Обучение детей трудовым умениям

В дошкольном возрасте в процессе обучения дети приобретают элементарные трудовые навыки, знакомятся с целесообразной последовательностью действий, необходимых для получения результата.

Процесс обучения умениям, формирования навыков не следует понимать как достижение ребенком механического овладения ими. Малышу должен быть понятен смысл совершаемых действий, их важность для себя или окружающих.

Содержание трудовых умений, которым обучаются дошкольники, очень несложно, не требует продолжительного времени для овладения ими. И все же вместе с умениями дети приобретают гораздо большее: у них формируется аккуратность, воспитывается культура труда, появляются навыки его организации, самоконтроль, самооценка.

Известно, что к трем годам, малыш все чаще произносит: «Я сам!» Отечественные педагоги отмечают, что в возрасте 2 – 3 лет дети обнаруживают большое желание не только отражать труд взрослых в игре, но и подражать им в реальных трудовых действиях.

Идя навстречу ребенку, обучая его первым элементарным трудовым действиям, педагог имеет возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ребенку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполняет какую-либо операцию. К сожалению, возникает противоположное заявление: «А я не умею!», за которое ребенок порой «прячется», если предлагаемое дело не вызывает у него интереса, но связано с необходимостью его выполнить: он спокойно относится к тому, что взрослые выполняют за него то, чем он уже владеет. Например, наблюдает за бабушкой, которая складывает разбросанную им мозаику, занимаясь при этом рассматриванием картинок в книге. И наоборот, постепенно овладевая трудовыми умениями, а затем и трудовыми процессами, дошкольник все больше начинает понимать свои возможности.

В процессе обучения взрослому крайне важно встать в позицию учителя, помощника, а не обслуживающего, опекающего. И такая позиция должна сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. К сожалению, на практике бывает и так: ребенок подходит к взрослому с просьбой зашнуровать ботинки. Помощник воспитателя предлагает ему сесть на стульчик, кладет его ногу себе на колени и выполняет его просьбу. А ребенок? Он смотрит по сторонам, разговаривает со сверстником. Поспешность взрослого помешала ему научить ребенка выполнить необходимые действия совместно. А это можно было сделать так:

– Посмотри, как надо зашнуровывать ботинок. Сначала я возьму один шнурок, переложу на другую сторону и кончик в окошечко просуну. Понял? А теперь давай вместе: возьми другой шнурок… Куда его надо переложить? А теперь?.. Ну, справились с этим шнурком. Оставим его и возьмем первый шнурок. Что будешь делать? Покажи…

Такие «приговаривания» помогают ребенку справиться с трудным для него делом. И через некоторое время он сможет заявить: «Я теперь сам! Я научился!»

Последовательность обучения выглядит примерно так: сначала взрослый, обучая, показывает приемы, повторяет показ, выполняет вместе с ребенком, затем помогает совершать их самостоятельно, позже лишь напоминает и, убедившись, что ребенок овладел навыком, «переводит» их в число обязательных для выполнения. Здесь помощь уже не нужна. Но необходимым остается формирование деловитости, целенаправленности в знакомом деле. И детское «я сам!» наполняется новым содержанием: «Тому, что не умею, – научусь». Желание научиться становится мотивом, побуждающим к активным действиям.

В младшей группе детского сада воспитатель должен стремиться к тому, чтобы сформировать у детей те навыки, которые им доступны и посильны. Малыши очень разные, и опыт у них различен: то, что быстро и ловко выполняет один, совершенно непосильно другому. Разница в возрасте, пусть даже составляющая 2 – 3 месяца, существенно сказывается на детской умелости, а разница почти в год в этом возрасте – огромна. Это нужно учитывать, так как одни дети будут поставлены в условия непосильных требований, а к другим не будет предъявлено достаточных требований. В этом случае у первых ребят может появиться нежелание посещать детский сад, а у других пропадет определенная целеустремленность в действиях. Такие дети, как правило, начинают шалить, отвлекаться, мешать другим.

