Социально-психологические основы преемственности

Единство образовательной системы «детский сад –начальная школа» предполагает ориентацию на общие ценности личностно-ориентированного образования. Базовыми ценностями являются: ценность развития, ценность здоровья, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность развития субъектов образования направляет наше внимание на построение развивающего и развивающегося образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность здоровья требует создания в образовательном учреждении оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья (как телесного, так и душевного), приобщения детей к здоровому образу жизни, воспитания основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность детства акцентируется на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура с целостным мировосприятием, открытостью миру, эмоциональной чуткостью. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также предполагает возможности взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества позволила рассматривать сотрудничество, партнерство, диалог в качестве основного фактора современного образования и источника обновления образовательной системы. Известный психолог Д.Б. Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством». Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего: – доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям; – преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.); – анатомические и физиологические особенности; – приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра; – необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.

Важнейшие составляющие преемственности – это цель, содержание обучения, формы его организации, методы и приемы.

В решениях коллегии Министерства образования Республики Беларусь, в нормативных документах, в различных научных и методических источниках преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное средство непрерывного образования. Основная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом, в полном объеме и в соответствии с потенциальными возможностями и специфи-кой детского возраста как самого ценного периода в жизни человека.

Основными задачами дошкольного образования являются: – укрепление и защита здоровья детей, создание условий для их полноценного физического развития; формирование физической культуры; – развитие умственных способностей, творческого потенциала, индивидуальных способностей и задатков; – развитие и формирование базовых и фундаментальных качеств и свойств личности ребенка, нравственных и духовных ценностей, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ими мире; – обеспечение сотрудничества с родителями в воспитании, обучении и развитии детей; – обеспечение действенной преемственности дошкольного, начального образования для своевременного и полноценного перехода 6–7-летних детей к системе школьного обучения.

Основная цель дошкольного, начального образования в контексте преемственности – создание оптимальных психолого-педагогических и медико-биологических условий для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; обеспечение дальнейшего всестороннего общего развития шестилетних детей с учетом возросших возможностей.

Условия для осуществления преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой.

1. Согласование целей и задач воспитания, обучения и развития 5–7-летних детей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Разработка общих подходов и требований к организации воспитательно-образовательного процесса.

3. Соблюдение общих принципов построения учебных программ, методик, технологий.

4. Интеграция предметных областей знаний дошкольного и начального образования.

5. Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе.

6. Осуществление диалектической взаимосвязи между педагогическими технологиями обучения и воспитания 6–7-летних детей в контексте преемственности дошкольного и начального образования.

7. Создание условий для обязательного воспитания и обучения в дошкольном учреждении детей с пятилетнего возраста.

8. Определение содержания и форм работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.

9. Создание оптимальных санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий для полноценного психофизического развития шестилетних детей, обучающихся в подготовительных классах.

10. Координация действий в процессе обучения по осуществлению педагогического сотрудничества дошкольных учреждений, школы и семьи (организация различных форм содействия семье в формировании личности ребенка при подготовке к школе).

11. Согласование действий психологических, методических и социальных служб дошкольного и начального образования.

12. Координация деятельности учебных заведений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и специалистов дошкольного и начального образования.

13. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс в первых классах.

На основании сформулированных направлений организационно-методической работы по осуществлению преемственности можно определить основные задачи, которые стоят перед дошкольным и начальным образованием.

1. Осуществление общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

2. Соблюдение общих принципов построения учебных программ и методик.

3. Осуществление общих подходов при подготовке кадров дошкольных учреждений и общеобразовательной школы.

4. Создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации шестилетних детей в начальный период школьного обучения.

