Анализ педагогического процесса – важнейшая функция педагогической деятельности

Один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта – педагогический анализ.

Предмет педагогического анализа: анализ уровня обученности, воспитанности, развития ребенка; анализ деза­даптации ребенка; анализ педагогических ситуаций; анализ социально-педагогических явлений; анализ образовательных задач, определяемых программными документами; анализ продуктов детской деятельности; ана­лиз средств обучения (учебников, учебных пособий, дидактических мате­риалов) с целью обоснованного их выбора; анализ педагогической дея­тельности собственной и других педагогов.

Анализ предполагает подробное всестороннее исследование и характеристику предмета анализа:

ü Расчленение предмета анализа на составляющие (н-р, при анализе занятия нужно сначала выделить все характеристики занятия: задачи, структура, методы и приемы, средства, возраст, вид, место в педагогическом процессе и т.д. )

ü Оценка каждого компонента (например, были ли решены поставленные задачи, соответствует ли возрасту, выдержана ли структура, связь с предыдущим и последующим занятием, целесообразность используемых средств и методов и т.д.)

ü Выводы и рекомендации.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Задание 1.Основные педагогические понятия.

Педагогический процесс - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целостный педагогический процесс – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Работая с текстом, перед каждым абзацем, поставьте вопрос.

Вопрос

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми (обучаемыми) посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно – экономические, научные и социально – культурные задачи, поставленные временем.

Вопрос______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс учения, в воспитании – процессы воспитательных воздействий, их восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результаты ЦПП.

Вопрос_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя из нее, определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его содержание. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание, Все компоненты ЦПП тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания.

Вывод по второму вопросу темы. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Функции педагогического процесса.

Информация педагога.

Воспитывающая ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Этапы целостного педагогического процесса.

Нарисовать схему и озвучить кратко ее. Учебник «Педагогика» автор Подласый И.П..

Задание 5. Наблюдение.

Тема.Наблюдение и анализ педагогического процесса

Цель: определить, какие функции целостного педагогического процесса реализованы воспитателем. Учить приводить доказательства.

Рекомендации. Наблюдая один из выбранных вами , ответьте на вопросы:

1) вспомните, какие функции целостного педагогического процесса вы знаете?

2) какие функции целостного педагогического процесса реализовал воспитатель?

3) приведите примеры реализации функций воспитателем.

4) что можно было бы изменить, на ваш взгляд для более полной реализации функций целостного педагогического процесса?

Результат.Анализ по схеме предложенной педагогом.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик

J - у меня получилось J - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.

Наши рекомендации