Проподевтический этап (Нулевой класс)
В процессе обучения детей изобразительной деятельности в нулевом классе решаются следующие задачи:
— Выявление изобразительных возможностей детей. С этой целью проводится обследование детей, в ходе которого учитель предлагает детям рисование по желанию (по замыслу). Проверяется умение принимать задание, выполнять самостоятельно, с помощью взрослого, пользоваться трафаретами (внутренними и внешними), рисовать по контурам, дорисовывать линии, детали, раскрашивать, не выходя за линии контура. В процессе наблюдений определяется ведущая рука, сформированность представлений об основных цветах (сличение цвета, называние, показ с ориентировкой на образец), сформированность графических умений.
— Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки, выполнения аппликации, с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций понятных и близких к опыту детей.
С этой целью учитель может рисовать мелом на доске, красками на большом листе бумаги, фломастером на соответствующей доске, на бумаге, прикрепленной к мольберту, понятное детям содержание («Петя идет в школу», «Маша и Вова катают мяч» и др.), лепить из глины, пластилина простые и привлекательные предметы (шарики, конфетки, собаку, кошку и т. п.). Вся деятельность сопровождается яркими, эмоциональными высказываниями. Целесообразно на этом этапе:
Глава 2. Примерные программы обучения детей.,.
Элементарные математические представления
— формировать интерес к изобразительной деятельности;
— закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
— учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
— учить оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т. п.;
— учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
— знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;
— учить детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
— учить детей раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
— знакомить детей с приемами работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
— учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
— учить подражать действиям учителя.
Первый год обучения
В процессе обучения изобразительной деятельности детей решаются следующие задачи:
— продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
— закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах;
— продолжать учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
— учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий;
— учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
— учить рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;
— продолжать знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым и черным;
— формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;
— учить ориентироваться на поверхности листа (низ, середина, верх);
— формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);
— продолжать учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
— учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;
— знакомить с приемами использования в рисовании цветных карандашей и красок;
— закреплять умение проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
— учить приемам декоративного рисования, закрепляя в процессе выполнения работы названия простых геометрических форм: круг, квадрат; цветов, используя в процессе декоративного рисования яркие, колоритные, сочные цвета;
Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей...
— развивать чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;
— учить детей рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;
— учить выполнять движения, которые соответствуют изображаемому объекту (капли — удары пальцев о пол; елка — стоять прямо, руки в сторону, пальцы рук широко расставлены и др.);
— учить выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения аппликации;
— учить выполнять аппликацию путем накладывания на трафареты, вкладывания в прорези соответствующих деталей и т. п.;
— учить составлять изображение путем наклеивания готовых форм;
— познакомить с основными правилами работы с пластилином, глиной (лепить на дощечке, не вытирать руки об
, одежду, мыть руки после лепки);
— учить обследовать предмет перед рисованием, лепкой, ис
пользуя тактильный, кинестетический, зрительный ана
лизаторы;
— учить приемам работы с глиной, пластилином (разми
нать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипы
вать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми
движениями, расплющивать).