Для практического осуществления преемственности необходимо соблюдать принцип интеграции по следующим направлениям. 1. Согласование целей и задач дошкольного, начального образования для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного обучения. 2. Подчинение воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе становлению личности ребенка, развитие его компетентности (физической, интеллектуальной, личностной, коммуникативной). 3. Создание в дошкольном учреждении и начальной школе развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание деятельности детей. 4. Использование на начальном этапе обучения в первом классе разных видов деятельности творческого характера (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, словесное творчество, музыкальные, танцевальные импровизации). 5. Использование различных форм обучения «неурочного» типа, включающих специфические виды деятельности детей на интегральной основе. 6. Отказ от жестко регламентированного обучения в первом классе (статичных поз на уроках, ответов с поднятой рукой и т.д.). 7. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внешкольной работы. 8. Более широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, память; поисковой деятельности (элементы проблемности в обучении); сочетание задач открытого и закрытого типа, имеющих варианты «правильных» решений. 9. Осуществление интеграции предметных областей знаний дошкольного, начального образования, обеспечивающей адекватность содержания обучения шестилетних детей в первом классе. 10. Изменение форм общения детей на занятиях в детском саду и на уроках в школе; обеспечение возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним, учиться у него. 11. Поддержание диалогового общения между детьми, признание права ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своего мнения, права на ошибку. 12. В образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школы основным должно стать общение педагогов с детьми, которое способствует развитию у них активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения, формирует уважение и доверие к взрослым. 13. Создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости (не следует перегружать детей учебной информацией, скучными и однообразными заданиями), создание мажорного эмоционального фона, включение в занятие пауз, минуток отдыха в виде психо-гимнастических игр и упражнений.

Успешно решить проблему преемственности можно только в том случае, если каждый педагог осознает необходимость такой работы, будет иметь четкое представление обо всех ее этапах.

В связи с необходимостью профессиональной подготовленности, компетентности воспитателя детского сада к нему предъявляются следующие требования.

1. Воспитатель детского сада должен знать: – теоретические основы обеспечения преемственности; – возрастные особенности психического развития 5–7-летних детей дошкольного и младшего школьного возраста; – содержательные компоненты, показатели и критерии готовности шести–семилетних детей к учебной деятельности; – цели и задачи, которые предстоит решать учителю в первом классах начальной школы; – содержание образования в первом классе начальной школы; – методические приемы и формы организации учебной деятельности на начальном этапе школьного обучения; – современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста; – условия адаптации и факторы дезадаптации 6–7-летних детей в начальный период обучения.

2. Воспитатель детского сада должен владеть следующими профессиональными умениями и навыками: – формировать у пяти–шестилетних детей элементарные навыки учебной деятельности; положительное отношение к школе; устойчи-вый интерес, мотивы к познавательной деятельности в процессе обучения; – при проведении занятий ориентироваться не только на про-грамму воспитания и обучения в детском саду, но и на программу первого класса с целью установления перспективных связей между ними; – отбирать и использовать методы, которые максимально спо-собствовали бы решению интеграции предметных областей знаний, востребованных шести–семилетними детьми при переходе из дошкольного учреждения в подготовительный класс; – изучать педагогическую (специальную) готовность детей к школе на основе использования специальных доступных экспериментальных методик, наблюдений за ребенком в процессе учебной дея-тельности, бесед с родителями; – определять уровень развития детей два раза в год: первый раз – для постановки задач собственной деятельности, второй раз – с целью анализа эффективности проделанной работы; – разрабатывать основные стратегии индивидуально-личностного и дифференцированного подхода для профилактики трудностей в психофизическом развитии детей; – создавать оптимальные условия для эмоционального комфорта и развития творческих способностей пяти–семилетних детей; – участвовать в организации мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и школе, по осуществлению преемственности; вести работу с родителями, проводить индивидуальные консультации по вопросам подготовки детей к школе; – использовать различные формы организации непосредственных контактов дошкольников с детьми младшего школьного возраста; – по возможности следить за тем, как бывшие воспитанники учатся в школе, узнавать, каковы их успехи; вносить на этой основе коррективы в процессе воспитания и подготовки детей к школе; – при подготовке пятилетних детей не следует использовать учебно-дисциплинарный стиль взаимодействия; необходимо практиковать подгрупповую форму организации учебной деятельности с использованием игровых методов и приемов; применять коллективные формы сотрудничества детей в различных видах деятельности; – осуществлять подготовку к школе пятилетних детей, не посе-щающих дошкольные учреждения.

Соответственно предъявляются высокие требования к профессиональной подготовленности, компетентности учителей начальных классов, работающих с шестилетними детьми.

1. Учитель начальных классов должен знать:

– теоретические основы обеспечения преемственности;

– возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет;

– физиологические особенности детей 5–7 лет;

– содержательные компоненты, показатели и критерии готовности шести–семилетних детей к школьной жизни и деятельности;

– условия адаптации и факторы дезадаптации детей 6–7 лет в начальный период обучения;

– цели и задачи, которые реализуются в дошкольных учреждениях при подготовке к школе;

– содержание образования в старшей группе детского сада; методические приемы и формы организации учебной деятельности в дошкольном учреждении;

– современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

– санитарные правила и нормы организации обучения шестилетних детей.

