различения. Недоразвитие или нарушение двигатель­ных функций глаза, в свою очередь ограничивает воз­можности обозрения окружающего мира, затрудняет развитие динамического восприятия, пространственной ориентации. Все это значительно затрудняет формиро­вание зрительно-сенсорных функций. Обеднение сен­сорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обусловливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем свя­зей, с одной стороны, и словеснологических связей — с другой.

При межсистемном нарушении функций отмечают­ся недостатки и задержки не только в развитии психи­ческих функций, но имеют место также недостатки в физическом развитии и формировании движений.

Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегу­лирования движений при неполноценном зрении отри­цательно сказывается на двигательных функциях. Ис­следования показывают, что у слабовидящих школьни­ков отмечаются замедленность темпа движений, недо­статки координации и точности, отклонения в развитии чувства ритма и пространственной ориентации, в ча­стности, во время занятий физкультурой, спортом, тру­дом. У них нарушается также микроориентировка при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зрения. Все это обусловли­вает специфические трудности обучения детей с нару­шениями зрения.

Степень выраженности вторичных отклонений в раз­витии зависит от многих причин: от возраста, в кото­ром наступило нарушение зрения, от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, от разных причин снижения зрения, структуры и состава нарушен­ных функций, а также от компенсаторных возможно­стей и условий обучения и воспитания.

Вторичные отклонения в развитии можно преду­предить Возникшие отклонения могут быть преодолены в процессе правильно организованного обучения.

Нормализация хода развития слабовидящего ребен­ка зависит от характера и степени нарушения функций,

с одной стороны, и процессов компенсации и коррек­ции, с другой. Развитие процессов компенсации свя­зано с мобилизацией резервных возможностей как внутри зрительной системы, так и в других сенсорных системах. Наиболее успешно процессы компенсации и восстановления функций зрения осуществляются в ре­зультате коррекционно-воспитательнои работы, в ходе обучения и воспитания детей, сочетающихся с лечеб­но-восстановительной работой.

Процесс нормализации развития ребенка зависит главным образом от содержания, методов и условий обучения. Путем специально направленного обучения можно на очень ограниченной чувственной основе нормализовать психическое и физическое развитие.

Исследования дефектологов (А. И. Мещеряков, И А Соколянский, А В. Ярмоленко и др ) показали, что в условиях специального обучения даже слепоглу­хонемые дети могут достигнуть высокого совершенства в сенсорном и умственном развитии, получить среднее, а в некоторых случаях и высшее образование.

Острота центрального зрения

Острота центрального зрения является основной функцией, от которой в значительной мере зависит со­стояние других функций зрительной системы. В норме острота зрения равна 1,0. Под ней понимается способ-

2* 19


аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru


аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

VO1(| .500

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

V.0I6 D -33 3


аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru
аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

V OJ 0-25O

V.0 3 D 16 87

Рис З Таблицы для определения

V=04 0-12 5

V-0 5 0=100

V.06 0=8 33

О

F V



V-0,7 0 -71*

* Ь С

V.08 ИХ If 4 О ffc *■» А

.0,9 0-555 О X A

V1 It



If t CXA *

остроты зрения у детей



ность глаза различать две светящиеся точки под углом зрения, равным одной минуте. Острота зрения определя­ется при помощи специальных таблиц, оптотипов и дру­гих способов проверки функций зрения. Для проверки зрения у детей используются специальные таблицы (см. рис. 3).

Следует различать, как отмечалось выше, остроту зрения для дали и остроту зрения для близи. При небольшой степени дальнозоркости (гиперметропии и ги-перметропическом астигматизме) острота зрения для близи хуже, чем острота зрения для дали.

При близорукости слабой степени (миопии и миопи-чсском астигматизме) острота зрения при работе на близком расстоянии лучше.

Повышению остроты зрения способствует ношение корригирующих очков, наличие благоприятных усло­вий освещенности, а также регламентирование зритель­ной нагрузки и др.

В настоящее время научными исследованиями ус­тановлено, что нарушение остроты зрения школьников ие является основной функцией, от которой зависит ход психического и физического развития.

Часто встречаются дети с очень низкой остротой зрения. Однако они успешно овладевают системой зна­ний и умений и не обнаруживают выраженных отклоне­ний в развитии. Вместе с этим бывают случаи, когда при' менее глубоких нарушениях зрения учащиеся зат­рудняются в овладении учебным материалом.

