Обследование заикающегося ребенка

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Дата поступления в группу заикающихся.

4. Домашний адрес и телефон.

5. Развитие ребенка со слов родителей:

• данные о протекании беременности и родов, ран­нее развитие ребенка;

• время появления первых слов;

• время появления фразовой речи;

• особенности речевой среды: стимулировалось ли развитие речи ребенка (как часто и в каком объеме читалась детская литература, когда начали читать ребенку, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его, с ка­кого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т. д.); речевая среда, в которой воспитывается ребенок (контакт с заикающимися, наличие двуязычия и др.);

• когда появилось заикание и как оно протекает (пе­риодически речь улучшается и снова ухудшается, постепенно ухудшается, стабильна и др.); с чем связывают улучшение, ухудшение речи;

• предполагаемая причина появления заикания со слов родителей, предпринятые ими меры: лечили у врача, занимался с логопедом, находился в специ­альных учреждениях (санатории, диспансере, яс­лях).

6. Диагноз психоневролога.

7. Обследование общего речевого развития:

• состояние артикуляционного аппарата;

• произношение звуков; произношение слов слож­ной слоговой структуры;

• словарь;

• грамматический строй.

8. Обследование навыков пользования ситуативной и контекстной речью:

• называние предметов по наглядной опоре;

• называние тех же предметов без наглядной опоры;

• рассказ об игрушках;

• рассказ по образцу логопеда;

• беседа;

• рассказ из жизни ребенка (из личного опыта);

• называние слов с противоположным значением.

9. Состояние технических и изобразительных навыков:

• в рисовании;

• в лепке;

• в аппликации;

• в конструировании.

Примечание: обследование состояния технических и изобразительных навыков проводится воспитателем в при­сутствии логопеда на фронтальных занятиях.

10. Заключение логопеда об уровне речевого развития и о состоянии навыков пользования ситуативной или контекст­ной речью, об общем и речевом поведении ребенка.

Тетрадь заданий воспитателю

В тетради содержатся конкретные задания логопеда, на­правленные на подготовку к предстоящим логопедическим занятиям и на закрепление навыков пользования самостоя­тельной речью, с указанием детей и формы речи, доступной каждому из заикающихся. В заданиях указывается, где, в каких ситуациях будет закрепляться речь: на занятии, во время одевания, умывания и т. д. Такого типа задания пла­нируются начиная со II периода сроком на одну неделю.

Задания, предусматривающие коррекцию общего и речево­го поведения, планируются на протяжении всего года с посте­пенным усложнением. Специально подобранные игры по типу «Поручений», а также игры, воспитывающие выдержку, во­лю, устойчивость внимания и т. д., планируются на неделю.

Задания по закреплению правильного произношения звуков в основном планируются в I и II периодах обучения.

В тетради воспитатель ежедневно пишет учет. В учете отмечается, как выполнены все задания с детьми, данные логопедом.

Индивидуальная тетрадь ребенка

В группе заикающихся детей индивидуальная тетрадь ребенка оформляется только на того, у которого нарушено произношение. В ней содержится материал, доступный по-

ниманию ребенка, в основном это картинный материал или хорошо выполненные рисунки предметов с надписями, в названии которых содержатся закрепляемые звуки.

Тетрадь предназначается для индивидуальной работы логопеда и воспитателя, а также выдается родителям на выходной день для домашних занятий и иллюстрации пра­вильного произношения ребенком того или иного звука.

Отчет о работе

Отчет заполняется в конце учебного года и отражает следующую информацию: сколько детей выпущено, в ка­кие учреждения они направлены. Пользуясь записями отчета, логопед может установить связь со школой, прове­рить успеваемость выпущенных детей, эффективность ра­боты, проведенной в детском саду по устранению заикания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком

/. Анкетные данные

1. Фамилия, имя_

2. Число, месяц, год рождения_

3. Домашний адрес_

4. Телефон_

5. Откуда поступил ребенок_

6. Данные о родителях:

МАТЬ ОТЕЦ ФИО:_ _

Родной язык:

Место работы:

Должность: Рабочий телефон:

Состав семьи:

Объективные данные

1. Заключения специалистов

Неврологический статус:_

(невропатолог)

Состояние интеллекта:_

(психоневролог)

Состояние слуха:___

(отоларинголог)

Состояние зрения:__-

(офтальмолог)

2. Дата поступления в логопедическую группу_

3. Решение Психолого-медико-педагогической комис­сии от___.-

Протокол №_Принят на срок_

4. Заключение ПМПК__-

III. Анамнестические данные

1. Перинатальный период развития

От какой беременности__

Как протекала беременность___

2. Натальный период развития

Как протекали роды_.-

(в срок или нет, наличие патологии

родовой деятельности, использование

каких-либо родовспоможений)

3. Постнатальный период развития Раннее физическое развитие: Когда ребенок начал

• держать голову__-

• переворачиваться_____

• сидеть___

• стоять с помощью опоры__

• ходить_._—

Раннее эмоциональное развитие:

• комплекс оживления___

• узнавание близких ____

• реакция на посторонних__

Раннее речевое развитие:

• гуление__

• лепет____

• первые слова__

литературы, ее подбор и объем в соответствии с возрастом,

с какого возраста разучиваются стихи, песенки, как запоминает)

Наши рекомендации