Главное, к чему следует стремиться воспитателю младших групп, – создать у всех детей одинаковое стремление самим справляться с одеванием, с помощью взрослого приводить себя в порядок, испытывая удовлетворение от своего внешнего вида. Недооценка этой работы приводит к тому, что у детей может развиться привычка к неряшливости. В этой работе педагог использует разные приемы. Тому, кому трудно, помогает; тому, кто умеет сам, советует побыстрее одеваться. В начале года при работе в группе вновь поступивших малышей трудно уложиться во время, отведенное по режиму дня, например, на одевание перед прогулкой, но спешить не следует. Этот период нехватки времени скоро пройдет при условии постоянного внимания к затруднениям детей и настойчивости педагога при обучении их необходимым действиям. Самое главное – воспитывать самостоятельность.

Чтобы помочь ребенку сразу приступить к одеванию, целесообразно заранее проверить, как он сложил одежду или белье при раздевании: вывернуты ли рукава свитера, не оказалось ли платье повешенным наизнанку, а колготки – свернутыми в комок. Расстегнуты ли пряжки, пуговицы у туфель. Повешены ли в шкафчике для верхней одежды высушенные рейтузы, варежки.

Процесс одевания для малышей довольно утомителен, и потому воспитатель поддерживает положительно-эмоциональную атмосферу: улыбается малышам, одобряет их стремление к самостоятельности, отмечает маленькие успехи, поглаживает по голове малыша, который расстраивается по поводу «непослушных» шортиков, пытаясь их надеть задом наперед:

– Посмотри, куда спрятался зайчик с кармашка твоих шортиков? Ну-ка, давай вместе поищем!

Вместе с воспитателем малыш отыскивает зайчика и более уверенно надевает штанишки, после чего слышит похвалу взрослого:

– Какие умелые ручки у Мишеньки! Еще вчера они никак не могли надеть штанишки на Мишеньку, а сегодня сумели, потрудились не напрасно: научились! Теперь Мишенька сам сможет их надевать.

Такие поощрения, произнесенные с улыбкой, голосом, в котором дети чувствуют доброту педагога, побуждают малышей самостоятельно справиться с одеванием. И вот уже несколько ребят сообщают воспитателю о своих достижениях:

– А я тоже знаю, где левый рукав пальто, а где – правый!

– А я знаю, как надо поставить туфельки (то есть определить, где туфелька с правой ноги, а где – с левой).

– А я научился вешать пальто в шкафчик на петельку.

– А я знаю, куда надо класть шапку и шарф… И так далее.

Воспитатель выражает свое удовлетворение, говорит, что дети стали старше. Такие поощрения становятся стимулом, побуждающим к дальнейшему овладению навыками самообслуживания.

Зная своих воспитанников, педагог легко определяет, кому какая нужна помощь. Так, когда дети проходят в раздевалку после прогулки, воспитатель развязывает ленточки шапки у Катюши, Косте расстегивает верхнюю «тугую» пуговицу на пальто, а Алене снимает шапочку и косынку под ней и т. д. Затем, проходя вдоль скамеечек, на которых расположились дети, помогает Алеше справиться с комбинезоном, а Боре – найти вешалку от пальто. Важно при этом не дать малышу почувствовать беспомощность, не снизить его стремления к самостоятельности. Если же придется встретиться с неудачей, помочь преодолеть огорчение, то лучше сказать: «Не беда! Вот здесь ты чуточку ошибся. Давай вместе попробуем справиться».

Возможно, кому-то эти строки покажутся лишними, ведь разговор идет о «мелочах», «пустяках», но думаю, что это не так. Именно в самообслуживании ребенок впервые встречается с необходимостью потрудиться, приложить настоящие усилия.

В 4 – 5 лет дети уже вполне владеют навыками самообслуживания. Им доступны и некоторые навыки, связанные с требованиями к культуре внешнего вида, с заботой о своей одежде: надо не только снять рубашку, но и аккуратно повесить ее на спинку стула, не только надеть платье, но и расправить воротничок, проверить свой внешний вид, стоя у зеркала. Воспитатель приучает детей быть постоянно опрятными, замечать и исправлять недостатки в костюме. Основной целью воспитательной работы педагога становится формирование должной сосредоточенности. Он учит детей бережно обращаться с вещами, не только советует, как исправить ошибку, а разъясняет возможные последствия: не убрал домашние туфельки в шкаф – их приходится искать, а на это уходит время, которое можно занять интересными делами; оставил брошенной на полу теплую кофточку – она испачкалась, так как пол был мокрый и т. д.