Острота зрения у школьников может изменяться в процессе учебной работы, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения (А. И. Каплан, Н. Г. Крач-ковская, Н. В. Серпокрыл и др.). У одних учащихся б условиях школьного обучения острота зрения замет­но повышается, у других она снижается, i третьих оста­ется относительно стабильной. Снижение остроты зре­ния зависит от многих причин: от характера и клини­ческих форм нарушения зрения, от условий обучения, от режима зрительной нагрузки и др. Снижение остро­ты зрения отмечается также вследствие перенесенных болезней, переутомления, ухудшения функционального состояния центральной нервной системы и всего орга­низма, от особенностей протекания патологического процесса.

При нарушении остроты зрения до известных пре лелов (до 0,1 и ниже) у учащихся возникают значи­тельные трудности во время чтения, письма, восприя­тия изображений, ориентировки в пространстве. Уча щиеся не могут обозревать с парты написанное hj доске, узнавать географические объекты на карте, вос­принимать детали изображений на картинах и т. п.

У них возникают трудности при зрительном воспри­ятии предметов крупных размеров, расположенных на большом расстоянии от наблюдателя (здания, различ­ные сооружения и т. п.), при выполнении практических работ. Их зрительное восприятие характеризуется за­медленностью, фрагментарностью, недостатками зри­тельного анализа.

При благоприятных условиях острота зрения мо­жет не только восстанавливаться до прежнего уровня, но и в некоторых случаях повышаться. Этому в зна­чительной мере содействуют лечение, специально на­правленная коррекционно-воспитательная работа и осуществление системы мероприятий по охране и раци­ональному использованию зрения при обучении слабо­видящих детей.

Чаще всего повышение остроты зрения встречается у дальнозорких детей. У некоторых из них зрение кор­ригируется оптическими стеклами настолько хорошо, что они пользуются зрением, как и нормально видящие дети.

Огромное влияние на состояние остроты зрения, как это будет показано ниже, оказывает состояние осве­щенности школьных помещений. При достаточном уровне освещенности острота зрения повышается. При низкой освещенности острота зрения снижается. Зна­чительное влияние на состояние остроты зрения ока­зывает учебная нагрузка учащихся (исследования Е. М. Белостоцкой, В. И. Белецкой, А. Н. Гнеушевой и др.). При некоторых клинических формах нарушения зрения (при атрофии зрительного нерва, миопии с изменением глазного дна, при дальнозоркости и др ) под влиянием учебной нагрузки острота зрения, ви­димость и другие функции могут изменяться в сторону ухудшения (исследования А. Н. Гнеушевой). При ката­ракте острота зрения может оставаться неизменной в те­чение длительного времени, а после операции она повы­шается (А. И. Каплан).

Снижение остроты зрения отражается на общем са­мочувствии и работоспособности. Состояние остроты центрального зрения имеет важное значение для фор­мирования непосредственно-чувственного опыта ребен­ка. Правильность и полнота зрительного восприятия объектов находится в прямой зависимости от состоя­ния зрения. Чтобы показать зависимость точности и полноты восприятия от остроты зрения, приведем ре­зультаты изучения 38 учащихся начальных классов с разной степенью нарушения остроты центрального зрения. Детям было предложено узнать с помощью зре­ния хорошо им знакомые муляжи разных фруктов и овощей: яблоко, груша, слива, апельсин, морковь, картошка, репа. Выяснилось, что дети с остротой зре­ния от 0,01 до 0,05 правильно опознали 49% предъяв­ленных им объектов, с остротой зрения от 0,06 до 0.09—62% и, наконец, с остротой зрения от 0,1 до 0,3—75%. При предъявлении этих же объектов нор­мально видящим школьникам наблюдалось безошибоч­ное узнавание каждого из них. Некоторые первоклас­сники с глубокими нарушениями остроты зрения в пределах 0,01—0,05 при восприятии муляжей обнару­живали грубые уподобления,- ошибки и замены одного объекта другим, например, по признаку цвета муляж картошки называли грушей, репой, муляж сливы — абрикосом и т. п., в то время как нормально видящие дети, а также дети, у которых зрение хорошо корриги­руется стеклами, безошибочно узнали все предъявлен­ные им муляжи фруктов и овощей. Из этих данных мы видим, что состояние остроты зрения оказывает замет­ное влияние на правильность узнавания предметов, что нередко связано с формальным усвоением знаний.

Характер восприятия учебного материала и окру­жающих предметов зависит также от состояния дру­гих функций зрительной системы' поля зрения, биноку­лярного зрения, цветоразличения, а также от состояния двигательных функций глаза.

