Дидактическая игра как способ повышения внутренней мотивации учения в младшем школьном возрасте

Федеральный государственный образовательный стандарт начального об­щего образования устанавливает новые требования к результатам образователь­ного процесса, к общекультурному, личностному и познавательному развитию обучающихся. В данной статье мы рассмотрим одну из основных проблем, реше­ние которой необходимо для повышения эффективности образовательного про­цесса, - проблему снижения внутренней мотивации обучающихся. Именно внут­ренняя мотивация учения обеспечивает высокий уровень познавательной актив­ности обучающихся, способствует овладению универсальными действиями и до­стижению высоких результатов обучения.

Рассмотрим подробнее понятие мотивов учения. Под мотивом учения при­нято понимать направленность ученика на различные стороны учебной деятель­ности. Мотивы учебной деятельности делятся на внутренние и внешние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями, учение служит средством дости­жения других целей. Внутренние мотивы, напротив, связаны с самим предметом деятельности. В этом случае получение знаний выступает не как средство дости­жения цели, а как сама цель деятельности. В рамках данной статьи мы рассмотрим возможности повышения внутренней мотивации учения.

При выборе способов повышения мотивации следует учитывать специфику процесса формирования мотивационной сферы обучающихся. Остановимся на этом вопросе подробнее. Внутренняя мотивация учения, как правило, формиру­ется у ребенка к концу дошкольного возраста и проявляется в формировании та­кого личностного новообразования как «внутренняя позиция школьника», кото­рую Л.И. Божович определяет как потребность ребенка посещать школу, включиться в новую деятельность учения, занять новое положение среди окружа­ющих[7]. Если проследить общую динамику мотивов учения от первого к четвер­тому классу, то выявляются следующие особенности. Вначале у школьников пре­обладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает инте­рес к первым результатам учебного труда, лишь после этого - к процессу, содер­жанию учения, а еще позднее - к способам добывания знания. Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным факторам переходят к интересу к закономерностям, принципам. Уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к спо­собам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к до­полнительным источникам знаний.

Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном воз­расте. Если же проследить количественную динамику, то проведенная диагно­стика уровня школьной мотивации обучающихся 1-4 классов позволила выявить тенденцию к снижению уровня мотивации к концу обучения в начальной школе, которое связано с тем, что постепенно пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность. Эту тенден­цию к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы наблю­дают учителя, её фиксируют и специальные исследования. Интерес к учебной де­ятельности планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-4 клас­сах. Установлено, что обучающиеся 3-4 классов не любят пересказывать прочи­танное, списывать, учить наизусть правила, а любят самостоятельно решать ин­тересные задачи, примеры, головоломки. Иными словами, обучающиеся началь­ной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможности инициативы и самостоятельности. В связи с этим понимание социальной значимости учения в третьих-четвертых классах должно быть подкреплено интересом к самому содер­жанию учения, к способам добывания знаний. В контексте решения данной про­блемы важно понять, каким образом можно вызвать у детей интерес к учебной деятельности и сделать так, чтобы этот интерес перерос в потребность, в жизнен­ную необходимость. На наш взгляд, одним из эффективных способов формирова­ния познавательного интереса обучающихся является использование дидактиче­ских игр в процессе обучения.

Дидактическая игра - это современный и признанный метод обучения и воспитания. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов облегчает усвоение учебного материала, поддерживает и усиливает интерес детей к учеб­ному предмету. Следует отметить, что именно игровая деятельность является предпосылкой для формирования учебной деятельности. Игра - это тот вид дея­тельности, который дети уже освоили на данном возрастном этапе и который вы­зывает у них интерес. Учитывая последовательность формирования ведущих ви­дов деятельности ребенка в рамках возрастной периодизации развития Л.С. Вы­готского и Д.Б. Эльконина, можно констатировать, что полноценная учеб­ная деятельность может сформироваться лишь на основе игровой, поскольку уче­ние направлено, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка сравнительно развитого воображения, формирующегося в игре. В связи с этим можно сделать вывод, что и учебная де­ятельность, и становление потребности и мотивов учения основываются на игро­вой деятельности[8].

В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направ­ленность, отражается многообразие применения. Так же как и сам урок игра реа­лизует познавательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. По­этому есть основание утверждать, что использование дидактической игры в си­стеме обучения является важным средством интенсификации учебной деятельно­сти школьников. Место и характер игры определяет учитель исходя из целей и задач урока, сложности материала, работоспособности класса. Однако следует помнить, что при проведении дидактических игр важно не только активизировать познавательную деятельность обучающихся, но и способствовать возникновению положительных эмоций у детей, чувства удовлетворенности. Эмоции, связанные с учением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значе­ние. В. А. Сухомлинский подчеркивает необходимость формирования эмоций в этом возрасте, т. к. недостатки эмоционального воспитания еще более трудно-восполнимы, чем недочеты в умственном развитии. Дидактические игры способ­ствуют актуализации эмоций в младшем школьном возрасте, эмоционально за­хватывают ребенка и стимулируют постановку им самостоятельных целей в уче­нии[9].