Чтобы процесс раздевания или одевания не затягивался, целесообразно напоминать детям о предстоящих интересных делах (выпал снег – скорее побежим лепить снежную бабу; не дочитали интересную книгу – побыстрее разденемся и успеем узнать, что же случилось с героями рассказа дальше). Предвосхищение будущих интересных дел или событий побуждает детей не отвлекаться от одевания, проявлять целеустремленность.

В старших группах самообслуживание становится повседневным и самостоятельным. Осознание своих возможностей наполняется новым содержанием, ребенок может организовать свою деятельность, наметить ее последовательность, оценить ее ход, увидеть допущенную ошибку и исправить ее; переделать работу, чтобы добиться лучшего результата. Такое осознание своих возможностей вызывает у ребят радость и воспитывает самостоятельность.

Задачей воспитания становится формирование культуры поведения. Дети учатся использовать слова «разреши, пожалуйста», «осторожнее, не ударься», «спасибо за помощь» и др. Дошкольники 5 – 7 лет должны помогать друг другу.

Зная, что дети данного возраста хорошо понимают юмор, воспитатель вместо замечаний о неряшливости может с успехом использовать стихи про Машу-растеряшу, Человека рассеянного с улицы Бассейной, письмо Неумейке, которые вызывают у ребят желание не быть похожими на этих горе-героев. Но при этом следует помнить, что юмор не должен превращаться в насмешку над ребенком. Например, во время раздевания после прогулки воспитатель замечает некоторую торопливость ребят, которые спешат скорее пройти в групповую комнату, чтобы заняться своими делами. При этом у кого-то воротничок рубашки не поправлен, у кого-то рубашка не заправлена в шорты, у кого-то ленточка расплетается в косичке и т. д. Обращаясь к ребятам, педагог с улыбкой говорит: «А кто-то забыл посмотреть на себя в волшебное зеркало. Кому придется получить письмо для Неумейки?» – и у детей оживают в памяти эмоциональные переживания, возникшие в процессе слушания этого стихотворения, побуждая их привести в порядок свой внешний вид.

При обучении навыкам бытового труда в младших группах большую помощь может оказать педагогу помощник воспитателя. Например, накрывая на стол и расставляя посуду, одновременно наблюдает за детьми, приучает действовать последовательно, не спеша, целенаправленно. Малыши стремятся подражать помощнику воспитателя. Взрослый может давать малышам отдельные поручения, при этом он берет на себя более сложные дела: вынимает посуду из буфета, ставит ее на раздаточный стол, а детям поручает разложить ложки, расставить тарелки с хлебом. Малыши постепенно овладевают навыками накрывания на стол, уборки игрушек, переодевания кукол. Они с удовольствием моют игрушки, помогают взрослым развешивать кукольное белье, сгребают песок в песочницу и др. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников, что заслуживает положительной оценки.

Такое обучение лучше начинать с просьбы-предложения: «Скоро обед. Коля, ты хочешь разложить ложки ребятам?» Поддержав положительной оценкой желание ребенка позаботиться о ребятах, педагог предлагает: «Давай вместе будем раскладывать ложки. Посмотри, я взяла несколько ложек в левую руку, а правой – положу одну ложку вот так». Педагог показывает соответствующие действия и помогает ребенку выполнить их.

Ребенок действует, подражая взрослому, и, конечно же, получает похвалу: «Молодец, хорошо запомнил, как надо действовать. Потом я тебя научу, как ставить на стол тарелку с хлебом, салфетницы. И тогда ты сможешь сам накрывать на стол, помогать Марии Петровне (помощнику воспитателя)».

В такой обстановке приобретение ребенком навыков становится средством достижения цели – позаботиться о своих друзьях. И тогда уверение ребенка «я сам», побуждающее к активным действиям, дополняется новым содержанием – «я сам могу для других», то есть ребенок осознает свои возможности, свои умения.