2. Учитель начальных классов должен владеть следующими профессиональными умениями и навыками:

– при проведении занятий-уроков и уроков ориентироваться не только на программу первого класса, но и на программу дошкольного образования для установления диалектической взаимосвязи в содержании образования;

– способствовать адаптации детей к новым условиям, используя прогнозы воспитателей, а также результаты психологической диагностики;

– на основе представлений об уровне готовности каждого ребенка к школе осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в педагогическом процессе;

– оценивая способности детей в течение первого года обучения, разрабатывать основные стратегии развития каждого ребенка, что позволит осуществлять его дальнейшее обучение и воспитание на основе преемственности;

– при проведении уроков, а также других учебно-воспитательных мероприятий осуществлять отбор содержания, методов обучения и воспитания, организовывать деятельность детей так, чтобы логически продолжить в новых для них условиях и на более высоком уровне те формы работы, к которым дети привыкли (игра, в рамках которой должны быть сформированы навыки и умения учебной деятельности);

– моделировать ситуации межличностных отношений, способствующие созданию эмоционального комфорта для каждого ребенка;

– участвовать в организации мероприятий по осуществлению преемственности, проводимых в школе и в детском саду, вести работу с родителями, консультировать их по проблемам, которые возникают в период адаптации, а также в последующие периоды;

– выступать в роли организатора непосредственных контактов школьников с дошкольниками;

– анализировать трудности адаптации детей к школе, уровень их готовности, информировать об этом воспитателей, помогать им вносить коррективы в свою деятельность, с другой стороны, изучая опыт воспитателей, использовать его и более целенаправленно решать вопросы обеспечения преемственности;

– совместно с воспитателями осуществлять подготовку к школе пятилетних детей, которые не посещают дошкольные учреждения.

Дошкольное образование – фундамент формирования базисной культуры, позволяющий ребенку в будущем успешно овладевать разными видами деятельности и ценностями, в том числе национальной культуры. Основой для преемственности дошкольного и начального образования являются: развитие любознательности, способности самостоятельно и творчески решать разнообразные задачи, формирование творческого воображения, развитие коммуникативных способностей.

В соответствии с этим создание и функционирование системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению базируется на следующих принципах. 1. Личностная ориентация педагогического процесса, ставящая ребенка в центр педагогического процесса, рассматривающая его как главный объект и результат педагогического влияния; предполагающая также согласованность содержания, форм, методов воспитательно-образовательной работы и их соответствие возрастным особенностям, интересам, потребностям, особенностям самосознания, способам познания. 2. Индивидуально-дифференцированная направленность содержания педагогического процесса, т.е. ориентация на индивидуальные особенности и темпы развития детей. 3. Развитие личности в педагогическом процессе, что позволяет каждому ребенку осознать рост своих возможностей (реализуется в разных формах деятельности: познании, общении, созидании). 4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта, дающего возможность организовать деятельность так, чтобы ребенок имел возможность самоутвердиться и получить признание со стороны окружающих. 5. Свобода выбора деятельности, что предполагает создание широкого поля деятельности: социальных контактов, творчества, активности. 6. Непрерывность и преемственность педагогического процесса (предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований). 7. Интеграция программных областей знаний, что позволяет не только осваивать конкретное содержание, но и формировать целостную картину мира, включающую национально-культурные ценности.

3.Формы осуществления преемственности:

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. работа с детьми;

2. взаимодействие педагогов;

3. сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

· экскурсии в школу;

· посещение школьного музея, библиотеки;

· знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

· участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

· выставки рисунков и поделок;

· встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

· совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

· участие в театрализованной деятельности;

· посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

· совместные педагогические советы (УДО и школа);

· семинары, мастер- классы;

· круглые столы педагогов УДО и учителей школы;

· психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

· взаимодействие медицинских работников, психологов УДО и школы;

· открытые показы образовательной деятельности в УДО и открытых уроков в школе;

· педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

· совместные родительские собрания с педагогами УДО и учителями школы;

· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

· родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

· консультации с педагогами УДО и школы;

· встречи родителей с будущими учителями;

· дни открытых дверей;

· творческие мастерские;

· анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

· образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

· семейные вечера, тематические досуги;

· визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

· заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Практический блок

Задание 1.Основные педагогические понятия.

Преемственность дошкольного и начального образования заключается ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Приведите примеры оригинальных приемов и форм организации занятий с детьми подготовительной группы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Представьте примерную программу работы педагогического коллектива по преемственности УДО–Начальная школа.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Наши рекомендации