Большое влияние на состояние зрительной системы оказывает тяжесть и характер перенесенных заболева­ний или нарушений центральной нервной системы. При одной и той же остроте зрения, но при разных клини­ческих формах нарушения и аномалиях развития орга­на зрения зрительные возможности восприятия слабо­видящих детей различны.

Двигательные функции глаза

Глазодвигательные функции способствуют лучшей настройке зрения и работе оптической системы глаза при рассматривании предметов.

При нормальном зрении движения глаз позволяют фиксировать взгляд и прослеживать взором воспринима­емые объекты. Дети постепенно овладевают приемам» движений глаз, позволяющими фиксировать взор при восприятии предметов, прослеживать движение предме­тов (сначала в горизонтальном, потом в вертикальном направлении). По мере укрепления связи между зри­тельно-сенсорными и двигательными компонентами зри­тельной системы развиваются произвольные движения глаз, позволяющие производить с помощью мышечного

чувства различные измерительные функции при оценке формы, взаимного положения предметов, расстояний, а также при восприятии предметов в трехмерном прост­ранстве.

Согласно литературным данным (М. Б. Эйдинова и др.) развитие движений глаз протекает наиболее интен­сивно в возрасте от трех до пяти месяцев. В этот период отрабатывается фиксация взора (исчезают некоордини­рованные движения глаз. Ребенок научается сосредото­чивать внимание на ярких предметах, удаленных от не­го на 0,5—1 ж, а к двум месяцам он уже замечает яркие предметы на расстоянии 2 м.

Движения глаз сочетаются с движением головы, что позволяет нормально видящему ребенку к четырем меся­цам жизни «ощупывать» предметы взором с расстояния 5—6 м (М. Б. Эйдинова).

Зрительное сосредоточение развивается преимущест­венно в зависимости от формирования умений управлять положением тела в пространстве.

Сочетание движений глаз с движением головы, рук и всего тела связано с возникновением зрительно прост­ранственного синтеза и развитием пространственных представлений.

Зрительное восприятие предметов и схватывание их руками способствуют развитию у детей Оценки места расположения предмета и расстояния до него. В резуль­тате многократного сочетания зрительного анализа с •движением рук и движением глаз образуются сложные зрительно-двигательные системные связи, которые слу­жат физиологической основой формирования зрительных представлений и развития зрительно-пространственного анализа и синтеза.

В связи с развитием зрительно-сенсорных и двига­тельных функций пространственный анализ и синтез со­вершенствуются, а также развивается зрительное внима­ние, зрительно-двигательная и зрительно-слуховая па­мять, наглядное мышление и другие высшие формы по­знавательной деятельности.

У многих слабовидящих детей при патологическом состоянии зрения отмечаются выраженные задержки раз­вития движений глаз, вследствие системных нарушений глазодвигательных функций.

Движения глаз находятся в известной зависимости от остроты зрения. Так, при остроте зрения от 0,06 до 0,2

почти у всех учащихся отмечаются (в той или иной сте­пени) нарушения двигательных функций глаза: неустой­чивость фиксации взора, нистагмоидные движения, нару­шение прослеживающих функций, содружественность в работе правого и левого глаз, изменение амплитуды дви­жений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. (Э. С. Аветисов, Н. В. Серпокрыл, И. Л. Смо-льянинова, И. М. Романова и др.). Эти недостатки глазо­двигательных функций у слабовидящих детей объясня­ются как врожденными аномалиями развития органа зрения, так и вторичными отклонениями в развитии мы­шечной чувствительности глаза; вторичные отклонения связаны с дефектами функций оптической системы зре­ния. При нарушении мышечной чувствительности глаза затрудняется пространственная оценка воспринимаемых объектов.

Своеобразие процесса видения у слабовидящих про­является в нарушении соотношения между собственно зрительным различением и двигательными функциями глаза.

Уровень недоразвития двигательных функций глаз у слабовидящих зависит от характера и тяжести дефек­тов зрения, а главным образом от состояния остроты центрального зрения.

При некоторых формах нарушения центральной нерв­ной системы отклонения в развитии глазодвигательных функций носят первичный характер, например при косо­глазии, парезе мышц глаза и др.

Недоразвитие функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие дис­тантно расположенных объектов, обозрение окружающей действительности, наблюдение за процессами и явления­ми. У слабовидящих учащихся отмечаются также труд­ности в глазомерной оценке предметов и расстояний, обусловленные нарушениями движений глаз, например во время выполнения и восприятия изображений, прове­дения измерительных действий, занятий физкультурой, спортом, трудом и др.