В первых трудовых действиях, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, неминуемы неудачи: у маленького ребенка еще недостаточно развиты тонкая моторика, координация движений, произвольное поведение. У него падает из рук ложка, проливается вода из лейки, рассыпаются кубики. В таких ситуациях воспитателю очень важно не показать своего раздражения, а отреагировать на ситуацию спокойно. Например, ребенок вешает выстиранное кукольное белье и нечаянно роняет платье куклы на землю; он волнуется, а может быть, и предчувствует возможное замечание педагога. «Не следует огорчаться, – говорит педагог. – Ты, наверное, взяла сразу несколько платьиц, вот одно и упало.

Ведь ты же не нарочно бросила его в песок. Повесь остальное белье, а платьице потом выполощешь снова. И твоя куколка не обидится на тебя». После чего, как бы помогая ребенку, педагог отжимает платье и предлагает повесить его снова. Такое вмешательство взрослого не только не обидит ребенка, но с удовольствием будет принято им.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд занимает большое место. Детям доступно овладение навыками ухода за игрушками. Они уже могут сами мыть игрушки щеточкой с мылом, чистить, протирать влажной тряпкой от пыли, убирать стеллажи, приводить в порядок кукольные уголки, переодевать кукол и стирать кукольное белье, оформлять книжные уголки.

Такое содержание бытового труда доступно детям не только в плане овладения навыками, но и в отношении воспитания у них прилежания, настойчивости, целеустремленности, то есть развития нравственно-волевых качеств.

Важно научить детей осуществлять контроль за правильностью своих действий, оценивать результат и в случае необходимости исправлять ошибку. С этой целью воспитатель опирается на уже известную детям последовательность работы и предлагает сопоставить результат с целью.

Например, ребенку поручено вымыть розетки из-под гуаши.

Воспитатель. Проверь, все ли ты приготовил? Что надо было сделать сначала?

Ребенок. Завернуть рукава и надеть фартук.

Воспитатель. Правильно. Ты это сделал. Что дальше?

Ребенок. Приготовить губку, которой буду мыть розетки, полотенце для вытирания розеток, подносики, на которые буду складывать чистые розетки.

Ребенок, рассказывая о своих действиях, как бы следит за тем, что он сделал, и сам же обнаруживает недостаток: «Ой! Я же забыл про подносики!» Ошибка исправляется, и ребенок продолжает свою работу.

Следует учить детей замечать ошибки, допущенные ими в процессе работы. Некоторые ребята, заметив ошибку, теряются, начинают волноваться. Такие ситуации нельзя пропускать, ибо при накоплении опыта неудач ребенок может потерять интерес к выполнению подобных дел, у него появится неуверенность в себе.

Важно не погасить желание детей довести начатое дело до конца. Например, воспитатель замечает, что ребенок, накрывая на стол, поставил тарелку с хлебом на край стола. Он обращает внимание на допущенную ошибку: «Посмотри, всем ребятам будет удобно дотянуться до тарелки с хлебом? Не будут ли они мешать друг другу?» Такая подсказка помогает ребенку не только вспомнить о том, что тарелку с хлебом надо ставить на середину стола, но и понять, почему надо так делать. Если ребенок сам обнаружил ошибку, воспитатель поддерживает его: «Какой ты молодец! Сам заметил ошибку. А раз заметил, то нетрудно будет исправить. Ведь каждый может ошибиться!» или: «Давай вместе подумаем, что надо исправить?»

Встретившись с трудностями, ребенок не пасует перед ними, а прикладывает усилия для выхода из создавшейся ситуации.

В старших группах навыки хозяйственно-бытового труда становятся прочными, и их выполнение проходит в форме поручений и дежурств, организуемых систематически. Однако в начале учебного года целесообразно проверить, умеют ли дети самостоятельно до начала работы приготовить все необходимое к занятию или игре и рационально разместить оборудование, а закончив работу, привести его в порядок. Именно эти умения крайне необходимо сформировать у старших дошкольников.

Дети 5 – 6 лет почти не нуждаются в обучении навыкам хозяйственно-бытового труда, однако в случае необходимости им можно напомнить последовательность работы. Например, воспитатель обращается к ребенку со словами: «Катя, я хочу попросить тебя приготовить все необходимое для ремонта кукольной одежды. Пожалуйста, ничего не забудь, чтобы потом не пришлось отвлекаться».