Итак, подводя итог, можно констатировать, что младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит её уровень в течение всего школьного возраста. Но учителю следует помнить, что в дошкольном периоде жизни ребенка доминировала игровая деятельность. В связи с этим мы считаем, что дидактические игры должны занимать важное место в обучении младших школьников. Дидактическая игра является одним из важных условий формирования внутренней мотивации учения в младшем школьном воз­расте, активизирует познавательную активность обучающихся и приносит эмоци­ональное удовлетворение. Она вызывают интерес у детей сначала к самой игре, а затем и к её содержанию, являясь условием для формирования познавательных потребностей обучающихся и внутренней мотивации учения.

Заключение

Феномен игры в педагогической науке - это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и по­вышения мотивации учащихся.

Игровые педагогические технологии - широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-позна­вательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.

Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятель­ности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, по­строении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.

Педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогиче­ского процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игро­вой среде.

Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по раз­личным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при плани­ровании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.

Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогиче­ский результат.

Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического за­дания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполне­ния поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиня­ется правилам игры, а учебный материал- ее средство. Дидактическая цель заня­тия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), - таким обра­зом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.

Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким об­разом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.

Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки и кроссворды, дети развивают внимательность память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности .

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим .

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова утверждала, что: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» .

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. А дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той
деятельности, которую он должен выполнить в школе. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе .

Таким образом, роль игры в обучении младших школьников заключается в том, что она служит средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Так же формируется устойчивый интерес к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Анализ показал, что ребенок в процессе игры овладевает общеучебными умениями, навыками учебной и самостоятельной работы, также формируются адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, то есть особое отношение личности.

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-387с.

2. Абакумова Л.Б., Абдулина Е.К. - Игровые системы КОВР как факторактивизации познавательной деятельности/ Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическойконференции 31 августа 2015 г. Том 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – 184

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Рус. яз., 1989.

4. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1995.

5. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологиче­ские проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 2015.-441с.

6. Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников.\\ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 117-119.

7. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. - 1991. - №1. - С. 23.

8. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В.В. Волина. -М.: Аст, 1996.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2014. 400 с.

10.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и выс­ших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 288 с.

11.Горева О.М. Современное состояние института семьи: проблемы и пер­спективы / О.М. Горева, Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Историческая и соци­ально-образовательная мысль. - 2014. - Т. 6. - №6-2 (28). - 310 с.

12.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / Отв. Ред. И сост. П.В.Алексеев / С.И Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 448 с.

13.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. -М.: Рус. яз., 1999.

14.Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина - М. : Просвещение, 20013. - 315 с.

15. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.: 2015. – 272 с.

16.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. - М.: Про­свещение, 1988. - С. 172

17.Карягина Н.Н. Развитие орфографической грамотности младших школь­ников / Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицина. - Волгоград, 2008.

18.Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. 1-4 классы / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.

19.Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.-387с.

20.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2012. - 215 с.

21.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2015. - 200 с.

22.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обуче­ния / Д.Н. Кавтарадзе. - М., 2014. - 322 с.

23.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просве­щение, 2015. 96 с.

24.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.,2015.-441мс.

25.Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1984.

26.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М., 2012. - 257 с.

27.Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе/ Т.П. Лакоце-нина. - Ростов н/Д: Учитель, 2008.

28.Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - С. 63.

29.Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2011. 32с.

30.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 2013.-287с.

31.Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении рус­скому языку / А.Н. Матвеева. - М.: Просвещение, 1982.

32.Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Мак-симчук. - М.: Вако, 2004.-441с.

33.Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. –М.,2015.-441с.

34.Орлова Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников: Дис. канд. пед. наук. - Киров, 2015. - 56 с.

35.Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - 3-е изд. - М., 2014. - 215 с.

36.Степаненкова Э.Я. Творческая направленность деятельности детей в по­движных играх / Э.Я. Степаненкова // Семинарские, лабораторные и практиче­ские занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей» / Под ред. А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2015. - 119 с.

37.Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -360 с.

38.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 2015.-387с.

39.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 2015.-578с.

40.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2015.-298с.

41.Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской иг­ры: ретроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - №11. - С. 3-11.

42.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015. – 387с.

43.Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. -Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - С. 516.

44.

45.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2015.-687с.

46.

[1] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.-С.115.

[2] Борисова О.М. Успех в играх и учебная деятельность младших школьников.\\ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 117.

[3] Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988.-С.119.

[4] Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015.С.102.

[5] Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2015.С.56.

[6] Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Мак-симчук. - М.: Вако, 2004.-С.87.

[7] Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.С.112.

[8] Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 2015.-С.187.

[9] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2015.-С.119.

Наши рекомендации