При нарушении фиксации взора и функций, обеспе­чивающих прослеживание движущихся объектов, стра­дает динамическое зрительное восприятие. Некоторые дети (при остроте зрения 0,1 и ниже) иногда не узнают живых птиц, домашних ж.ивотных даже после предва­рительного рассматривания на картинках.

Это в значительной мере объясняется неумением этих детей обозревать и наблюдать находящиеся в движении предметы. При чтении рисунков и чертежей нарушение динамического восприятия объясняется неумением пра­вильно соотносить трехмерные объекты с двухмерным изображением на плоскости.

В связи с недоразвитием зрительно-сенсорных и гла­зодвигательных функций у слабовидящих школьников возникают определенные трудности при формировании сложных синтетических зрительно-пространственных об­разов.

Глазодвигательные функции в процессе обучения мо­гут развиваться и совершенствоваться за счет образова­ния более сложных системных связей между зрительны­ми и двигательными компонентами глаза.

Для успешного развития нарушенных движений 1лаз важно создавать условия, которые позволяли бы слабо­видящим детям целенаправленно наблюдав предметы, процессы и явления действительности, обозревать окру­жающий мир, опираясь на осязание, слух и другие виды чувствительности, формировать сложные синтетические образы предметов и явлений действительности, совер­шенствовать приемы пространственной ориентации при передвижении, во время занятий физкультурой, трудом, ритмикой, игровой деятельностью.

Важное значение для развития глазодвигательных функций имеет специальная система целенаправленных упражнений, в процессе выполнения кЪторых формиру­ются приемы восприятия предметов при их рассматрива­нии, развиваются глазомер, приемы приближенных из­мерительных оценок объектов и отношений между ними.

В целях формирования глазодвигательных функций применяются специальные дидактические упражнения, способствующие развитию восприятия формы, размеров, предметов, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и т. п. Они могут использоваться во время изучения геометрического материала, системы метричес­ких мер, проведения измерительных и графических ра­бот в связи с обучением математике, черчению, рисова­нию, труду и другим учебным предметам.

Большое воспитательное значение имеют также раз­личные упражнения в обведении контуров фигур, выре­зывании, выпиливании, лепке, конструировании, выпол­нении различных аппликационных работ и др.

Важным средством развития движений глаз могут служить подвижные игры с транспортными игрушками, а также подвижные игры, связанные с ориентацией де­тей в пространстве: игра в мяч, городки, серсо, кегли и т. п.

Подвижные игры, требующие фиксации взора, оценки расстояния, направления движений, помогают формиро­вать приемы зрительного восприятия, связанные с совер­шенствованием глазодвигательных функций и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Использование этих приемов особенно важно для тех слабовидящих де­тей, у которых недоразвито мышечное чувство глаза.

Изменение корковых функций зрительнсй системы при нарушении зрения

Образование в процессе развития ребенка разносто­ронних внутрисистемных и межсистемных связей опреде­лило доминирующую роль зрения в восприятии окружа­ющей действительности, в ориентации в пространстве, в познавательной и трудовой деятельности. Такая роль зрения обеспечивается сложным анатомическим устрой­ством глаз, высокой организацией зрительной системы, ее тесной связью с разными сенсорными функциями и корой больших полушарий мозга. При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информа­ция, поступающая в кору больших полушарий мозга. Сни­жение потока зрительных импульсов, * поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное ис­чезновение в затылочной области так называемого аль­фа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика (А. М. Зимкина, Л. А. Новикова, Е. Н. Соколов).

У некоторых слабовидящих школьников отмечается нарушение корковой ритмики в затылочной области ко­ры, что может свидетельствовать о чрезвычайном пере­напряжении центральной нервной системы при патоло­гии зрения (Н. Н. Зислина).

Электрическая активность мозга изменяется в зави­симости от степени нарушения зрения (Л. А. Новикова). При остроте зрения 0 (абсолютная слепота) альфа-ритм регистрируется в 14% случаев; при 0,04 — в 38%; при 0,05—0,09 —в 65%; при 0,1 - 0,3 —в 77%. Нарушение альфа-ритма в затылочной области может служить пока-

4 М И. Земцоаа 49

зателем изменения функционального состояния остроты зрения.