Задачей воспитателя является контроль за наличием у ребенка умения организовать свою работу, опираясь при этом на известную последовательность операций. Воспитатель проверяет, сможет ли ребенок сам просмотреть кукольную одежду, определить, какой необходим ремонт и что потребуется, чтобы его произвести (подобрать пуговицы по цвету платья и размеру петельки, нитки того же цвета, ленточки и пр.), принести коробку с иголками, ножницы и т. д.

Однако в практике недооценивается именно эта сторона деятельности: воспитатель ориентирует детей только на выполнение процесса действий. При этом не используются возможности труда для воспитания самостоятельности, способности к самоорганизации. А как они будут нужны ребенку с первых дней учебы в школе!

Удачным приемом, направленным на закрепление имеющихся умений, является предложение «поучить» малышей. Подобные предложения очень нравятся дошкольникам – ведь они выступают в роли учителей! Им приходится внимательно наблюдать за малышами, терпеливо относиться к их ошибкам и подсказывать нужные действия, не выполняя их за малыша. Такая позиция позволяет воспитывать у детей уверенность в себе: «Я могу научить других!»

Обучение приемам ухода за растениями и животными. Содержание труда дошкольников в природе можно условно разделить на два вида: уход за растениями и уход за животными.

Автор использовал рекомендации В. Г. Фокиной и Е. И. Корзаковой из книги «Воспитание дошкольника в труде» [8].

Отличительной чертой этого труда является в большинстве случаев получение отдаленного по времени результата: когда ребенок выдергивает из грядки морковку, которую вырастил сам, его лицо светится от восторга и удивления. Он так долго ждал, пока маленькое семечко превратится во вкусный оранжевый плод, который можно съесть самому, подарить маме, покормить им любимого кролика. Такая отдаленность результата во времени может оказать разное влияние на детей. Особенно на малышей: они не могут так долго ждать, и у них пропадает интерес к овладению навыками, связанными с выращиванием растений. А у старших детей можно воспитывать понимание необходимости постоянного, систематического, правильного ухода за растущими «зелеными друзьями», благодаря которому появятся и красивые цветы, и пушистая зелень, и разные овощи.

В младших группах детям доступно овладение лишь некоторыми трудовыми умениями при использовании наглядно-действенных приемов. Они нуждаются в поэтапном показе всех необходимых действий.

Так, воспитатель приглашает детей помочь полить домашние растения. Он показывает, сколько воды надо налить в лейку, как поливать растение, наклонив лейку, чтобы ее носик упирался в край горшка, обращает внимание на то, что если в поддоне показалась вода – полив надо прекратить. Ребенок следует за воспитателем, повторяя каждое его действие. Чтобы поддержать желание детей научиться необходимым приемам ухода за растениями, воспитатель демонстрирует свое беспокойство об их состоянии: «Почему-то опустились листики у растения? Не забыли ли мы вовремя полить его?»; радуется их росту, отмечает изменения, происходящие в процессе их роста и развития: «Смотрите, у нашей “дружной семейки” появился росток. Это листочек, но свернутый в трубочку. Это начинает расти новый листочек. Кто заметит, когда он развернется?»

После такого примера, приходя в детский сад, дети спешат к растению, а воспитатель, воспользовавшись таким интересом, отмечает, достаточно ли влажная земля в горшке.

Дети радуются появлению цветов, бутонов; это побуждает их охотнее учиться необходимым приемам ухода за растениями, а воспитатель всякий раз подчеркивает, что дети могут сами вырастить красивые цветы и украсить ими групповую комнату или зал. Так, ребята могут научиться протирать листья растений. Воспитатель показывает необходимые действия в медленном темпе, ведь приемы, которым он обучает малышей, очень конкретны, опираются на зрительные образы, факты и имеют большое значение для роста растений. С использования этих приемов начинается воспитание заботливого отношения к «зеленым друзьям».

Например, воспитатель отжимает мокрую тряпочку, чтобы с нее не капала вода, и раздает такие же тряпочки детям. Затем расправляет его на своей ладони, дети повторяют это движение. Потом кладет на ладонь лист растения и, поддерживая его, медленно, осторожно протирает его от черешка к концу, сначала сверху, затем снизу. При этом приговаривает: «Я очень осторожно протираю лист, чтобы не повредить его, не оторвать от стебля. И вы постарайтесь так же». Затем обращает внимание детей и на то, что тряпочки следует споласкивать в воде, отжимать, и ребята убеждаются в том, что растения становятся чистыми и блестящими, а вода – грязной.

Дети могут научиться сеять овес, особенно если в группе есть птичка, которой он необходим. Для обучения нужным приемам им раздаются маленькие коробочки с землей, в которую они втыкают одно за другим семечки близко друг к другу. Затем воспитатель засыпает семена землей. Целесообразно обучать не сразу всю группу, а подгруппы по 5 – 6 человек. Когда в их коробочках появятся всходы, такой посев производит другая подгруппа детей. Затем третья. Смысл такой очередности состоит в том, что разный срок выращивания травки позволит постепенно пользоваться то одной партией «зеленого угощения», то другой. А когда в первой партии коробочек овес будет израсходован, можно будет предложить детям повторный посев.

Детям доступны также приемы посева крупных семян (фасоли, гороха, настурции), но воспитателю необходимо заранее поставить палочки на место каждого зернышка, так как ребятам трудно на глаз определить нужное расстояние между ними.

Поэтапный показ необходим и при обучении детей посадке лука. Целесообразно заранее показать им подготовку ящиков с землей, установку колышков на местах будущей посадки луковиц. Детям предлагается рассмотреть луковицы, найти корешки, которые и будут «прятаться» в землю. По показу воспитателя малыши кладут луковицы на обозначенные места корешками вниз и вдавливают их в землю. Желательно обеспечить 3 – 4 действия каждому ребенку. Если в групповой комнате не позволяют условия, дети сажают лук весной на огороде детского сада.

В течение года малыши знакомятся с некоторыми приемами ухода за животными в уголке природы. Они могут кормить рыбок, птичку, хомячка, действуя совместно со взрослым. Несмотря на незначительный объем, трудовые операции позволяют воспитывать у детей заботливое отношение к животным, знакомить с их повадками. Так, малышам предлагается покормить рыбок, пользуясь ложечкой, насыпая корм в кормушку.

Например, ребенок рассматривает подводный мир аквариума.

– Какие красивые у нас рыбки! – говорит воспитатель, подходя к нему. – И водички мы им подлили, и камушки вымыли. А покормить-то забыли.

– Я хочу покормить, – обращается ребенок к воспитателю. Ценно то, что такое желание исходит от ребенка, а не является формальным указанием педагога.

– А корм у нас лежит в этом шкафчике, в коробочке. И ложечка там, – отвечает взрослый и поясняет ребенку последовательность действий, а при необходимости помогает выполнить нужное действие.

Малыши могут приобретать и некоторые умения, связанные с уходом за птичкой, хомячком. Воспитатель предлагает ребенку сначала вымыть поилку, кормушку, а затем налить кипяченой воды или положить корм. Дети узнают, где хранится корм, опилки для подстилки хомячку, подают воспитателю необходимые предметы, с его помощью ставят кормушки в клетки. Важно не допустить ошибки ребенка, который может оставить открытой дверцу клетки.

Очень часто малыши начинают разговаривать со своими питомцами и в своих обращениях проявляют заботу о них. Такое поведение следует поощрять.

С большой охотой малыши учатся кормить зимующих птиц. Хорошо, если воспитатель с осени соберет семена дикорастущих растений, побуждая к этому и детей. С наступлением зимы педагог напоминает, что осенью можно было собирать эти семена, а сейчас они все под снегом и птичкам не добраться до них, им становится голодно. С помощью воспитателя расчищается площадка, на которой размещается угощение; еще лучше подготовить кормушки. С какой радостью дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке! Они не забывают, что корм надо класть ежедневно, так как птицы привыкают к месту кормления.

В средней группе расширяются возможности участия детей в труде по уходу за растениями и животными. Воспитатель учит детей самостоятельно определять потребность растений в поливе, увлажнять землю на всей поверхности, наклоняя лейку поближе к ней. Внося луковичные растения (например, амариллис), взрослый предупреждает, что не следует лить воду на луковицу, учит рыхлить землю палочкой с заостренным концом, осторожными движениями, чтобы не повредить корни, разъясняет смысл такого ухода за растениями («сухая поливка»). Большой интерес дети проявляют к использованию пульверизатора для обрызгивания мелких листьев. Воспитатель разъясняет, какие листья не следует обрызгивать (одновременно дети узнают названия растений).