При нарушении зрения изменяется также и ампли­тудная характеристика регистрируемых на энцефало­грамме кривых. По мере снижения зрения отмечается все более депрессивный вид кривой. При остроте зрения О амплитудные колебания в 30 мкв отмечаются в 77% слу­чаев. При остроте зрения 0,05—0,04 такие колебания на­блюдаются в 60% случаев; при 0,05—0,09 — в 53%; при 0,1—0,3 —в 27%.

В зависимости от степени нарушения остроты цент­рального зрения изменяется распределение импульсов, поступающих из сетчатки глаза в кору. Если при нор­мальном зрении фокус электрической активности мозга находится в затылочной области, то при резком сниже­нии зрения и при слепоте фокус электрической активнос­ти перемещается в центральную область коры. Так, при абсолютной слепоте фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 14% случаев, в цент­ральной области в 46%. При остроте зрения в пределах 0,05—0,09 фокус электрической активности в затылоч­ной области отмечается в 47,5% случаев, в централь­ной—в 32,5%- При остроте зрения в пределах 0,1—0,3 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 74% случаев, в центральной области — в 17% (Л. А. Новикова).

Перестройка нейродинамических процессов в коре при нарушениях зрения возникает в связи с сокращением поступления в кору зрительных импульсов с сетчатки глаза.

Перестройка корковой нейродинамики зависит от состава и структуры нарушенных функций, с одной сто­роны, и от развивающихся процессов компенсации — с другой. Изменения корковой ритмики при разной сте­пени нарушений зрения у учащихся могут указывать на сложные процессы, которые захватывают всю организа­цию работы зрительной системы.

Изучение слабовидящих детей

Учителю массовой школы необходимо иметь пред­ставление о зрительных возможностях учащихся, разби­раться в диагнозах, причинах снижения зрения, хорошо знать условия, при которых может ухудшаться или

улучшаться зрение, иметь представление об особеннос­тях развития, специфических трудностях усвоения знаний.

Учитель должен завести на каждого слабовидящего ребенка по особой тетради. В ней ему следует отмечать специфические трудности в связи с усвоением знаний, причины этих трудностей, предпринятые учителем ме­ры для их предупреждения и эффект, полученный в результате индивидуальной работы. У учителя должен быть список слабовидящих школьников с указанием степени нарушения зрения, диагноза, рекомендаций вра­ча относительно режима зрительной работы, показаний и противопоказаний к отдельным видам общественно полезного труда, показаний и противопоказаний, отно­сящихся к физическому воспитанию и занятию спор­том.

Необходимость изучения слабовидящих детей дик­туется еще и тем, что до поступления в школу многие из них не знают об имеющихся у них недостатках зре­ния. Часто и родители и учителя не подозревают, что у детей возникают трудности при обучении вследствие низкого зрения.

Известно, что некоторые ранее перенесенные болезни могут оказать отрицательное влияние на ход развития ребенка.

Поэтому учителю важно в первые же дни обучения слабовидящего ребенка в школе собрать о нем деталь­ные сведения и выяснить: в каком возрасте и по какой причине у него снизилось зрение; узнать, не было лн у ребенка до поступления в школу каких-либо заболева­ний или травматических повреждений центральной нервной системы; не было ли каких-либо иных заболе­ваний.

Знание состояния здоровья и зрения ребенка, хода его развития поможет учителю выяснить причины, обусловливающие специфические трудности при усвое­нии знаний, и оказать этим детям своевременную по­мощь.

В некоторых школах отсутствуют медицинские дан­ные о состоянии здоровья и зрения учащихся. Поэтому учитель должен обратиться к школьному врачу с прось­бой детально обследовать состояние зрительных функ­ций, общее состояние центральной нервной системы и всего организма.


аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

ШШ

ЩШ

ШШШШш


I I I I I I I I I I , I I I I I I I t I I I I I I I I I I l-l I I I

аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru



Рис. 8 Недостатки письма у слабовидящих детей (I класс)


аномалии развития зрения, пути коррекции и компенсации нарушенных функции у слабовидящих детей - student2.ru

tli

JJJJf

ILL I


Рис 9 Образец правильного письма слабовидящего (I класс).

Наряду с этим сам учитель может путем наблюде­ния за учащимися на уроках определить в первые же дни пребывания ребенка в школе, имеющиеся у него зрительные недостатки. Как правило, дети, которые пло­хо видят, наклоняют голову близко к книге или тетради, небрежно пишут, испытывают трудности при чтении, рассматривании и выполнении рисунков, допу<

Наши рекомендации