Разнообразнее становятся и приемы ухода за животными: дети учатся пользоваться ножом, нарезая кружочками морковь, кроша листья капусты, а также определять, сколько надо положить корма для кролика, хомяка, чтобы не оставалось лишнего корма и чтобы его хватило на весь день. Уход за животными уголка природы становится разнообразнее: дети учатся подливать воду в аквариум.

Закрепляются умения, связанные с посадкой лука, крупных семян растений. Детям становится доступным овладение такими умениями, как подготовка земли к посадке комнатных растений (просеивание, разминание комочков) и на огороде: рыхление граблями, очистка от камней, веток, прошлогодней листвы.

Важно учить детей правилам пользования инвентарем (лопатой, граблями и др.), тщательному выполнению трудовых операций, так как ребят захватывают лишь внешние действия, а не их цель. Следует учить их работать аккуратно, не торопясь, соблюдать осторожность, разъяснять цель каждого действия, демонстрировать результаты. После работы дети должны привести в порядок орудия труда, почистить, вымыть, протереть и поставить на место.

В труде, когда навыки малышей еще несовершенны, возможны всякого рода оплошности и воспитателю приходится порой вытереть пролитую воду, собрать рассыпанную землю, а в некоторых случаях – сменить ребенку обувь. Все это, конечно, необходимо делать, но лучше предупреждать подобные недочеты в действиях детей, с самого начала приучать их к культуре труда: если им предстоит носить воду, делать лунки в земле, педагог напоминает, что перед этим надо завернуть рукава, надеть фартук, не наливать в ведро воду до самых краев, нести воду осторожно, не спеша; что следует приготовить совочек, веник, тряпку на швабре, полотенце для вытирания рук и пр. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение поддерживать постоянный порядок во внешнем виде.

В старших группах у детей уже сформированы элементарные умения, связанные с уходом за растениями и животными уголка природы. Какими же новыми навыками могут овладеть дети 5 – 7 лет?

Многое зависит от условий, которые созданы в детском саду для организации этой деятельности. Если на детском огороде посажен горох, то воспитатель разъяснит детям, почему необходимо подвязать стебли к палочкам: «Когда мы подвяжем стебли гороха к палочкам, растения будут виться по ним и не мешать друг другу, все к солнышку потянутся. И на них будет больше цветов, и стручки будут крупнее». Если дети вырастили цветочную рассаду, им можно показать приемы ее пересадки в грунт.

Однако на практике воспитатель нередко допускает ошибки в процессе обучения детей. Рассмотрим пример.

Воспитатель сообщил детям, что сегодня они будут высаживать выращенную ими рассаду на грядку. Пригласил несколько ребят. Шесть ребят встали вдоль грядки. Необходимый инвентарь (совки, лейки, фартуки, колышки) был приготовлен воспитателем заранее.

– Обратите внимание, – говорит воспитатель, – грядка вскопана, земля рыхлая, в нее вбито несколько колышков. Они обозначают места пересадки рассады. А теперь будем учиться… Таня, возьми совочек и один кустик рассады… Теперь сделай лунку такой глубины, чтобы корешок рассады оказался целиком в лунке… Теперь положи его аккуратно, не помни корешки… Присыпь землей…

Таня выполняет каждое действие по указанию взрослого.

– Все видели, как Таня сажала росток? Теперь Володя будет сажать следующий кустик.

Мальчик действует также по указанию воспитателя. Вслед за ним подобным образом действует следующий ребенок.

Конечно, воспитатель стремился к тому, чтобы рассада была высажена правильно, чтобы ни одно растение не погибло. Дети впервые участвовали в такой работе, и это вызывало необходимость разъяснять последовательность ее выполнения, обратить внимание на аккуратность и тщательность. Но в то же время, был ли нужен такой пооперационный показ приемов? Во-первых, старшие дошкольники могут воспринимать речевую инструкцию в обобщенной форме. Во-вторых, такой пошаговый прием ставит ребенка в положение пассивного исполнителя. И в-третьих, остальным детям отводилась роль наблюдателей. И потому гораздо целесообразнее было сначала разъяснить суть каждого приема, его назначение, а затем предложить всем детям приступить к делу. А в процессе наблюдения за работой ребят что-то скорректировать, если в действиях допущена ошибка.

Обучение навыкам ручного труда осуществляется в старших группах детского сада. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью, древесиной, элементы ткачества, шитья, плетения, вышивания.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают готовую поделку, имеют возможность оценить ее качество.

Возможность изготовить предмет, имеющий практическое применение, своими руками очень привлекательна для детей.

Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим к овладению соответствующими навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Кроме того, любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для воспитания нравственно-волевых качеств, проявления фантазии, творчества.

Нередко причиной недостатков в работах детей является сложность задания. Казалось бы, чем оно сложнее, тем оригинальнее и интереснее будет результат. Но насколько целесообразно и приемлемо усложнение содержания? Сможет ли ребенок достаточно качественно выполнить такую работу?

Организуя ручной труд, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен приводить к результату, имеющему практическое значение, но без переутомления, без отрицательного влияния на здоровье ребенка.

Чтобы научить детей различным умениям, связанным с ручным трудом, нередко организуются занятия. Но не всегда их проведение целесообразно.

Например, автор присутствовал на занятии, на котором дети учились пришивать пуговицы. Им были показаны три способа пришивания пуговиц, а затем каждый ребенок упражнялся, пользуясь пуговицами трех размеров и цветов и кусочками ткани той же расцветки. Такого рода упражнения, безусловно, полезны, но полученный результат не имеет никакого практического значения.

Дети с большим удовольствием будут учиться пришивать пуговицы, если представить обучение в виде интересного задания, например, собрав возле себя несколько ребят, воспитатель говорит:

– Посмотрите, какое красивое панно я смастерила для малышей.

Воспитатель показывает панно, изготовленное путем пришивания пуговиц на зеленую ткань. На каждую пуговицу пристегнута розетка-цветок из ткани, имеющая в середине прорезь.

– Кто может догадаться, как я его смастерила?

Если ребята не догадаются, воспитатель отстегивает 1 – 2 розетки и показывает прорези в них, а затем предлагает детям смастерить такие же. Это предложение вызывает интерес, побуждает приняться за работу.

– А как вы думаете, зачем малышам понадобятся такие лужайки с цветами? Правильно, малыши будут учиться застегивать пуговицы.

Так скучное упражнение превращается в интересную работу. Дети отбирают цвета тканей, из которых будут вырезать цветы, располагают пуговицы на зеленом фоне панно. Воспитатель может предложить использовать шаблоны, по которым дети вырежут цветы. Прорези в цветах делает педагог.

Подобные упражнения могут быть использованы для изготовления божьей коровки, куклы в нарядном сарафане, пирамидки из кружочков и пр.

Другой пример приводит воспитатель из опыта своей работы: он предлагал детям «украсить елку». Для этого педагог изготовлял из плотной ткани силуэт елки. Дети пришивали к цветным кускам материи пуговицы, а затем вырезали силуэты игрушек: шариков, сосулек, домиков и пр., – которые затем пристегивались к елке.

Большой интерес проявляют дети к составлению аппликаций с использованием ткани. Они уже владеют ножницами, имеют опыт составления аппликаций из бумаги, что уже в какой-то мере способствует овладению приемами работы с тканью. Эта работа привлекает ребят своей новизной благодаря использованию ткани различной фактуры, что делает изготовленный предмет более ярким, красочным, необычным. Детям предлагается ткань разной фактуры, расцветки, а также шаблоны, лекала, пользуясь которыми ребята получают контуры будущих предметов [6].

Основные приемы работы могут быть показаны детям на занятии следующим образом. На столах воспитатель раскладывает открытые коробки с лоскутками разных тканей – однотонных и пестрых, фланели, байки, капрона, тонкого драпа и пр. Сначала предлагает детям рассмотреть несколько готовых работ: например, гриб-мухомор, шляпка которого изготовлена из сатина красного цвета в горошек; бабочка, крылья которой вырезаны из пестрого капрона; игрушечный зайчик из байки; дельфин из синег

Наши рекомендации